|
|
|
22.01.2009 Долг платежом красен
Экономика не может эффективно функционировать без действенных механизмов банкротства. Потому в целях поддержки и успешного равития рыночных отношений, создания конкурентной среды немаловажную роль в обществе играет институт банкротства, являющийся мощным стимулом эффективной работы коммерческих структур, гарантирующий защиту прав и интересов кредиторов, а также государства. Государственное регулирование в области банкротства в нашей республике осуществляет созданный в 2001 году Комитет по работе с несостоятельными должниками, являющийся структурным подразделением Министерства финансов и имеющий свои территориальные органы во всех регионах республики. В рамках административной реформы, направленной на дальнейшую модернизацию системы государственного управления, в соответствии с постановлением Правительства от 24 апреля 2008 года территориальные органы Комитета по работе с несостоятельными должниками МФ РК реорганизованы в Межрегиональные департаменты. Задачами комитета и его территориальных органов является проведение государственной политики в сфере банкротства, и в целях ее реализации на постояннной основе с учетом практики и происходящими в стране преобразованиями совершенствуется нормативная правовая база по вопросам банкротства. Очередные поправки в некоторые законодательные акты, регулирующие вопросы банкротства, были внесены законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства» от пятого июля 2008 года. Изменения в законодательстве позволили ввести процедуры внешнего наблюдения без возбуждения дела о банкротстве. Поправки коснулись также процедуры реабилитации, согласно которым сокращен перечень документов, необходимых для введения процедуры реабилитации, реабилитационные управляющие освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче исков в суд. Кроме того, у реабилитируемых предприятий появилась возможность участвовать в процессе государственных закупок в качестве потенциальных поставщиков. Вместе с тем, согласно изменениям в законодательстве, функции по осуществлению контроля за процедурами банкротства сельскохозяйственных организаций переданы от местных исполнительных органов Комитету по работе с несостоятельными должниками. Ранее эти функции осуществляли областные департаменты сельского хозяйства. Существенными изменениями в законодательстве о банкротстве является также и то, что в целях повышения ответственности лиц, имеющих лицензии на управление имуществом и делами неплатежеспособных должников, в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрены меры административных взысканий при нарушении требований законодательства о банкротстве, вплоть до лишения лицензии на занятие данной деятельностью. Увеличены также сроки лишения свободы за преднамеренное и ложное банкротство, неправомерные действия при банкротстве и неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов. Основными целями внесенных изменений и дополнений в законодательство по вопросам банкротства являются, прежде всего, увеличение степени защищенности прав и интересов кредиторов, в том числе государства, обеспечение прозрачности деятельности лиц, имеющих лицензии на управление имуществом и делами неплатежеспособных должников, а также повышение ответственности руководителей (учредителей) и других должностных лиц коммерческих структур. В настоящее время Комитет по работе с несостоятельными должниками в целях представления и защиты законных интересов лиц, имеющих лицензии на управление имуществом и делами неплатежеспособных должников, совершенствования процедур банкротства, привлечения внимания общественности и органов государственного управления к значимости данных процедур принимает меры по созданию Республиканского общественного объединения антикризисных управляющих. Все эти шаги, предпринимаемые сегодня государством, направлены на повышение значения института банкротства как действенного механизма оздоровления экономики. И во многом это связано с проводимой политикой Главы государства, год назад поставившего в Послании народу Казахстана ряд важнейших стратегических задач, направленных на рост качества жизни казахстанцев и построение конкурентоспособного государства. По данным на декабрь прошлого года, нашим департаментом в процедуру ликвидации вовлечены 256 организаций, из них на 194 организациях-банкротах процедуры ликвидации завершились. Общая сумма погашенной кредиторской задолженности составила 30 миллионов тенге, в том числе погашена кредиторская задолженность по социальным очередям (выплаты лицам, получившим увечья, заработная плата) в сумме 16 миллионов тенге, в бюджет поступили 14 миллионов тенге. В процедуру внешнего наблюдения вовлечены десять предприятий, пять предприятий находятся в процедуре реабилитации. Хочу подчеркнуть, что необходимо широко применять институт внешнего наблюдения как один из механизмов противодействия незаконному выводу должниками активов и преднамеренному банкротству. Наряду с этим усилия прежде всего необходимо направить на финансово-экономическое оздоровление, восстановление платежеспособности предприятий-должников путем применения процедур реабилитации и внешнего наблюдения. В связи с чем руководителям коммерческих предприятий, перед которыми возникла угроза неплатежеспособности, необходимо своевременно обращаться в уполномоченный орган в целях выработки правильного решения по выходу из сложившейся ситуации. Это также относится и к кредиторам предприятий-должников.
Мейржан РАХИМБЕРЛИН, начальник Межрегионального департамента Комитета по работе с несостоятельными должниками МФ РК «Сарыарка»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |