|
|
|
25.10.2008 Как карта ляжет...
В ходе встреч в регионах избиратели часто поднимают проблемы покупки товаров и услуг посредством платежных карточек. Применение пластиковых карт выгодно как для граждан, так и для государства. В частности, потребители имеют право выбора оплаты в наличной либо безналичной форме, а при отсутствии карманных денег — без затруднений могут заплатить с карточки. В условиях динамичного развития розничного товарооборота, роста потребительских расходов населения, необходимо повышать транспарентность денежных потоков, стимулировать безналичную форму оплаты, ввиду того, что «розничный» сектор экономики недостаточно «прозрачен». Развитие безналичных платежей является также актуальным для государства в рамках рассматриваемого в настоящее время Мажилисом законопроекта о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма. Широкое и повсеместное использование платежных карточек позволит, кроме всего прочего, снизить расходы государства на поддержание оборота наличных денег в экономике. Вдобавок, исходя из международного опыта, в наиболее прогрессивных странах взаиморасчеты наличностью осуществляются в очень незначительных объемах. Несмотря на то что в целом данный вопрос в нашей республике не остается без внимания, что подтверждается наличием в Законе «О платежах и переводах денег» обязанности торговых (обслуживающих) организаций принимать платежи с использованием платежных карточек, постановления Правительства, устанавливающего категории таких организаций, и административной ответственности за отказ в принятии упомянутых платежей в Административном кодексе, проблема применения перечисленных актов остается нерешенной. Фактически это превращает нормы законодательства в декларации. Наиболее приемлемым вариантом решения здесь видится необходимость возложения контроля со стороны государства в рассматриваемой сфере на Налоговый комитет Министерства финансов. Во-первых, комитет располагает информацией по всем налогоплательщикам, в том числе торговым (обслуживающим) организациям. Во-вторых, он осуществляет проверку на наличие контрольно-кассовых машин, что не исключает одновременной проверки наличия POS-терминалов, посредством которых осуществляется оплата с использованием платежных карточек. Более того, обширная сеть территориальных подразделений Налогового комитета позволила бы осуществлять повсеместный и эффективный контроль. При этом не потребуется создание новых структур в областях и, следовательно, затрат из республиканского бюджета. Также хочу обратить внимание на низкое качество услуг, предоставляемых банками населению по безналичным расчетам. Это частое отключение банкоматов, отсутствие в них денег, поломка программного обеспечения при осуществлении оплат, выдача недостаточных сумм, например, ряд банкоматов ограничивает разовую выдачу денег в пределах 15 тысяч тенге. Перечисленные недостатки затрудняют доступ граждан к собственным финансовым средствам, а также не позволяют беспрепятственно и своевременно оплачивать весь перечень потребляемых услуг, в том числе коммунальных. Учитывая все вышеизложенное, прошу Премьер-Министра Карима Масимова принять соответствующее решение по созданию условий для бесперебойного доступа граждан к банковским услугам, одновременно проработав комплекс мер ответственности за нарушение законодательства о платежах и переводах денег, а также за услуги, оказываемые банками некачественно.
Серик ОСПАНОВ, депутат Мажилиса Парламента РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |