|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
12.11.2008 Буксуют все.
Еще недавно правительство было сторонником введения новых пошлин на ввоз иномарок. Мы сообщали о том, что рассматривался проект поправок об увеличении размеров растаможки не только для автомобилей, бывших в эксплуатации, но и для абсолютно новых, которыми торгуют официальные дилеры, перечисляющие в бюджет налоги. Общественность считала, что правительство пыталось таким способом лоббировать интересы круп-ных автосалонов, создавая им преимущество на рынке. Но на прошлой неделе премьер-министр Карим Масимов пообещал, что во время кризиса подобные меры рассматриваться не будут. Почему произошел такой поворот, можно догадаться, ознакомившись с тенденциями авторынка. Год еще не закончился, но уже ясно, что продажи у всех «белых» дилеров существенно снизились. То есть даже нынешние размеры пошлин и акцизов привели к сужению налогооблагаемой базы. В числе лидеров падения оказались немецкие бренды Mercedes и Audi. Начиная с 2002 года рынок новых иномарок ежегодно прирастал в среднем на 50 процентов. Прошлый год считался для официальных дилеров самым удачным в современной истории. В Казахстане, за исключением машин китайского и российского производства, было продано свыше 31 тысячи новых иномарок (рост 53 процента). Продавцы, воодушевленные потребительским бумом, хотя и с некоторой осторожностью (произошло удорожание кредитов), делали оптимистические прогнозы на будущее. Но реальность оказалась иной. В этом году кризис опустил на землю все торговые марки, за исключением Ssang Young (увеличение продаж на 87,9 процента) и Mitsubishi (7,5 процента). Но эта статистика лишь подтверждает правило: к нулю прирастать легко. Дело в том, что эти марки появились у нас недавно. Например, начавший работу в прошлом году официальный дистрибьютор Mitsubishi Motors в Казахстане еще в январе обещал увеличить объемы продаж на 68 процентов, доведя их до 7 тысяч автомобилей. Ssang Young также появился недавно. Между тем по информации, предоставленной экспертами ТОО Toyota Tsusho Kazakhstan Auto, кризис ударил по казахстанцам очень серьезно. Дело в том, что теперь только 3,4 процента семей могут позволить себе приобретение нового автомобиля. Эта цифра сама по себе интересна, так как показывает реальное количество имущих граждан Казахстана. Если 96 процентам домохозяйств недоступны машины, то еще большей категории населения закрыт доступ на рынок жилья, на котором некоторые специалисты предсказывают скорый рост цен. Что касается авторынка, то в этом году большинство бюджетных организаций покупают автомобили местного производства: Skoda и Chevrolet, тогда как в прошлом октябре преимущество было за марками Toyota, VW, Nissan. Даже несмотря на то, что сейчас почти в три раза увеличились торговые скидки - с 7 до 20 процентов. В какой-то мере эта статистика связана с проблемами автокредитования. Увеличился как процент банковского вознаграждения, так и сроки рассмотрения заявок на кредит. Год назад клиент за три дня получал «да» или «нет» от банков. Сейчас на это уходит до 30 суток. Между тем по состоянию на 31 октября 2008 года на территории Казахстана официально представлены 22 марки автомобилей импортного производства, которых было продано в общей сложности всего 20163 штуки. Это на 7687 единиц (27,6 процента) меньше, чем за аналогичный период 2007 года. Снижение покупательской активности вследствие ухудшения экономической ситуации привело к тому, что большинство брендов имеют отрицательную динамику продаж. Хуже всего дела обстоят с реализацией Audi (снижение показателей на 67,8 процента), Fiat (ухудшение на 59,6 процента) и Mercedes (минус 56,4 процента). В этих условиях лидером по количеству покупаемых автомобилей является бренд Toyota - 5929 проданных автомобилей за январь-октябрь 2008 года, что составляет 29,4 процента общего рынка новых автомобилей. Но в 2007 году было продано гораздо больше машин этой марки - 8707 штук. На втором месте по количеству продаваемых автомобилей марка Daewoo - 2078 штук. На третьем месте бренд VW - 1872 проданных автомобиля. Естественно, что при таких показателях в этом году бюджет получит гораздо меньшие суммы от автодилеров, так как не только упали продажи, но и вследствие торговых скидок уменьшились доходы компаний, облагаемых налогами.
Игорь НЕВОЛИН, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |