|
|
|
02.12.2008 НПФ: нет причины для беспокойства
Пенсионная система в Казахстане нацелена на решение двуединой задачи: с одной стороны — наиболее эффективно использовать ресурсы накопительных пенсионных фондов (НПФ) для содействия развитию экономики, с другой — обеспечить повышение доходности пенсионных вкладов. Реализация этой задачи осложняется в условиях глобального финансово-экономического кризиса. Тем не менее государство продолжает уделять большое внимание проблемам социальной сферы и в первую очередь стабильности пенсионных накоплений граждан. Как можно охарактеризовать нынешнее состояние нашей пенсионной системы? Оценить ее по итогам девяти месяцев этого года можно следующими показателями. Общее количество индивидуальных счетов в 14 накопительных пенсионных фондах составляет более 9,5 миллиона, из них около 0,1 миллиона — счета добровольных пенсионных взносов. По данным Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН), на первое октября сумма пенсионных накоплений составила 1 382 миллиарда тенге. Доля чистого дохода при этом составила порядка 338 миллиардов. То есть пенсионные фонды управляют огромным объемом финансовых ресурсов. При этом за данный период четыре фонда, среди которых есть крупные, допустили убыток на общую сумму 5,5 миллиарда тенге. Это обусловлено падением цен на некоторые финансовые инструменты, в которые были вложены пенсионные активы в результате проявлений мирового финансово-экономического кризиса. Причин этому, по мнению экспертов, несколько. Во-первых, не все пенсионные фонды могут обеспечить относительную финансовую устойчивость по расчету средневзвешенной величины реального дохода. При этом совокупная доля этих фондов по сумме пенсионных накоплений составляет более половины от всего пенсионного сектора. Во-вторых, ряд пенсионных фондов являются «дочками» коммерческих банков и напрямую аффилиированы с ними. Это означает, что инвестиционные решения могут приниматься фондами не самостоятельно, а под «руководством» банков, для которых обычно прибыль должна быть максимизирована, например, через покупку собственных акций и использование высокорискованных инструментов, что рано или поздно может обернуться ущербом для самих фондов. В-третьих, если накопительный принцип работает хорошо в стабильно развивающейся экономике, то в условиях экономического кризиса происходят как снижение уровня занятости населения, так и снижение доходов работников. Следовательно, уменьшаются их пенсионные отчисления, что приводит к снижению суммы пенсионных накоплений в фондах. В-четвертых, из-за ухудшения положения на мировых рынках стоимость привлекательных ценных бумаг, включая акции прибыльных компаний, значительно снижается. Указанные причины приводят к понижению инвестиционного дохода пенсионных фондов и, следовательно, отрицательно сказываются на уровне накоплений вкладчиков. Многие участники финансового рынка отмечают, что среди причин понижения уровня пенсионных накоплений наиболее значимой стала низкая доходность инвестиционной деятельности НПФ, уровень которой имеет тенденцию к снижению. В сложившихся условиях на первый план выходит стратегическая задача — обеспечить устойчивость пенсионной системы. АФН как уполномоченный орган проводит постоянный мониторинг состояния пенсионных вложений. В случае увеличения рисков, способствующих ухудшению финансового положения пенсионных фондов и организаций, осуществляющих их инвестиционное управление, государством предусмотрены меры раннего реагирования. Перечень мер включает: изменение организационной структуры, штатной численности управляющих организаций, изменение состава инвестиционного комитета, передачу пенсионных активов в управление другой организации, оптимизацию структуры инвестиционного портфеля, сокращение административных расходов и другие. Обеспечение высокой доходности пенсионных вложений, с одной стороны, и повышение устойчивости фондов, с другой — предполагают использование финансовых инструментов, обладающих разными уровнями инвестиционных рисков. В связи с этим представляется необходимым, чтобы пенсионные фонды предлагали своим вкладчикам различные по уровню риска и доходности стратегии инвестирования пенсионных накоплений: консервативную, умеренную и агрессивную, которые обладали бы низким, средним и высоким уровнями доходности соответственно. Для обеспечения безопасности вложений пенсионных активов имеется необходимость лимитировать возможность вложений пенсионных средств в высокорискованные финансовые инструменты. Решению этого вопроса также будет способствовать применение консервативных стратегий инвестиционной деятельности фондов, то есть вложение в менее доходные, но более стабильные и устойчивые ценные бумаги. К таким бумагам, прежде всего, относятся государственные ценные бумаги, акции и облигации, включая ценные бумаги Национального банка, Министерства финансов, акции государственных структур и другие. Планируется, что будут выпущены акции Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». Государство намерено поддержать структуры, инвестирующие ценные бумаги. В этом году запланирован выпуск государственных ценных бумаг на сумму около 500 миллиардов тенге, приобретение которых будет служить действенной защитой инвестиций от внешнеэкономического давления. Также АФН уточняет, что сам вкладчик сможет активно участвовать в инвестиционной деятельности. В рамках развития пенсионной системы предусматривается расширение спектра финансовых инструментов, в которые могут быть инвестированы пенсионные деньги. При этом значительно будет возрастать роль государства как основного гаранта национальных интересов в обществе. Большое значение в решении проблемы повышения устойчивости и стабильности пенсионных фондов будет иметь увеличение выпуска государственных ценных бумаг в следующем году на сумму до 700 миллиардов тенге. Предполагается, что значительная их часть будет инвестирована в средства НПФ. Поэтому, несмотря на усиление кризисных явлений в мировой экономике, государство продолжает уделять большое внимание проблемам социальной сферы и в первую очередь стабильности пенсионных накоплений. В частности, в конце октября этого года был внесен ряд существенных поправок в законодательство о пенсионном обеспечении. Они касаются совершенствования механизма управления, условий деятельности, надежности накопительных пенсионных фондов и направлены на повышение их устойчивости в условиях финансово-экономического кризиса и недопущения ухудшения их финансового положения. Особенно актуальным представляется вопрос защиты прав и интересов вкладчиков, имеющих счета в ликвидируемых НПФ. В этом случае государство гарантирует сохранность пенсионных накоплений, назначается временная администрация, в рамках работы которой проводится перевод пенсионных накоплений в другой фонд, о чем вкладчики и получатели ликвидируемого фонда уведомляются официально. Важно то, что вкладчики при этом могут самостоятельно выбрать другой фонд, в который в строго оговоренный срок осуществляется перевод накопленных средств и заключается новый договор на дальнейшее обслуживание пенсионных накоплений. Поэтому в целом для вкладчиков НПФ повода для волнений быть не должно.
Марат НАРИБАЕВ, кандидат экономических наук, КИСИ при Президенте РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |