|
|
|
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (www.and.kz)
10.11.2008 Продажный актив Россия полностью выкупила долю Омана в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК), заявили 5 ноября представители «Транснефти». Источник, близкий к нефтегазовому рынку, сказал «&», что КазМунайГаз (КМГ) так просто не отступит и продолжит переговоры с Россией. Росимущество (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ) выкупило 7%-ную долю Омана в КТК и готовится передать ее «Транснефти» (управляет 24%-ной долей России в КТК), сообщают «Ведомости» со ссылкой на источник в Минэнерго России. По информации издания, Росимущество купило две компании: Oman CPC (у нее 7% акций КТК) и Oman CPC Investment (кредитор консорциума). Доля султаната обошлась России в $700 млн. Между тем преимущественное право выкупа оманской доли было у двух государств - акционеров КТК - Казахстана и России. 30 октября Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предлагал премьеру РФ Владимиру Путину поделить пакет Омана в КТК. «Я не могу сказать наверняка, но, по-моему, мы его уже выкупили», - сказал тогда Путин. Теперь Россия, имея 31% акций КТК, стала его крупнейшим акционером. По словам источника «&», КМГ, управляющий 19% акций Казахстана в КТК, не понимает, с какой стати «Транснефть» публично заявляет о покупке всей доли Омана. «Как только султанат выставил оферту Казахстану и России, на правительственном уровне обеих стран было решено разделить предлагаемый пакет, - возмущается собеседник. - Могу сказать, что КМГ намерен провести переговоры с российской компанией по этому поводу». Начальник аналитического департамента ИК «Открытие» Халиль Шехмаметьев не склонен драматизировать ситуацию, несмотря на то, что действия России по отношению к Казахстану могут, по его мнению, показаться неэтичными. «Заявление «Транснефти», которая всего лишь управляет долей России в трубе, нельзя рассматривать как окончательное политическое решение, - сказал «&» г-н Шехмаметьев. - Если глава правительства говорил о готовности разделить долю Омана с Казахстаном, то стоит верить именно этому». Эксперт предполагает, что после завершения сделки РФ просто продаст обещанные 3% Казахстану. «Нужно понимать, что процесс выкупа одной доли двумя государствами очень долгий, а поскольку Оман хотел ускорить сделку, то России проще и быстрее было выкупить его самой, - рассуждает г-н Шехмаметьев. - Обе страны слишком долго сотрудничают, чтобы испортить отношения из-за $200-300 млн.». По мнению старшего аналитика по нефти и газу ИК «Метрополь» Александра Назарова, действия России - нормальный бизнес, и здесь нет места рассуждениям об этичности. «Эмоции здесь неуместны, и нужно объективно взглянуть на ситуацию, - сказал «&» г-н Назаров. - Оман предложил свои акции, установил сроки их продажи, и Россия сработала оперативнее. Да и в расстановке сил мало что изменилось: Россия изначально имела больше акций, чем остальные члены, просто теперь разница немного увеличилась». К тому же не стоит беспокоиться о том, что теперь Россия может принимать ключевые решения единолично, уверяет эксперт. Ведь согласно уставу КТК они должны утверждаться единогласно всеми участниками консорциума. И ситуация с ВР, когда компания не давала своего согласия на расширение трубы, стала подтверждением этого. «Сегодня акционерный пакет двух государств - участников КТК составляет 50%, столько же у частных компаний, - рассуждает г-н Назаров. - Так что последние могут уверенно блокировать принятие инициатив страновых акционеров, и в этом случае, есть доля Омана у кого-то из них или ее нет, становится неважным». Кроме того, Казахстан и Россия связаны проектами по транспортировке и переработке газа, а это важнее, чем убыточный КТК. СправкаСтроительство КТК финансировалось за счет заемных средств акционеров - $2,2 млрд., из них $154 млн. вложил Оман. В 2007 году консорциум впервые получил чистую прибыль - $423 млн., но не заплатил дивиденды (из-за долгов - около $5 млрд.). В настоящее время стоимость расширения трубы оценивается в $3,5 млрд. Первая фаза предполагает модернизацию существующих нефтеперекачивающих станций (НПС), во вторую и третью фазы будут построены по пять новых НПС. Реализация первой фазы проекта запланирована на 2011 год, второй - на 2012 год, третьей - на 2013 год.
Ксения Бондал
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |