| ||||||||||||||||||||
|
|
|
18.12.2008 «При утечке информации выявить виновника просто» Административный директор компании «Первое кредитное бюро» Владимир Ивлев советует каждому казахстанцу раз в год проверять свою кредитную историю, чтобы по вине мошенников не оказаться в должниках у банка. О том, как работает система учета заемщиков, представитель бюро рассказал в среду в ходе онлайн-конференции на интернет-портале www.profinance.kz. - Владимир Владимирович, сколько кредитных историй содержится на сегодняшний день в Первом кредитном бюро? Сократилось ли количество запросов на них в условиях финансового кризиса? - Кризис не сказался на деятельности нашей компании. Приведу несколько цифр. В 2007 году нами было обработано около 800 тыс. заявок от кредитных организаций, в 2008 году их количество уже составило 1,2 млн. Если говорить о самих кредитных историях и займах, выдаваемых в Казахстане, то начиная с сентября 2007 года в бюро зарегистрировано 600 тыс. историй. При этом количество новых кредитов, зарегистрированных за этот период, составило 3 млн. Из 8,3 млн. зарегистрированных в базе кредитов основная масса (5,3 млн.) - завершенные. Соответственно, эти 3 млн. действующие. Большая часть из них приходится на физические лица (около 2,9 млн.) с общим объемом обязательств около $21 млрд. Но основной долг приходится именно на юридические лица. Это почти 80 тыс. договоров, а сумма обязательств по ним составляет примерно $80 млрд. - Как можно ознакомиться со своей кредитной историей? - Любой человек, будь то юридическое или физическое лицо, имеет право раз в год бесплатно получить о себе персональный отчет. Для этого он просто должен обратиться в кредитное бюро и написать заявление. Последующие за год сведения о состоянии своей кредитной истории будут уже платными. Но сумма небольшая, в основном она идет на покрытие операционных расходов. Вообще, я рекомендовал бы всем пользоваться правом раз в год получать бесплатный отчет. Это даст возможность убедиться, что никто не воспользовался вашими документами, чтобы оформить подложный кредит. - Можно ли получить кредитную историю другого человека в частном порядке? - Нет. Кредитный отчет - это банковская тайна, не подлежащая разглашению. Другой человек может уполномочить кого-нибудь, выдав нотариально оформленную доверенность на получение сведений о его кредитной истории. Но в данном случае этот человек будет только посредником. Любой заход в базу данных и ознакомление с кредитной историей фиксируется. Так что, получив на руки свой отчет, вы видите, кто и когда им интересовался. Если при этом вы не давали согласия на ознакомление отдельным лицам, то можно привлечь любопытного к ответственности по закону. Банк с вашего согласия получает информацию по защищенным каналам, то есть не по электронной или обычной почте, а через прямой доступ к системе. Если произойдет утечка информации, выявить виновника очень просто. Каждый сотрудник банка, имеющий доступ к нашей базе, зарегистрирован у нас: мы знаем его фамилию и IP-адрес компьютера. - Что делать в ситуации, когда в кредитной истории прописаны займы, которые человек не брал? - Сразу обращаться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением. Потому что такая ситуация означает, что вы столкнулись с фактом подделки вашей подписи. У нас были такие случаи. В основном они связаны с микрокредитными организациями. Эта схема мошенничества довольно простая: человек каким-то образом добывает ксерокопию чужих документов, как правило, вступает в сговор с оператором кредитной организации и берет потребительский кредит на имя другого человека. Если такой случай выявился, то необходимо обратиться в правоохранительные органы, где возбуждают уголовное дело, путем экспертиз устанавливают факт подделки подписи, и только после этого в кредитную историю вносятся изменения. - Часты ли вообще случаи, когда кредитные истории не соответствуют действительности? Кто несет ответственность за недостоверную информацию? - Если я правильно понял, в этом случае речь может идти не о фактах мошенничества, а об ошибках в кредитных историях. Такие случаи бывают, но крайне редко, и все они связаны с человеческим фактором. Например, в нашей практике был единичный случай, когда у двух человек прописали один и тот же регистрационный номер налогоплательщика (РНН). Понятно, что это ошибка налоговых органов, и если бы один из этих людей не брал кредит, то она так и осталась бы невыявленной. Бывают случаи, когда сами люди предоставляют ошибочную информацию. Например, девушка, вышедшая замуж и сменившая фамилию, не сообщила об изменениях ни в налоговые органы, ни в банк. При запросе кредитной истории на нее может возникнуть путаница. Есть прецеденты, когда заемщик уже погасил кредит, а банк не обновил информации. В результате в бюро человек числится как должник. Повторюсь, что такие случаи происходят крайне редко. Система работает по ключевому идентификатору - РНН. Если человек все же столкнулся с ошибкой, ему необходимо обратиться к нам, мы перепроверим информацию и внесем исправления. Эта процедура отлажена и много времени не занимает. - Существует ли срок давности кредитных историй? - По закону, с момента последнего обновления сведений информация в базе хранится 10 лет. По истечении этого срока она будет удалена. Но если заемщик каждые три года будет брать потребительские кредиты, то, естественно, информация о нем будет сохраняться постоянно. - Отличается ли казахстанское кредитное бюро от подобных организаций в других странах? Я слышала, что у нас закон о кредитных бюро считается лучше. Почему? - В Казахстане кредитные бюро создавались очень поздно, на тот момент подобные институты во всех развитых странах существовали десятки лет. Однако в СНГ наша республика стала пионером в этом направлении. Преимущества нашей модели заключаются в том, что мы сумели сформировать обширную базу данных в кратчайшие сроки путем внесения законодательных поправок об обязательной передаче информации о кредите.
Айгуль Кисыкбасова
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (https://www.and.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |