|
|
|
22.12.2008 Рамки без содержания В начале декабря в Казахстане впервые был принят закон о социальных услугах. По мнению представителей НПО, многие ключевые положения, без которых невозможно решить проблемы уязвимых слоев населения, остались в нем непрописанными
Нельзя сказать, чтобы работа над проектом закона «О специальных социальных услугах» протекала бесконфликтно. Как рассказала «Эксперту Казахстан» президент Ассоциации социальных работников, инвалидов и волонтеров Гульнур Хакимжанова (член рабочей группы, готовившей законопроект), в процессе подготовки документа из него исчез ряд важных положений. Поэтому в минувшем октябре несколько неправительственных организаций (НПО) направили в Комитет В сенате прислушались к мнению критиков и вернули закон с поправками в мажилис, мажилисмены тоже не стали спорить с предложениями общественности. Как сообщила член комитета мажилиса Координация и информацияПоложение дел в сфере социальных услуг в нашей стране блестящим не назовешь. Не хватает профессионалов с начальным, средним и высшим образованием по специальности «социальная работа». Низок статус и престиж профессии. Отсутствует система повышения квалификации, специализации и переподготовки социальных работников. В ведомствах работают чиновники без базового образования по социальной работе, они не имеют опыта работы со всеми категориями населения, перечисленными в законе. Например, Минтруда и соцзащиты в основном работает с инвалидами, безработными и пенсионерами. О других категориях и как с ними работать, там имеют слабое представление. В Казахстане отсутствует единая база данных о потребителях соцуслуг, льготниках. «Например, потребитель соцуслуг как участник трудового фронта имеет право на получение льготных лекарств, он также может являться и чернобыльцем. Но льгота дается только один раз. Планирование льгот четко не проработано: один человек как льготник может проходить по разным категориям, - поясняет Бахыт Туменова. - Отсутствие единой информационной базы данных о потребителях соцуслуг и их особых социальных потребностях может стать препятствием к планированию и мониторингу бюджетных программ, к введению монетизации. Электронный регистр получателей соцуслуг будет способствовать правильному учету и планированию бюджетных денег. Иначе введение монетизации может столкнуться с тем, что денег может не хватить. Как это, например, случилось в России». Без конкретикиНовый закон должен создать нормативную базу для нормализации дел в социальной сфере. Он определил круг потенциальных получателей социальных услуг. В нем прописаны основные понятия, принципы и направления деятельности государства в сфере предоставления соцуслуг - в частности, он декларирует, что специальные соцуслуги могут оказывать не только госучреждения, но также НПО, частные организации. Оценку потребностей нуждающихся в соцуслугах будут проводить соцработники, а результаты заключений передавать в органы соцзащиты, которые будут принимать решения. Также оговаривается, что специальные социальные услуги должны оказываться по стандартам, разрабатываемым соответствующими министерствами: Минобразования, Минздравоохранения, Минтруда и т. д. Там, где услуги пересекаются и носят межотраслевой характер, координировать действия ведомств должно Минтруда и соцзащиты. Но есть и ряд минусов. В законе дана только общая классификация социальных услуг. Для соцработников данный закон не может служить опорой и руководством к деятельности. Хотя там и прописан механизм доступа к соцуслугам, но ни госструктуры, ни общественные организации пока их предоставить не смогут. Так как в законе нет описания видов и стандартов социальных услуг (содержание услуги, ее продолжительность, критерии доступа, кому она положена, каким категориям), а также правил организации услуг, на которые они должны опираться при определении того, что нужно обратившемуся к ним за помощью потенциальному потребителю услуг. В целом, по мнению опрошенных нами экспертов, принятый закон носит скорее рамочный характер и стимулирует дальнейшую законодательную деятельность в сфере соцуслуг. Например, такой точки зрения придерживается Гульнур Хакимжанова. Представители НПО отмечают ряд других недостатков. Так, в документе остаются слабо прописанными статьи о компетенции государственных ведомств, которые должны заниматься Проблема в освоенииПо мнению А инвалиды все разные: один - взрослый мужчина, другой - подросток, одному нужна моющаяся, другому с дышащей поверхностью, третьему полегче, четвертому прочнее, пятому с мотором и т. д. Однако все они вынуждены получать то, что выдают. О каком качестве услуг, о каком праве выбора можно говорить? Получается, что у человека нет права выбрать ни костыли, ни гигиенические средства, ни лекарства. К сожалению, тендеры, призванные решать социальные проблемы населения адресно, усугубили ситуацию». Как рассказала Право выбораРешением проблемы коррупции и эффективного освоения бюджета должна стать монетизация соцуслуг, когда деньги напрямую будут перечисляться на счет нуждающегося в услугах адресата. Например, инвалиду дадут банковский чек на необходимую сумму, где указана его фамилия, данные удостоверения личности, РНН, содержание услуги и гарантированная сумма. С этим чеком гражданин покупает услугу ( в нашем примере коляску), какую ему надо. Если ему хочется с мотором, он добавляет необходимую сумму и покупает с мотором. Важно и то, что монетизация стимулирует развитие рынка услуг и способствует повышению их качества. Человек имеет возможность выбрать услугу и купить ее в частной, государственной или неправительственной организации. Это его право выбора. Он купит услугу там, где ему удобнее, лучше, выгоднее. Когда потребитель начнет выбирать, появится возможность для структурного развития, конкуренции и улучшения качества Переход к монетизации тормозит отсутствие перечня видов и стандартов специальных соцуслуг. Без полного перечня соцуслуг невозможно планировать бюджет. Без ГОСТа не будет госпрограммы и, соответственно, выделения средств из бюджета. Поэтому в Государственной программе реформирования и модернизации системы социальных услуг должны быть четко определены виды специальных услуг, которые будут вводиться на этапах ее реализации, считает Снять напряжениеПрежде всего, как считает
Ольга Власенко, корреспондент «Эксперт Казахстан»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |