|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz)
26.12.2008 ФНБ «Самрук-Казына»: решение проблем на рынке недвижимости и поддержка малого и среднего бизнеса
АСТАНА. 26 декабря. КАЗИНФОРМ - Как уже сообщалось, 23 декабря на заседании Правительства РК был рассмотрен вопрос «О ходе реализации Плана совместных действий Правительства, Нацбанка и АФН по стабилизации экономики и финансовой системы страны в условиях мирового финансового кризиса». Казинформ распространяет информационно-справочный материал по данной теме. В ходе рассмотрения вопроса Премьер-Министр Карим Масимов поручил ускорить процесс доведения средств до застройщиков и субъектов малого и среднего бизнеса. Глава ФНБ «Самрук-Казына» К.Келимбетов отметил, что уже в конце января следующего года будут доступны квартиры для приобретения, в т.ч. через ипотечные кредиты, в объектах строительных компаний, с которыми уже достигнута договоренность. При этом глава Правительства отметил, что «надо показать, что мы никого не ждем, надо максимально быстро двигаться, чтобы мы могли этот вопрос решить». Кроме того, Карим Масимов заявил, что на днях у него состоялась долгая дискуссия с представителями строительных компаний, имущество которых заложено в банках, которые просили не диктовать им цены на реализуемые квартиры. В результате этой дискуссии Правительством был найден компромиссный вариант. Как отметил глава Правительства: «Если строительная компания вместе с банком соберет пул кредитов, не теоретически: скажет, у меня есть в этом доме 100 квартир, на которых у меня есть покупатели по той цене, которая считается на рынке, пожалуйста, я такое разрешение даю, собирайте банк, строительную компанию, приходите. Мы готовы этот вопрос обсуждать». Как отметил глава ФНБ «Самрук-Казына» К.Келимбетов, те средства, которые выделены на поддержку малого и среднего бизнеса в текущем году, будут полностью освоены до конца года: «к 25 декабря завершается реализация программы кредитования МСБ в рамках второго транша в размере 100 млрд.тенге». Глава Правительства также отметил важность обеспечения прозрачности реализации антикризисного Плана и, в связи с чем, поручил ФНБ «Самрук-Казына» в режиме он-лайн публиковать в сети Интернет конкретную и детальную информацию об исполнении мероприятий, предусмотренных Планом. Напомним, что основная деятельность Фонда в течение двух прошедших недель была сконцентрирована на следующих вопросах: решение проблем на рынке недвижимости и поддержка малого и среднего бизнеса. В соответствии с поручением Премьер-Министра РК Фонд провел работу по реализации мер по поддержке рынка недвижимости через дочерние компании. Данная схема поддержки будет осуществляться через Фонд развития предпринимательства «Даму» и Жилстройсбербанк». В данной схеме участвуют те строительные компании, которые не обременены долгами перед БВУ. Согласно этой схеме, застройщик создает проектную компанию, которой Фонд «Даму» предоставляет финансирование на завершение строительства жилья в соответствии с графиком строительства и квартальной потребностью. Часть готового жилья предоставляется дольщикам, а другая часть реализуется через Жилстройсбербанк на условиях, оговоренных в Стабилизационном плане, т.е. предоставление ипотечного кредита по ставке 10,5% сроком на 15 лет при стоимости жилья не более 96 тысяч тенге в Астане и 120 тысяч тенге в Алмате. На сегодняшний день определены первые 5 компаний-застройщиков города Астаны, которые готовы работать по данной схеме, и планируется подписание меморандумов между Фондом «Самрук-Казына» и этими пятью компаниями-застройщиками. Как уже говорилось, объекты этих компаний не являются предметом залога, а сами компании не имеют кредиторской задолженности перед БВУ. Жилой комплекс «Каспиан Палас», застройщик ТОО «Каспиан Сервис Казахстан». Количество квартир - 264, дольщиков - 100. Количество нереализованных квартир - 145. Сумма, необходимая для завершения строительства - 1,2 млрд.тенге. Жилой комплекс «Мария», застройщик ТОО «Концерн Строймонолит Астана». Количество квартир - 88, дольщиков - 25, нереализованных квартир - 63, сумма, необходимая для завершения - 520 млн.тенге. Жилой комплекс «Ак шанырак», ТОО «Прайс-Астана-Строй». Количество квартир - 297, дольщиков - 116, нереализованных квартир - 181, сумма, необходимая для завершения - 2,2 млрд.тенге. Жилой комплекс «Астана жулдызы», ТОО «Астана капитал». Количество квартир - 168, дольщиков - 32, нереализованных квартир - 136, сумма, необходимая для завершения - 720 млн.тенге. Жилой комплекс «Гранитный», ТОО «Капитал Строй Сервис». Количество квартир - 374, дольщиков - 114, нереализованных квартир - 260, сумма, необходимая для завершения - 1,9 млрд.тенге. До конца января 2009 года планируется завершить экспертизу этих заемщиков и подписать по мере создания проектных компаний договора между ними и Фондом «Даму». Следует отметить, что данная схема не ограничивается пятью компаниями. Фонд готов рассмотреть предложения и от других застройщиков, желающих участвовать в финансировании строительства жилья через дочерние компании Фонда. Кроме этого, также будет реализована схема финансирования через банки второго уровня, в соответствии с которой финансирование объектов будет осуществляться через проектную компанию, создаваемую БВУ совместно с застройщиками. В настоящий момент банки и компании-застройщики определяют свои возможности по участию в данной схеме. Фонд готов запустить эту схему после того, как БВУ и застройщики примут решение по своему участию. По каждой из названных схем разработаны пошаговые планы реализации. В связи с тем, что основной целью мер по решению проблем на рынке недвижимости является завершение максимального количества недостроенных объектов в городах Астана и Алматы, для достижения этой цели будут реализованы разные схемы. Поэтому помимо вышеотмеченных схем финансирования Фондом параллельно прорабатываются и другие. В связи с тем, что одной из основных задач при реализации мер будет обеспечение возвратности средств, то Фонд планирует охватить лишь объекты со степенью готовности от 10 до 90%, в которых стоимость нереализованных квартир покрывает сумму, необходимую для завершения строительства. Порядок взаимодействия Фонда и участников схемы будет определяться договорами между ними, в которых будет оговорен также и порядок осуществления мониторинга освоения средств. При этом, целевым освоением средств для БВУ считается факт поступления средств на счета Проектной компании. Осуществление технадзора со стороны Фонда будет учтено условиями договоров с отражением в договорах между БВУ и Проектными компаниями. Технадзор будет осуществляться на основании договоров между Проектными компаниями и уполномоченной Фондом организацией. В процесс мониторинга освоения средств также будут вовлечены представители уполномоченных госорганов и партии «НурОтан». В соответствии с условиями Договора между Фондом и участниками схем, Фонд будет предоставлять уполномоченным государственным органам, а также представителям партии «Нур Отан» список заемщиков, получивших государственную поддержку, для выборочной проверки соответствия кредитов вышеуказанным требованиям.
По вопросам поддержки малого и среднего бизнеса
На сегодняшний день через банки второго уровня за счет средств Фонда «Самрук-Казына» были реализованы три программы поддержки МСБ: Обусловленное размещение 48,8 млрд.тенге: фактически по данной программе размещено 51,3 млрд.тенге, с учетом финансирования на револьверной основе; Программа 50/50, по которой на сегодня фактически выдано субъектам МСБ около 90 млрд.тенге; Программа «ДАМУ-регионы» или 28/28: по которой банкам выдано 12 млрд.тенге, из них 7 млрд.тенге выдано предпринимателям. Хотелось бы отметить, что по программе ДАМУ-регионы после снятия ограничений по приоритетным отраслям и исключения комиссий при акиматах по средствам Фонда, с 7 банками заключены соглашения на сумму в 22 млрд.тенге, при этом 4 банка ранее не участвовали в программе ДАМУ-Регионы. Учитывая, что ссудный портфель БВУ для малого бизнеса составляет 1 трлн. 475 млрд. тенге, доля государственных ресурсов в ссудном портфеле БВУ достигла 8%. Положительный эффект программ выражается в увеличении доли государственной поддержки в ссудном портфеле БВУ. Доля государственных средств 20% и больше в ссудном портфеле БВУ в таких областях, как Алматинская, Кызылординская, Северо-Казахстанская, Западно-Казахстанская. В результате полного освоения средств, выделенных ранее и после размещения 120 млрд.тенге, доля государственной поддержки МСБ достигнет 25% во всех ресурсах, предоставленных предпринимательству банками. К 25 декабря завершается реализация программы кредитования МСБ в рамках 2 транша в размере 100 млрд.тенге. Фонд направил запросы БВУ, участвующим в данной программе, с просьбой представить свои заявки на финансирование МСБ за счет 1 млрд.долл.США, выделяемых в рамках Стабилизационного плана. До конца текущей недели с учетом заявок банков и результатов освоения 2 транша Фонд определит банки, с которыми будет работать дальше по данной программе и объемы средств на каждый банк. Уже поступили заявки от 6 банков на сумму 127,6 млрд.тенге. До конца месяца Фонд планирует заключить договора с банками-участниками программы, после Нового года планируется начать финансирование по программе поддержки МСБ. Основным отличием новой программы поддержки будет помесячное траншевое финансирование по мере освоения. В связи с актуальностью вопроса продовольственной безопасности, часть средств Фонд предлагает обусловить на кредитование субъектов МСБ, занятых производством продуктов питания. В целом, Фонд планирует освоить 1 млрд.долл.США к концу 1 полугодия 2009 года.
Меры по стабилизации финансового сектора
На сегодня подписаны Меморандумы о взаимопонимании со всеми четырьмя банками, где оговорены основные принципы участия государства в капитале данных банков. Следующим этапом будет проведение анализа финансового состояния банков, для чего уже привлечены ведущие аудиторские компании - PriceWaterhouse Coopers и KPMG. Консультантами в данном процессе были избраны компании Credit Suisse и JP Morgan. В случае, если анализ финансового состояния банков не выявит каких-либо существенных негативных фактов, то к концу марта будет принято окончательное решение по капитализации банков на Совете директоров Фонда «Самрук-Казына». В свою очередь, банкам необходимо провести общее собрание акционеров, где должно быть принято решение об увеличении эмиссии акций. Предположительно собрания акционеров должны быть проведены в срок не позднее 1 февраля, после чего существующим акционерам банков в течение еще одного месяца будет предложено преимущественное право выкупа дополнительной эмиссии акций. Затем, в случае, если акционеры откажутся от реализации своего права преимущественной покупки акций в пользу Фонда «Самрук-Казына», Фонд приобретет пакет акций того или иного банка. По расчетам Фонда, данный процесс будет завершен до 1 апреля 2009 года. Также начата работа по подготовке к государственной регистрации выпуска облигаций Фонда в размере 480 млрд. тенге для их продажи Национальному фонду. Национальным банком инициировано заседание Совета по управлению Национальным фондом, где в перечень разрешенных инструментов будут включены облигации ФНБ. В начале января 2009 года ожидается рассмотрение на заседании Совета директоров вопроса по привлечению заимствования из Национального фонда. Также Фондом «Самрук-Казына» отрабатываются вопросы привлечения заимствования через казахстанскую фондовую биржу. В соответствии с листинговыми требованиями КАСЕ, необходимо наличие консолидированной финансовой отчетности за 2008 год, которая может быть готова только в июне 2009 года. В этой связи, выпуск облигаций на бирже не может быть осуществлен ранее, чем в августе-сентябре 2009 года. После прохождения процедур листинга, на местной фондовой бирже будут выпущены облигации ФНБ на сумму 120 млрд. тенге с фиксированным купоном 8,5% и со сроком погашения 15 лет. При этом общий размер программы по выпуску облигаций будет составлять 480 миллиардов тенге.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |