|
|
|
19.12.2008 Тюркский мир в новой конфигурации
Процесс сближения стран тюркского мира в последние годы вырисовывается все четче и яснее. Подписанное в Стамбуле 21 ноября Соглашение о создании Парламентской ассамблеи тюркоязычных государств, куда вошли Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Турция, яркий тому пример. О перспективах дальнейшей интеграции этих стран и роли Казахстана в ней наш корреспондент беседует с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Казахстан в Турецкой Республике Багдадом Амреевым. — Багдад Култаевич, чем продиктована необходимость сближения тюркоязычных стран и почему это происходит именно сейчас? — Не секрет, что мы всегда осторожно подходили к любым интеграционным объединениям. Это было закономерно, в начале казахстанской независимости мы должны были приглядеться, разобраться в нашем окружении, идентифицировать наши интересы и просчитывать возможные дивиденды в той или иной международной структуре. В свое время благодаря настойчивости именно нашего Президента Нурсултана Назарбаева было создано СНГ, которое позволило бывшим советским республикам оформить мирный «развод» и сохранить политическую стабильность и былые экономические связи на постсоветском пространстве. В ту кризисную ситуацию проявилась не только политическая интуиция Главы нашего государства, но и сыграл свою роль его огромный авторитет на территории бывшего Союза. «Фактор Назарбаева» в цивилизованном урегулировании той ситуации — общепризнанный факт сегодня. Казахстан был одним из инициаторов создания такой уникальной структуры, как Шанхайская организация сотрудничества, ставшей одним из ключевых факторов утверждения сбалансированного и многополюсного мира. Мы стали полноправными членами практически всех основных международных структур, приняли активное участие в создании наиболее необходимых политических, экономических, культурно-гуманитарных объединений в своем естественном окружении. Поэтому в воздухе постоянно витал вопрос: почему нет объединяющего органа у родственных тюркских народов? Да, отсутствие общетюркских органов является скорее неожиданностью, чем закономерностью. В конце концов, с точки зрения близости, общности и естественных объединяющих факторов, тюркоязычные народы если кому и уступают, то разве что только арабским народам. Хотел бы подчеркнуть, что в прошлом сделана и сегодня делается огромная работа по сотрудничеству между тюркскими государствами. Существуют тесные политические контакты (до четырех-пяти встреч на высшем уровне в год) и регулярно проводятся саммиты глав государств, однако нет совместной политической структуры, объединяющей эти государства на уровне глав государств и регулирующей работу эпизодически проводимых саммитов. Имеются развитые экономические связи, огромный товарооборот, взаимные инвестиции, однако нет структуры, координирующей эти связи. Есть широкая сеть культурно-гуманитарных связей, осуществляется масса совместных проектов в этой сфере. Однако опять же нет единой структуры, регулирующей эти связи. Вся эта работа осуществляется на двусторонней основе. Однако мы знаем, что ставка лишь на двустороннее сотрудничество хрупка и ненадежна. Для чего, собственно, и создаются союзы и объединения. Для того чтобы заполнить этот зримый пробел, наш Президент выступил с инициативами о создании нескольких общетюркских структур. На политическом уровне это создание Постоянного секретариата глав тюркоязычных государств, что, возможно, юридически будет оформлено на предстоящем тюркоязычном саммите. Предлагается также создание Совета глав государств, которому будет подотчетен секретариат. Второе — создание Парламентской ассамблеи тюркоязычных государств, соглашение по которой уже подписано 21 ноября сего года в Стамбуле спикерами парламентов тюркоязычных государств, по крайней мере, четырех его членов: Казахстана, Турции, Азербайджана и Кыргызстана. На общественном уровне также по предложению нашего Президента будет создан совет старейшин. — Как известно, Президент Казахстана также выступил инициатором создания Союза центральноазиатских стран, основу которого опять же составляют тюркоязычные страны... — Данная инициатива Главы нашего государства учитывает наиболее жизненно важные потребности нашего субрегиона. Ее исключительная ценность заключается в том, что она позволит раскрыть как огромный общий потенциал центральноазиатских государств, так и их возможности в отдельности. Мы знаем, этот процесс идет не так динамично, как нам хотелось бы, однако я уверен, что мы непременно придем к положительным результатам. — Но ведь есть еще и ТЮРКСОЙ... — Международная организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства (ТЮРКСОЙ) была создана весной 1992 года Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Туркменистаном, Турцией и Узбекистаном и основана на идее объединения и уважительного паритета родственных культур тюркоязычных народов. Общетюркская интеграция не будет эффективна без существенного усиления ТЮРКСОЙ, которая может быть расширена с включением в сферу ее ответственности вопросов образования, науки и техники, искусства, то есть преобразованием ТЮРКСОЙ в некое ЮНЕСКО или ИСЕСКО тюркского мира. Я еще раз хотел бы подчеркнуть, что сотрудничество в указанных сферах успешно осуществляется, в том числе и на многостороннем уровне. Речь идет об институционализации уже существующих связей в этой сфере. — Есть ли у тюркского мира перспектива объединения в экономический и военно-политический блоки? — Тюркоязычные страны в силу ряда исторических обстоятельств состоят в различных организациях военно-политической направленности, таких как НАТО, ОДКБ, ШОС и так далее. Не думаю, что произойдут новые объединения подобного рода. Как я уже говорил, тюркские государства должны создать интеграционное объединение на основе политических, экономических и культурно-гуманитарных связей. Тюркоязычные государства уже входят в одну региональную экономическую организацию — Организацию экономического сотрудничества, наряду с Ираном, Пакистаном, Афганистаном и Таджикистаном. Однако работа данной структуры нуждается в дополнительном импульсе. Я не исключаю создания совместной экономической структуры тюркоязычных государств в будущем, поскольку их практические интересы в этой сфере весьма очевидны. — На недавней расширенной коллегии Министерства иностранных дел Глава государства поручил ведомству разработать новую внешнеполитическую концепцию. Чем вызвана необходимость новой доктрины и будет ли в ней учтена тюркоязычная составляющая внешней политики Казахстана? — Необходимость в новой внешнеполитической доктрине появляется тогда, когда меняются геополитические условия, возникают новые фундаментальные задачи и подвергаются существенным корректировкам традиционные приоритеты. Не скажу, что наши приоритеты сильно меняются — их основы по-прежнему остаются незыблемыми. Но сегодня кардинально изменился мир, подверглась существенной коррозии функционировавшая многие десятилетия мировая экономическая система. Изменились характер и контуры самого процесса глобализации, что вызвало новые геополитические сдвиги. Мы являемся свидетелями возникновения новой конфигурации глобальной расстановки сил с резким возрастанием веса «азиатского компонента» в мировой политике. Международное сообщество продолжает сталкиваться с новыми волнами нетрадиционных вызовов, задавших существенно иной алгоритм проблемам глобальной безопасности. Мир уже не такой, каким он был даже четыре-пять лет назад. Естественно, задача отстаивания интересов и укрепления международных позиций Казахстана в новых условиях нуждается в новой концепции. Думаю, что укрепление отношений с тюркскими народами вписывается в эти приоритеты. Ведь, помимо прочего, эти страны находятся в общем геостратегическом, политическом, экономическом, транспортно-коммуникационном и культурном пространстве. — Спасибо за беседу! Сабит МАЛДЫБАЕВ, Стамбул — Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |