|
|
|
22.12.2008 Реформы обществу нужны
О причинах и следствиях вносимых изменений в Закон «О политических партиях», а также о роли политических и иных общественных объединений в жизни страны наш корреспондент беседует с руководителем рабочей группы по подготовке данного законопроекта, членом Комитета по законодательству и судебной реформе Мажилиса Парламента РК Николаем Турецким. — Николай Николаевич, в то время когда весь мир сегодня сосредотачивает свое внимание на преодолении финансового кризиса, а кое-кто даже умудряется под этот шумок ужесточить требования к действиям демократических институтов, мы же активизируем политические реформы в стране. Чем продиктованы нынешние изменения в закон о политических партиях? — Во-первых, как я думаю, наша страна меньше других подвержена влиянию мирового финансового кризиса и мы обязательно выйдем из него с наименьшими потерями. Во-вторых, кризисы приходят и уходят, и они никоим образом не должны влиять на естественный ход политических реформ. Как вы помните, практически весь 2007 год прошел под знаком политической модернизации в стране, итогом которой стало принятие решения о председательствовании Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Напомню также, что в своем Послании народу Казахстана Глава государства определил значимость дальнейшего развития современной политической системы в Казахстане, где главную роль отвел политическим партиям и другим общественным институтам. В связи с этим Правительством республики был инициирован проект закона «Об изменении и дополнении в Закон Республики Казахстан «О политических партиях», направленный на совершенствование организационно-правовых вопросов в деятельности политических партий, повышение их роли, дальнейшее развитие демократических процессов в обществе и обеспечение формирования политической системы, соответствующей международным требованиям. В принципе, в действующем законе положение о политических партиях достаточно хорошо и внятно прописано. Но вместе с тем дальнейшее развитие демократии в стране требует внесения очередных изменений. Обозначенный законопроект — очередной шаг вперед с точки зрения демократии. Модернизация политической системы — это один из стратегических курсов страны, которых придерживается Глава государства и о приверженности которому он неоднократно заявлял с самых высоких трибун. — Каков механизм рассмотрения законопроекта и насколько готова рабочая группа по его подготовке учитывать предложения и пожелания политических партий и общественных объединений, высказанные во время многочисленных «круглых столов» и конференций, в том числе и на недавнем заседании Общественной палаты при Мажилисе Парламента РК? Ведь мнения высказываются самые разные... — Механизм продвижения законопроектов, согласно Регламенту Мажилиса Парламента, выглядит следующим образом. Сначала принимается решение о том, какой комитет принимает данный законопроект к рассмотрению, и оговариваются сроки. Затем в этом комитете создаются рабочие группы по подготовке и также оговариваются сроки работы. В рабочую группу входят депутаты от каждого комитета, а также разработчики (Министерство юстиции, можно пригласить представителей другого госоргана, заинтересованного в законопроекте), ученые, специалисты в этой отрасли. Ограничений никаких нет. В данном конкретном случае у нас прошло достаточно активное обсуждение проектов в ходе многих мероприятий, где подробно и четко были изложены точки зрения многих политических партий. И эти мнения учтены и прописаны, что позволило законопроекту стать еще демократичнее. Но есть некоторые предложения со стороны партий, которые вызывают большие сомнения в их целесообразности. Например, снижение «проходного» предела с семи до одного процента. С таким подходом мы можем только сыграть на руку так называемым «карликовым» партиям, за которыми нет реальной политической силы, а есть только амбиции их лидеров, чье мнение не отображает общего настроения электората и тенденции развития государства. В целом это болезнь многих стран мира. Судите сами: в Австрии с населением в 8,2 миллиона человек существует 700 политических партий, в Украине, где население составляет 46,3 миллиона человек, зарегистрировано 158 партий, в Кыргызстане с населением 5,1 миллиона человек существует более ста партий. Нужно ли Казахстану такое количество «карликовых партий»? Мы стремимся пока не попасть в число таких стран. По сравнению с другими странами Казахстан в этом плане вполне соответствует требованиям международных стандартов. Например, в Великобритании, где население составляет 60,7 миллиона человек, существует всего семь политических партий. Но кто выставляет ей это в качестве укора и говорит, что там нет демократии? Законодательные требования к минимально необходимой численности членов как условие официальной регистрации политических партий установлены во многих странах мира. Требования к численности сторонников, к территориальному масштабу деятельности как раз и показывают, что у партии имеется минимально необходимый уровень поддержки избирателей, что она не фантом, не однодневка и не обслуживает узкогрупповые или узкорегиональные интересы. — Пункт законопроекта о том, что в Парламенте должны быть представлены как минимум две политические силы, лидеры некоторых партии уже восприняли как некую установку: мол, больше оговоренного количества партий в Парламент не пройдут. Как вы относитесь к такого рода опасениям? — Конечно, к такому умозаключению могут прийти только те, кто хочет оправдать свое поражение и начинает придумывать всякие схемы, по которым им якобы перекрывают кислород. По действующему законодательству при нормальной конкурентной работе политических партий, когда они могут достойно доводить до своих избирателей какие-то свои идеи и мысли, то теоретически в Парламент могут пройти как одна партия при стопроцентном голосовании за нее, так и сразу все десять партий. Такое теоретически тоже возможно. На выборах 2007 года «Нур Отан» занял все места в Парламенте, набрав 88 процентов голосов избирателей. В чем слагаемые этого успеха? Высокий мандат доверия «Нур Отану» со стороны населения достался партии, во-первых, во многом благодаря тому, что она ассоциируется с личностью Президента. Избиратели видят в ее лице Главу государства, гаранта политической стабильности, успешно справляющегося со своими обязанностями. Во-вторых, победа «Нур Отана» — это итог огромной и повседневной работы, которую партия проводила в течение последних лет в стране. Большинство голосов, отданных за партию, показывает, что она сумела довести до избирателей свою социально-экономическую программу. Высокая технологичность партии и широкая социальная база — это также факторы победы. И главное, вспомните, как закончились предыдущие выборы, когда десять мест по партийным спискам выиграли «Нур Отан», Гражданская партия, Аграрная партия, партия «Асар» и Коммунистическая партия. Как известно, перед прошлыми выборами первые четыре партии объединились и получили весь блок этих мандатов, и здесь ничего удивительного нет, такой результат в общем-то был ожидаем. Коммунистическая партия, наоборот, раздробилась и не смогла пройти заветный рубеж. Если бы другие партии консолидировали свои усилия в борьбе за оставшиеся 12 процентов, то они реально могли пройти в Мажилис. Но они не смогли объединиться. И в этом их вина и беда. Вот тогда-то Глава государства высказал идею разработки правового механизма, который бы позволил присутствовать в Парламенте как минимум двум политическим партиям. Эта норма будет действовать только в том случае, если политические партии не наберут семи процентов. И такой правовой механизм сегодня представлен Правительством. Почему политические партии не могут одолеть семипроцентный барьер? Почему они не анализируют свою работу после выборов и не делают работу над ошибками? Вот над чем надо работать, а не придумывать мифические барьеры. — Согласно новому законопроекту, государство намерено финансово поддерживать действующие политические партии. Как это будет выглядеть? — Как я уже говорил, изменения в законе о выборах гарантируют прохождение в Парламент как минимум двух партий. Даже если вторая не пройдет семипроцентного рубежа. При этом законодательно обеспечивается финансирование партий, которые пройдут в Парламент. Кроме этого, очень важно, что государство будет финансировать и те партии, которые будут участвовать в выборах. Таким образом, оно гарантирует материальную поддержку в двух случаях: первый — всем, кто участвует в выборной гонке, второй — всем, кто попадает в Парламент. При этом финансирование идет по трем направлениям: сам аппарат партии, все, что связано с агитацией и пропагандой партии, а также аналитическая работа по улучшению своей деятельности. В заключение я хотел еще раз обратить внимание на то, что новый законопроект направлен в целом на либерализацию политического пространства. И думаю: наши шаги в этом направлении будут с пониманием приняты мировым сообществом. — Спасибо за беседу!
Сабит МАЛДЫБАЕВ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |