|
|
|
22.12.2008 Гражданской инициативе — поддержку и внимание
С момента обретения независимости Казахстан прошел непростой путь государственного самоутверждения, укрепления суверенитета и поиска верного вектора развития. Благодаря присущей нашему народу толерантности, мудрой политике руководства страны республика избежала социально-политических потрясений и значительных экономических катаклизмов, сумела сохранить стабильность и гармоничность межнациональных отношений, добилась существенных результатов в социально-экономических и демократических преобразованиях. Новым этапом демократизации после обретения независимости стало принятие Конституции РК 30 августа 1995 года на республиканском референдуме. Конституционная реформа прошлого года стала вторым этапом модернизации политической системы. Изменения в Основном законе послужили точкой отсчета новой истории современного Казахстана, поскольку ввели новые принципы взаимодействия общества и государства. Реформа преследует цель роста ответственности и расширения подотчетности власти перед народом. Все это стало возможным благодаря усилению роли представительной власти в республике и постепенному переходу от президентской к президентско-парламентской форме правления. В числе ключевых конституционных новелл — формирование Мажилиса по партийным спискам, расширение реальной роли Парламента в политической жизни страны и управлении государством, позволяющей резко активизировать деятельность политических партий. Поправки в Конституции сняли запрет для Главы государства на занятие партийной деятельностью, закрепили нормы о повышении роли партийных фракций в Мажилисе и маслихатах, а также о консультациях Президента с фракциями перед получением согласия нижней палаты законодательного органа на назначение Премьер-Министра. Нынешний Парламент обладает правом внесения изменений в Конституцию по предложению лидера страны. Сделаны шаги по передаче некоторых властных полномочий от Президента Парламенту. Конституционные изменения широко освещались в средствах массовой информации, где известные политологи и юристы, ученые подробно разъясняли положения обновленного Основного закона и их влияние на демократизацию общества. Поэтому сегодня стоит остановиться на теме, которая, на мой взгляд, раскрыта в СМИ недостаточно, но имеет не меньшее значение для социально-экономических и демократических преобразований. Конституция страны до мая 2007 года содержала нормы о межнациональном согласии, которые нашли свое дальнейшее развитие. Согласно пункту 2 статьи 50, пятнадцать депутатов Сената назначаются Главой государства с учетом необходимости обеспечения представительства национально-культурных и иных значимых интересов общества, а согласно пункту 1 статьи 51, девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Таким образом, в Основном законе заложена формула межнационального согласия, политической стабильности в стране. Созданная таким образом прочная правовая база межэтнических отношений позволяет государству уверенно двигаться вперед в своем развитии, успешно преодолевая все трудности переходного периода и адекватно отвечая на внешние и внутренние вызовы. Действительно, что может цениться дороже мирной созидательной жизни, в которой каждый гражданин, независимо от национальной принадлежности и вероисповедания, чувствует себя равноправным членом общества, спокоен за себя и семью, уверен в завтрашнем дне. В республике создан уникальный и эффективный механизм реализации национальной политики, межэтнического и межрелигиозного диалога в лице Ассамблеи народа Казахстана. Данный институт образован в 1995 году по инициативе Главы государства. В прошлом году он обрел конституционный статус. АНК вносит исключительный вклад в сохранение и укрепление межнационального единства и согласия. Это и участие в общественной экспертизе новых законопроектов в области национальной политики. И работа с республиканскими и региональными национально-культурными центрами, проведение съездов, фестивалей этносов, организация национальных средств массовой информации, выпуск литературы на языках народов Казахстана, работа по укреплению связей с казахской диаспорой за рубежом и представителями этнических групп с исторической родиной. Ассамблея имеет четкую организационную структуру. Сегодня о ее созидательной деятельности широко известно не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. За годы своего существования АНК превратилась в авторитетный общественный институт. А совсем недавно вступил в силу Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», который был инициирован группой депутатов Мажилиса. Несмотря на то, что в республике проведена большая работа по демократизации государственной политики, мы не останавливаемся на достигнутом. Недавно в высший представительный орган поступили поправки в Конституционный закон «О выборах». Предлагаемые изменения регулируют общественные отношения, возникающие при реализации гражданами избирательного права, уточняют отдельные элементы процедуры подготовки и проведения выборов Президента, депутатов Парламента и маслихатов всех уровней, устанавливают гарантии, обеспечивающие свободу волеизъявления, а также исключают возможность формирования однопартийного Мажилиса. Кроме того, перед народными избранниками стоят задачи по приведению законодательных актов в соответствие с прошлогодними изменениями в Конституцию. На рассмотрение депутатов уже поступили коррективы в законы о политических партиях и о средствах массовой информации, в законодательство по вопросам местного самоуправления и другие документы. Как подчеркнул Глава государства Нурсултан Назарбаев на открытии 17-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Астане: «Наше понимание демократических процессов базируется на двух принципиальных моментах. Во-первых, наличие ряда универсальных принципов демократии. Во-вторых, существование национально-культурных особенностей в механизмах реализации этих принципов. Казахстанский путь продвижения к демократическому обществу — это реалистический сценарий, достоинство которого состоит в эффективном достижении цели». Стоит отметить, что конституционные поправки коснулись судебной системы. Внесенные в статью 16 Основного закона изменения о порядке санкционирования ареста лиц уже нашли свою реализацию в соответствующих положениях других актов. Преобразования не обошли стороной и порядок формирования судебного корпуса страны. Для реализации этих конституционных новелл принят и подписан Президентом Закон «О Высшем судебном совете» и внесены необходимые изменения в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей». Многие ученые и практики подчеркивают, что потенциал казахстанской Конституции еще не исчерпан и отдельные ее нормы могут найти продолжение в законах, которые будут направлены на дальнейшую демократизацию, усиление политических институтов общества, совершенствование механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина. Не останавливаться на достигнутом, не почивать на лаврах, а продвигаться вперед — это единственный путь к устойчивому развитию, поскольку «альтернативы» ему — политический застой и усиление негативных факторов развития. Не проводить реформы ради реформ, а чувствовать общественные настроения, соотносить мировой опыт демократических преобразований с реальным состоянием казахстанского общества. Опираться на гражданские инициативы, создавать условия, при которых власть перестанет быть самодостаточной, а превратится в истинных слуг народа. Эти цели определены Нурсултаном Назарбаевым более десяти лет назад. И сегодня можно с уверенностью сказать, что страна не свернет со столбового пути.
Серик ТЕМИРБУЛАТОВ, депутат Мажилиса Парламента РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |