| ||||||||||||||||||||
|
|
|
05.01.2009
05.01.2009 Анвар Сайденов: Все меры государства направлены на поддержку населения и реального сектора
2008 год, пожалуй, войдет в историю как год несбывшихся надежд мировой экономики. Казалось, вот уж миновал август, почти миновал сентябрь… Но октябрь завихрил второй виток глобального финансового кризиса и словно отмотал старую кинохронику намного лет назад. На постсоветском пространстве этот рубеж отступления сравнивают с кризисом конца девяностых годов. В США аналогии еще более глубокие — с Великой депрессией 30-х годов. Как развивались события в Казахстане, с какими проблемами финансовый сектор республики справился и какой ценой, что год грядущий нам готовит? Все это темы предновогоднего интервью, которое дал «Казахстанской правде» председатель Национального банка Анвар САЙДЕНОВ. Стратегия прохождения «пиков» — Анвар Галимуллаевич, вначале хотелось бы определиться с дефиницией. Ответьте на простой вопрос: можно ли называть нашу ситуацию финансовым кризисом, с чем мы боремся? И каковы успехи? — Было бы точно сказать, что мы боремся не с глобальным финансовым кризисом, а с его влиянием на внутреннюю ситуацию. Если экономика растет, ВВП в реальном выражении увеличивается, то о какой фазе кризиса можно говорить? Но, как мы и прогнозировали год назад, следствия банковского кредитного кризиса затронули реальный сектор с некоторым временным лагом. И по большому счету Стабилизационный план Правительства ориентирован на поддержку не банковского, а реального сектора. Суть антикризисных мер в том, чтобы не допустить снижения ВВП. Банки же — только канал поступления денег в экономику. Если же говорить о результатах года, то задачи, поставленные Нацбанку, выполнены: по инфляции, по платежному балансу, по росту резервов. Дефолтов банками второго уровня не было допущено. С этих позиций год был удачным. — В последнее время в оценках экспертов звучит такой парадоксальный посыл: Казахстану проще — он борется с кризисом с августа 2007 года, поднаторел уже… — Наверное, это так. Были выработаны определенные механизмы, наработан опыт. В том числе механизмы направления госсредств реальному сектору — малому и среднему бизнесу, строительной отрасли. Правда, год назад мы полагали, что это временная мера, но теперь понятно, что задача долгосрочная. — Повторение пройденного: вспомним, что начиная с августа 2007 года было предпринято на уровне государства и Национального банка. И что эти меры дали экономике? — Год назад основные опасения Нацбанка вызывало ухудшение ситуации в банковском секторе. Проблемы мировых финансовых рынков привели к проявлению накопленных рисков банковской системы и повышению уязвимости национальной экономики. Наши банки, для которых внешнее финансирование является важным источником пополнения ресурсной базы, столкнулись с проблемой нехватки текущей ликвидности. В сочетании с резким ограничением ее привлечения с внешних рынков на прежних условиях. Проблема усугублялась тем, что на период со второго полугодия 2007 года по 2009 год пришелся «пик» выплат по внешним займам банков. В возникших условиях денежно-кредитная политика Нацбанка помимо обеспечения стабильности цен была направлена на обеспечение стабильности финансового сектора. Начиная со второй половины прошлого года НБ РК начал активно проводить операции по поддержанию краткосрочной ликвидности банковского сектора. В частности, был увеличен объем проведения операций обратного РЕПО, начали проводиться операции валютного СВОП под залог иностранной валюты, а также под залог остатков на корсчетах банков в НБ РК. Общий объем этих операций за 1,5 года эквивалентен почти 70 миллиардам долларов. Нацбанк также проводил валютные интервенции для поддержания стабильности обменного курса национальной валюты. В итоге с октября прошлого года по настоящее время обменный курс находится в коридоре 119—121 тенге за доллар США. Что говорит о стабильности рынка и эффективности принятых мер. Правительство Казахстана приняло меры по поддержке некоторых отраслей экономики. В соответствии с разработанным планом первоочередных действий по стабилизации экономики Казахстана было выделено четыре миллиарда долларов на поддержку дольщиков, сельского хозяйства, а также малого и среднего бизнеса. Несмотря на стабилизацию ситуации весной-летом 2008 года, НБ РК принял еще ряд дополнительных мер. В несколько приемов был расширен перечень залогового обеспечения при проведении операций РЕПО. С первого июля 2008 года была снижена официальная ставка рефинансирования с 11,0 до 10,5 процента годовых. Национальный банк в 2008 году дважды снижал нормативы МРТ для банков. Это также позволило банкам высвободить дополнительную ликвидность. По нашим оценкам, только последнее снижение МРТ пополнило ликвидность банков на 350 миллиардов тенге. Напомню также, что была увеличена сумма гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с семисот тысяч до пяти миллионов тенге. Для этого Нацбанк увеличил возможности Казахстанского фонда гарантирования депозитов физических лиц, нарастив его капитал до ста миллиардов тенге. Принятые меры позволили стабилизировать ситуацию на финансовом рынке и в экономике. Экономический рост сохранился, хотя и замедлился. В 2007 году он составил 8,9 процента, а по итогам девяти месяцев 2008 года — 3,9 процента. Инфляция по итогам 11 месяцев составила 9,2 процента, тогда как в 2007 году она сложилась на уровне 18,8 процента. В общем русле мер — Некоторые антикризисные шаги государства достаточно жестко критиковались и участниками рынка, и внешними аналитиками. Но насколько похожи антикризисные пакеты Казахстана и других стран мира? — Мы все движемся в одном русле. Хотя в зависимости от проявлений кризисных явлений в той или иной стране проявляется и специфика. Антикризисная политика определяется складывающимися макроэкономическими предпосылками, и ее направление зависит от выбираемой каждым государством цели: экономический рост, безработица, инфляция или финансовая стабильность. Но выбор возможных направлений деятельности невелик. Это, во-первых, меры регуляторного характера, во-вторых, прямая поддержка отраслей экономики и их кредитоспособности и, в-третьих, прямая поддержка финансового сектора, и в особенности банков. Пропорции финансирования двух последних направлений зависят от специфики экономики и финансового сектора конкретного государства. А выделяемые суммы — от его финансовых возможностей. В условиях замедления экономического роста в Казахстане, ограниченности потребительского спроса, низких темпов роста денежного предложения, снижения инфляционного давления проблема инфляции временно отошла на второй план. При этом вопросы поддержания экономического роста и обеспечения стабильности финансового сектора становятся приоритетными направлениями для Нацбанка. Поэтому в 2009 году НБ РК будет проводить «мягкую» денежно-кредитную политику. В этом же направлении сейчас проводят ДКП центральные банки многих стран, в том числе и ЦБ России. С тем отличием, что мы начали принимать эти меры еще во втором полугодии прошлого года. В частности, в этот период мы увеличивали объемы предоставления краткосрочной ликвидности банкам, расширяли перечень инструментов. В целях смягчения негативных последствий мирового кризиса на макроэкономическую ситуацию Правительством, Национальным банком и АФН был разработан План совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009—2010 годы. В соответствии с ним в 2009—2010 году предусмотрено выделить из Национального фонда десять миллиардов долларов. Что касается дополнительной капитализации банков, то эта мера была предложена примерно в один и тот же период, что и в других странах. Критика же во многих случаях была связана с опасениями, что государство может под предлогом кризиса провести национализацию банковского сектора. Однако приобретаемые доли в капитале банков не настолько велики, чтобы говорить о стремлении госструктур их контролировать. Отмечу также, что основная доля выделенных средств (три из четырех миллиардов долларов) идет на выкуп привилегированных акций и предоставление субординированных займов. Это также говорит об отсутствии стремления государства «прибрать к рукам» банки. Окончательные итоги подводить еще рано: по нашим прогнозам, 2009 год будет также очень сложным для экономики и финансового сектора. Но важным промежуточным результатом можно назвать то, что меры, предпринятые по поручению Главы государства монетарными властями, Правительством, позволили сохранить доверие населения финансовой системе. Существенно выросли депозиты юридических лиц, по депозитам физлиц происходили колебания, но несущественные, и мы даже отмечаем маленький рост по ним, не было и ажиотажной скупки доллара и евро. — А хороший прогноз есть? — Есть. Он проистекает из истории: продолжительные кризисы такого масштаба невозможны. Так что 2010 год будет легче. К тому же внешние обязательства банков на этот год составят 7,2 миллиарда долларов. Нацбанк обвалов не допустит — Вопрос из читательской почты: Нацбанк не планирует девальвировать тенге, как это делает ЦБ России с рублем? — Девальвационное давление на тенге может возникнуть. Но Нацбанк обладает достаточными средствами защиты — ЗВР. Сегодня многие вспоминают ситуацию 1999 года и полагают, что примененное средство — СПОК — может быть использовано и теперь. Думаю, этот рецепт сегодня не годится, поскольку ситуация, истоки проблем тогда и сейчас различны. Нынешние проблемы в платежном балансе не связаны с текущим счетом. Они связаны со снижением притока валюты: банки не привлекают средства в страну, а напротив, платят по долгам. И слабый тенге в этой ситуации не поможет. Поэтому никакого обвального движения курса вверх-вниз не будет. Наших резервов достаточно, чтобы не допустить неконтролируемого падения национальной валюты. Тенге будет стабилен в определенных пределах. Мы всегда будем учитывать баланс последствий, определяя, в каком сочетании пойти на трату резервов и на девальвацию тенге. — Деноминация не планируется? Люди полагают, что это вдесятеро удешевит ранее полученные кредиты. — Однозначный ответ — нет! Для деноминации нет никаких предпосылок. — Золотовалютным резервам страны удалось восстановиться после потерь августа 2007 года? — Действительно, в августе-сентябре 2007 года Нацбанк для обеспечения макроэкономической стабильности и поддержания курса тенге по отношению к доллару проводил интервенции на внутреннем валютном рынке. Такие активные действия привели к снижению объемов ЗВР. В текущем году Нацбанк их пополнил. Однако собственный максимум июля 2007 года — 23 миллиарда долларов — пока не достигнут. — Судя по тому, что средства Национального фонда планируется использовать при решении задач внутренней экономики, меняется ли стратегия управления фондом? — Методология управления средствами НФ практически идентична управлению золотовалютными активами. Что касается системы управления рисками и оценки доходностей средств Нацфонда, то она сопоставима с международными стандартами и рекомендациями мировых финансовых институтов. Исходя из макроэкономических прогнозов на 2009 год в мировой финансовой системе, самыми надежными инвестициями Национальный банк считает инвестиции в государственные ценные бумаги. — Как и прогнозировалось Нацбанком, инфляция вошла в прогнозные рамки. Но экономисты говорят, что дефляция — спутница рецессии, когда падают производство, спрос, экономическая активность в целом. Что нам грозит в 2009 году: старая «знакомка» инфляция или … — В 2009 году в Казахстане значительного роста инфляционного давления не ожидается. Прогнозируется, что инфляция не превысит показатели 2008 года и сложится в пределах 7,5—9,5 процента. Государство гарантирует — Проблема, волнующая всех, — неэффективно работающие средства НПФ. Люди боятся потерять свои накопления на старость… — Действительно, наша пенсионная система столкнулась с проблемой получения адекватной доходности от инвестирования пенсионных накоплений. Эта проблема обусловлена недостаточным развитием нашего фондового рынка и усугублена падением ведущих мировых фондовых индексов вследствие глобального финансового кризиса. Однако речь не идет об обесценении сбережений вкладчиков. Проблема — только в снижении доходности от инвестирования активов. Поскольку все вклады населения в НПФ законодательно, с учетом уровня инфляции, гарантированы государством. На мой взгляд, одним из возможных вариантов решения этой проблемы является использование пенсионных активов в проектах реального сектора через инвестирование в инфраструктурные облигации. Действующая нормативная база не позволяет НПФ в полной мере использовать этот инструмент. Но работа в этом направлении, а также в целом по совершенствованию накопительной пенсионной системы ведется. Думаю, в скором будущем пенсионные накопления населения будут эффективно работать как во благо вкладчиков НПФ, так и принося положительный эффект всей экономике. — Пессимисты и аналитики объединились, пророча казахстанским банкам дефолты на 2009 год, считая, что они исчерпали свои возможности, выплачивая в этом году внешние долги. Как оценивает ситуацию Национальный банк, учитывая состояние банков и предстоящие выплаты? — По нашей оценке, на обслуживание внешнего долга казахстанских банков перед нерезидентами (по состоянию на 30 июня 2008 года) потребуется в 2009 году 10,6 миллиарда долларов. Мировой кризис служит своего рода естественным ограничителем для внешних заимствований банков. В этих условиях недостаток рефинансирования внешних займов может покрываться за счет собственных внешних долговых активов банков, оценивавшихся на ту же дату в 21,5 миллиарда долларов. В этом объеме: 60,4 процента — ссуды, выданные нерезидентам, около 27 процентов — депозиты и 11,3 процента — долговые ценные бумаги (облигации). Кроме того, на погашение внешних обязательств прямо или косвенно может быть использована часть средств, выделенных экономике в рамках мер, принимаемых Нацбанком и Правительством. — Какова в целом ситуация с внешним долгом страны? — По состоянию на 30 июня текущего года валовый внешний долг составил 100,6 миллиарда долларов. Из них на сектор государственного управления (Правительство) приходится 1,5 миллиарда долларов. На органы денежно-кредитного регулирования (НБ РК) — 0,03 миллиарда долларов. На банки второго уровня и Банк развития Казахстана — 45,1 миллиарда долларов. На небанковские финансовые организации, нефинансовые организации, а также домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие их, приходится 54 миллиарда долларов. Основными кредиторами для сектора госуправления являются международные и двусторонние официальные кредиторы, иностранные банки, региональные фонды развития, а также частные кредиторы. Основными кредиторами-нерезидентами казахстанских банков являются иностранные банки, различные синдикаты банков, международные финансовые организации и другие институциональные инвесторы, являющиеся конечными держателями еврооблигаций. В целом для банков основными странами-кредиторами являются Нидерланды (51 процент из общей суммы задолженности) и Великобритания (15 процентов). В других секторах экономики значительные объемы внешних обязательств перед аффилиированными и неаффилиированными нерезидентами наблюдаются у предприятий нефтегазовой отрасли, транспорта и связи, торговли. При этом задолженность перед прямыми инвесторами составила 19,1 процента, перед дочерними зарубежными предприятиями — 4,5 процента, перед неаффилиированными кредиторами — 39,4 процента. Кроме того, 37 процентов валового внешнего долга составляет задолженность филиалов иностранных компаний перед своими головными компаниями. Отмечу также, что в целом внешние активы страны меньше внешнего долга, и чистый внешний долг Казахстана составил 19,8 миллиарда долларов. По сектору же госуправления и НБ РК внешние активы превысили внешний долг на 39,5 миллиарда долларов, что позволяет характеризовать государственный сектор как чистого кредитора. Остальные сектора являются чистыми должниками: на конец июня чистый долг банков составил 23,6 миллиарда долларов, чистый долг других секторов — 35,7 миллиарда долларов. Кто виноват, что делать? — Анвар Галимуллаевич, детский вопрос: если провалились западные высокорейтинговые институты, почему рейтинги максимально понижают таким странам, как Казахстан и Россия? — Думаю, ответ надо искать не только в экономической или финансовой плоскости, а в политической. Посыл простой: риски в переходных, транзитных экономиках всегда есть, и при этом их потенциал, по определению, не может быть лучше, чем в развитых экономиках. Видимо, в силу подобных подходов, оценок и дефолтов институтов с наивысшими рейтингами в настоящее время возникает уже вопрос о доверии к самим рейтинговым агентствам. Вполне вероятно, что система выставления рейтингов и определения рисков инвесторов в ближайшие годы претерпит серьезные изменения. — СМИ, аналитики ищут виновника мирового финансового кризиса. И, кажется, нашли: администрация США и лично Алан Гринспен. Но если оставить персоналии в покое и посмотреть на первопричины, что, по вашему мнению, способствовало столь негативному развитию ситуации? — Финансовый кризис в США был обусловлен в первую очередь самой политикой учетной ставки ФРС: очень длительный период времени она была такова, что делала кредиты легкодоступными. Деньги были дешевыми. С одной стороны, экономика быстро развивалась, а с другой стороны — надувался пузырь. Другая причина — гипертрофированный рынок производных финансовых инструментов и резкий уровень роста кредитных рисков, особенно в сфере кредитования недвижимости. Объективной предпосылкой кризиса стал и огромный уровень долга США, как внешнего, так и внутреннего. По сути, в экономике США все должны были всем, и кредитование в ее росте играло огромную роль. Когда исчезло доверие между инвесторами и кредиторами, экономика пошатнулась. В итоге при всем своем развитии регуляторная система США в силу либеральности не смогла удержать финансовую систему от чрезмерного роста долговых обязательств. Но не факт, что, если бы ипотечное кредитование контролировалось более жестко, кризис не случился. В этом случае вполне могло бы найтись другое «слабое звено». — Сегодня сакраментально звучит вопрос: «Верите ли вы в Обаму»? Но следует ли по тем шагам, которые обещает предпринять избранный президент США, делать выводы, что вскоре ситуация на мировых рынках вслед за Америкой пойдет в гору? — Верю, что приход Обамы может ознаменовать коренные перемены во внутренней политике, поскольку в его команде много профессионалов, зарекомендовавших себя хорошо в администрации Клинтона, которая добилась успеха в экономике. Обама — знак перемен в экономической политике. Новая администрация приступает к работе в самое непростое начиная с 30-х годов прошлого века для американской экономики время. По оценкам международных финансовых организаций и аналитиков, в 2009 году в США ожидается экономический спад. Барак Обама заявил, что объем средств, который будет направлен в экономику в 2009 году, составит 775 миллиардов долларов. План Обамы предполагает вливание денег в экономику через предоставление фискальных льгот, увеличение госрасходов и инвестиций в инфраструктуру. Он также обещает создать или сохранить дополнительно 500 тысяч рабочих мест. При этом главным отличием экономических инициатив Обамы, несмотря на то что полный пакет мер пока не конкретизируется, эксперты признают его внимание к реальному сектору экономики. Тем не менее первые признаки оживления ожидаются только в 2010 году, а в большинстве стран улучшение ситуации в экономике ожидается только начиная с 2011 года. Два сценария — Каковы сценарии и заложенные в документ параметры денежно-кредитной политики НБ РК на предстоящие два года? — Основные направления денежно-кредитной политики на 2009—2010 годы пока не утверждены правлением. Но могу сказать, что мы прорабатываем два сценария — базовый и пессимистичный, исходя из цен на нефть. По первому сценарию цена за баррель составляет 40 долларов, по второму — 25 долларов. Мы также полагаем, что в ближайшие годы тенденции развития экономики Казахстана будут определять и другие тренды мировой экономики: замедление темпов развития, снижение мировых цен на товарных рынках, в том числе на основные товары казахстанского экспорта, неопределенность на мировом финансовом рынке. Ожидается, что отечественные банки будут находиться в сложной ситуации ввиду необходимости обслуживания ранее привлеченных внешних займов. Поэтому Нацбанк смещает акценты при проведении ДКП в сторону обеспечения финансовой стабильности, что предполагает проведение «мягкой» политики в 2009 году. — Говорят, что угроза ожидания рецессии страшнее ее самой, ибо люди прекращают тратить деньги, резко снижают свои расходы, в результате наступает застой в торговле и по цепочке вверх сворачиваются производства. Тем самым ситуация еще более усугубляется. Так что делать с накоплениями: затянуть пояса и усердно копить, безрассудно тратить, положить в банк? — Трудно сказать, стабилизируется ли ситуация на глобальных рынках в следующем году или нет, поэтому, говоря о ситуации на рынке Казахстана, отмечу, что она во многом будет определяться в зависимости от развития событий на мировых рынках. Но государство будет защищать своих граждан. Правительством принимались и принимаются меры, направленные на смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию и обеспечение необходимой основы для будущего качественного роста экономического роста. Каков бы ни был выбор человека, напомню лишь то, что в нынешних условиях наиболее опасным действием для всех являются панические настроения и ожидания. Хотелось бы посоветовать казахстанцам трезво оценивать ситуацию, не поддаваться панике, не верить различным слухам и, исходя из своего реального финансового состояния и платежеспособности, принимать решения. Сохранить и приумножить свои сбережения можно и в этой ситуации. Надежный инструмент — депозиты в банках второго уровня. Государством ведется большая работа по сохранению финансовой стабильности в стране. Во-первых, направляются четыре миллиарда долларов на дополнительную капитализацию четырех системообразующих банков. Во-вторых, один миллиард долларов направлен на создание Фонда стрессовых активов. Они будут использоваться для выкупа у банков проблемных активов, что даст им возможность вовремя погашать свои долги и при этом кредитовать экономику дальше. В-третьих, три миллиарда долларов направлены на решение проблем жилищного рынка. Есть и такой надежный вид инвестирования, как покупка коллекционных и инвестиционных монет Нацбанка. И если кто-то еще раздумывает о выборе новогоднего подарка и не потратил еще средства, то, наверное, такое приобретение можно будет расценивать и как подарок, и как хорошую инвестицию. Что же касается экономии, то она не должна быть чрезмерной: свое потребление нельзя опускать ниже уровня жизненных потребностей. Это важно как с позиции человека, его семьи, так и в целом экономики и общества.
Беседовала Алевтина ДОНСКИХ
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (https://www.kazpravda.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |