|
|
|
26.11.2008 Доклад
Уважаемый Касымжомарт Кемелевич! Уважаемые депутаты!
Сегодня у нас не совсем обычное заседание, можно сказать историческое. Впервые мы на основе одновременно внесенных и в целом уже одобренных Бюджетного и Налогового кодексов рассматриваем трехлетний главный финансовый документ страны. В то же время, впервые за последнее десятилетие мы обсуждаем бюджет в условиях ежедневных изменений хода протекания самого жесточайшего в новейшей истории мирового экономического кризиса. Одновременно вошли в рецессию такие ведущие развитые экономики мира, как США, Япония, большинство стран Европейского Союза, что способствует замедлению мировой экономики в целом и сокращению общемирового потребления. МВФ прогнозирует снижение темпов роста мировой экономики с 3,7% в 2008 году до 2,2% в 2009 году. Данные явления, как Вы знаете, стали следствием второй волны глобального финансового кризиса, разразившегося во втором полугодии т.г., который привел к сокращению спроса и падению цен на международных товарных рынках. Казахстан также испытывает на себе негативное влияние внешних факторов. Происходит снижение уровня мировых цен на нефть, металлы, являющиеся основными составляющими товарного экспорта Казахстана. Уже сейчас наблюдается снижение уровня мировых цен на нефть. После того, как цены на нефть достигли своего исторического максимума в июле т.г., они снизились почти в три раза по сравнению с июльским уровнем. Сейчас цена 1 барреля нефти Brent уже упала ниже психологической отметки в 50 долларов США и имеет тенденцию к дальнейшему падению. Наблюдается снижение и по другим нашим товарным позициям. С начала текущего года мировые цены на основные промышленные металлы снизились в среднем на 35-40%. В 2009 году ожидается дальнейшее снижение цен на металлы, вызванное сокращением спроса. В силу высокой интегрированности Казахстана в мировую экономику, замедление её роста будет влиять и на развитие казахстанской экономики. Последствия начавшегося замедления мировой экономики и сокращения спроса прослеживаются уже в текущем году. Реальный рост ВВП за 9 месяцев 2008 года, по оперативным данным, составил 3,9 %. Отмечается снижение объемов производства в отраслях обрабатывающей промышленности, в первую очередь, в металлургии.
Уважаемые депутаты!
Принимая во внимание оценки международных экспертов, прогноз мировой цены на нефть пересмотрен в сторону снижения и за основу принят консервативный прогноз при мировой цене на нефть 40 долларов за баррель в 2009 году и 50 долларов за баррель в последующие годы. Такие же меры, как Вы знаете, предприняты и в соседней Российской Федерации. Среднегодовой темп роста экономики в 2009 - 2013 годах по уточненным прогнозам составит 2,7-4,1%. ВВП на душу населения к 2013 году составит более 13 000 долларов США (планировали 15 737$). С учетом принимаемых мер и реализации разработанной правительством совместно с НБ, АФН и ФНБ «Самрук-Казына» программой по стабилизации экономики и финансовой системы, основой сбалансированного экономического роста станет стимулирование инвестиционного процесса, при котором устойчивые темпы роста инвестиций, опережающие темпы роста ВВП, составят 8,0 - 8,6 %. Среднегодовой прирост объема промышленной продукции в 2009 - 2013 годах составит 2,9 %, прирост валовой продукции сельского хозяйства - 3,2 %. Среднегодовой прирост объема строительных работ ожидается на уровне 2,3 %. Услуги транспорта возрастут в среднем на 2,7 %, объем предоставляемых услуг связи на 10,2 % в среднегодовом выражении. Уровень инфляции на конец периода будет постепенно снижаться и к 2013 году будет удерживаться в коридоре 5,5 - 7,5 %. Правительство намерено проводить политику, направленную на обеспечение сбалансированного и качественного экономического роста через эффективное использование инструментов монетарной, фискальной, а также структурной политик. Считаем, что такой подход наряду с предпринимаемыми Правительством мерами по обеспечению макроэкономической и финансовой стабильности позволит обеспечить устойчивые темпы экономического роста, и не допустить нарушения макроэкономического баланса. В результате, уточненный прогноз доходов республиканского бюджета в связи с изменением макроэкономических показателей на 2009 год составит 1 900,6 млрд. тенге, или с уменьшением на 301,0 млрд. тенге против параметров представленного в Сенат Парламента законопроекта. В общем предыдущие прогнозы доходов уменьшены: на 151 млрд.тенге в результате снижения прогнозируемых макроэкономических показателей (внутренней добавленной стоимости ненефтянного сектора, объемов импорта и экспорта); на 80 млрд. тенге за счет расширения в проекте нового Налогового кодекса инвестиционных налоговых преференций на весь несырьевой сектор экономики. Кроме того, в доходах республиканского бюджета на 2009 год были предусмотрены дополнительные поступления за счет расширения деловой активности предпринимателей в результате снижения ставок корпоративного подоходного налога и налога на добавленную стоимость в сумме 90 млрд. тенге. Однако, ввиду снижения деловой активности в сегодняшних условиях считаем целесообразным сократить эту сумму в 2009 году на 70 млрд. тенге. Аналогичные изменения предлагается учесть и по последующим двум годам. Уточненный прогноз поступлений в Национальный фонд при цене на нефть 40 долл. США за баррель составит в 2009 году 954,0 млрд. тенге, или с уменьшением на 498,1 млрд. тенге против представленного в Сенат Парламента. На 2010-2011 годы уточненный прогноз доходов республиканского бюджета составит 2 017,5 млрд.тенге и 2 177,8 млрд. тенге, или на 444,1 млрд.тенге и 622,9 млрд.тенге меньше представленного в Сенат Парламента соответственно. В целях компенсации потерь доходной части в 2011 году предлагается увеличить на 114 млрд.тенге размер привлекаемого гарантированного трансферта из Национального фонда, который в результате составит в 2011 году 1 126,4 млрд.тенге (или 33,3 % от активов Фонда). Показатели 2009 и 2010 годов остались на уровне установленном во внесенном проекте. В связи со складывающейся ситуацией мы вынуждены просить Вас оптимизировать расходы рассматриваемого проекта республиканского бюджета на 2009-2011 годы. В результате, предлагается сократить следующие расходы: - на строительство новых объектов, обеспечивающих деятельность государственных органов, включая объектов недвижимости за рубежом, а также подведомственных структур (МФ (НК), МВД, МЮ, ВС, МЧС, РГ, УД) на 53 млрд.тенге (в 2009 году на 14 млрд.тенге, в 2010 году на 23 млрд.тенге в 2011 году на 16 млрд.тенге) в связи с тем, что их реализация не носит безотлагательного характера и может быть перенесена на более лучшие времена; - сокращены капитальные расходы, направленные на материально-техническое оснащение и капитальный ремонт государственных органов и учреждений (на 9 млрд.тенге в 2009 г., и еще по 13 млрд. тенге в 2010-2011 годах); - значительно оптимизированы средства, аккумулированные в Резерве Правительства, предусмотренного на неотложные затраты (на 32,4 млрд.тенге в 2009 г., на 35 млрд. тенге в 2010 г. и на 36,4 млрд.тенге в 2011 г.); - сокращены расходы, направленные на модернизацию и приобретение вооружения и военной техники Министерства обороны (в 2009 г. - на 20 млрд.тенге, в 2010 г. на 21 млрд.тенге и в 2011 году на 30 млрд.тенге (в 2010-2011 годах уменьшение произошло в связи с изменением прогноза ВВП); - предложена поэтапная реализация мероприятий, направленных на реализацию Космической программы, а также ряда других программ. Эти расходы на 2009 год в основном просто сокращены вдвое. С целью оптимизации расходов в 2010-2011 годах перенесена на последующий период реализация ряда новых проектов, ранее запланированных на эти годы. Пересмотрены схемы реализации ряда прорывных проектов, в частности строительство Балхашской ТЭС, атомной электростанции в городе Актау, газохимического комплекса в Атырауской области. Данные проекты предлагается, как в целом, так и частично профинансировать за счет 10 млрд. долларов США, выделяемых «ФНБ «Самрук-Казына» из Национального фонда. Перенесены на последующие годы часть расходов на строительство и реконструкцию автомобильной дороги Западная Европа - Западный Китай. Протяженность коридора составляет более 2 тыс. км. Министерством транспорта и коммуникаций предлагается одновременная реконструкция всех участков. Учитывая масштабность проекта, это вызовет дефицит на битум и цемент, что повлечет резкое увеличение стоимости данных товаров и соответственно, будет оказывать инфляционное давление на другие отрасли. В связи с чем, целесообразней вести поэтапную реализацию проекта. Подробное описание каждого сокращения расходных программ есть в раздаточных материалах. Кроме того, мы вынуждены предложить пересмотреть ранее принятые в Мажилисе поправки, в частности исключить расходы на приобретение вертолета для МЧС (1,641 млрд.тенге), а также на строительство объектов для государственного учреждения «Павлодарский дом психохроников» (432,5 млн.тенге). В результате предлагаемых изменений, параметры республиканского бюджета составят:
По поступлениям:
в 2009 году 2 860,9 млрд. тенге, в 2010 году - 3 198,5 млрд. тенге, в 2011 году - 3 477,5 млрд. тенге, что меньше уточненного прогноза 2008 года на 476,3 млрд. тенге и 138,6 млрд. тенге в 2009 и 2010 годах соответственно, в 2011 году увеличение относительно 2008 года составит 140,4 млрд. тенге. Вы помните месяц назад при уточнении республиканского бюджета на 2008 год поступления и расходы были увеличены на 607,5 млрд. тенге за счет привлечения целевого трансферта из Национального Фонда. Расходы республиканского бюджета составят в 2009 году 3 432,2 млрд. тенге, что на 239,3 млрд. тенге меньше плана на 2008 год, в 2010 году - 3 856,4 млрд. тенге и в 2011 году - 3 992,5 млрд. тенге, рост по сравнению с 2008 годом составит 184,8 и 321 млрд. тенге соответственно. Дефицит бюджета в 2009 году составит 571,4 млрд. тенге или 3,4% от ВВП, в 2010 году - 657,8 млрд. тенге или 3,5% от ВВП, в 2011 году 514,9 млрд. тенге или 2,4% от ВВП.
Уважаемые депутаты!
В целях выполнения поручения Главы государства об обеспечении полной гарантии государства пенсионных вкладов предлагается в текстовую часть законопроекта включить новую статью следующего содержания: «Выполнение гарантий государства получателям пенсионных выплат по сохранности обязательных пенсионных взносов в накопительных пенсионных фондах в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты осуществляется по республиканской бюджетной программе 002 «Пенсионная программа» Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.». В заключение хотелось бы отметить, что при оптимизации не были затронуты расходы, направленные на социальную поддержку населения, строительство социальных объектов, на выплату заработной платы. Уважаемые депутаты, все поручения, озвученные Главой Государства в Послании народу Казахстана и предусмотренные в платформе партии «Нур-Отан», остаются неизменными и будут реализованы в полной мере в течение предстоящих трех лет. Это, в первую очередь, конечно, речь идет о социальных обязательствах государства. В рассматриваемом законопроекте ппредусмотрен ежегодный рост расходов на поддержку и развитие социальной сферы. В бюджетной сфере будет осуществлено: - 2-х-кратное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, в т.ч. в 2009 году на 25 %, 2010 году - 25 % и в 2011 году - 30 %; - расширение перечня получателей доплат за психоэмоциональные и физические нагрузки. Это отдельные категории врачей и медицинских работников (неонатологи, онкогематологи, фтизиаторы, специалисты лучевой диагностики и ряд других специальностей). В сфере социального обеспечения и социальной помощи предусмотрено увеличение средних размеров пенсий в 2009 году - на 25 %, в 2010 году - 25 % и в 2011 году - на 30 %. Также в соответствии с Посланием Главы Государства в среднем на 9% будут увеличиваться размеры государственных социальных пособий и специальных государственных пособий. Предусмотрены средства на увеличение квоты для переселения на историческую Родину оралманов до 20 тысяч семей в год. Также в целях стимулирования рождаемости и улучшения демографической ситуации повышаются ежемесячные пособия по уходу за ребенком, а с 2010 года будет увеличен размер единовременных пособий на рождение 4-го и более ребенка. Кроме того, впервые с 2010 года вводится пособие родителям, опекунам, воспитывающим детей - инвалидов, размер которого в 2009 году составит 14 548 тенге, в 2011 году - 15 639 тенге. Все мероприятия, направленные на реализацию Государственной программы развития образования на 2005 - 2010 годы, также будут профинансированы в полной мере. В рамках проекта «100 школ 100 больниц» предусмотрена дальнейшая реализация строительства и реконструкции дошкольных организаций, объектов начального, основного среднего и общего среднего образования. Также заложено финансирование проведения капитального ремонта учебных корпусов и общежитий государственных высших учебных заведений. Предусматриваются средства на реализацию Государственной программы развития профессионального и технического образования на 2008 - 2010 годы по подготовке кадров технического и обслуживающего труда, стоимость которой в целом составит 30 млрд. тенге (в том числе в 2009-2010 годах 25,9 млрд. тенге). Кроме того, в целях реализации поручения Главы Государства, данного на открытии сессии Парламента, предусмотрено повышение размера стипендий студентам (в 2009 году на 25 %, 2010 году на 25% и в 2011 году на 30 %), в результате чего средний размер стипендий составит в 2009 году 9 375 тенге, в 2011 году 15 235 тенге (в текущем году 7 500 тенге). Также с 1 сентября следующего года будут увеличены размеры государственных образовательных грантов на обучение кадров в национальных университетах в рамках нового приема. В сфере здравоохранения предусмотрены расходы на обеспечение и расширение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в 2009 году - 34 млрд. тенге, в 2010 году - 47 млрд. тенге, в 2011 - 54 млрд. тенге, в том числе, целевые текущие трансферты местным бюджетам на обеспечение больных гемофилией VII - VIII - IX факторами крови более 3 млрд. тенге ежегодно. Кроме того задачи по индустриализации, инновационному развитию с строительству инфраструктуры как я отметил выше с некоторым переформатированием механизма финансирования также будут выполнены в полном объеме. Уважаемые депутаты! Хотелось выразить свою благодарность за понимание, и надеемся на Вашу поддержку.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |