|
|
|
02.03.2009 «Чтоб никто не звонил и не указывал: мол, эти учебники заказывайте» На рынке школьных учебников наконец-то появилась альтернатива - сегодняшнее законодательство предусматривает для школ возможность выбора учебной литературы, рассказала «&» президент Ассоциации издателей и книгораспространителей Казахстана Элеонора Баталова. - Элеонора Нигметовна, как вы оцениваете конкурентоспособность издательского рынка Казахстана? - Самое важное в сегодняшней ситуации - тот факт, что рынок школьных учебников стал конкурентным. Этим можно гордиться. За последние годы государством было принято много важных мер, и позитивное развитие рынка смогло произойти только при содействии госорганов. Не раз лично Президент своим прямым вмешательством определял политику правительства в этой сфере. Так, в свое время указом главы государства было ратифицировано «Флорентийское соглашение», которое дало издательствам экономические преимущества. Суть этого соглашения заключалась в том, что при перемещении среди стран-участниц (их 98) литературы по культуре, науке и образованию печатные издания освобождаются от госпошлины и налогов. Это давало возможность налаживать выгодные партнерские отношения с зарубежными издателями и полиграфистами. К сожалению, с 1 января 2004 года все льготы отменены. Долгое время оставалась нерешенной проблема создания условий для конкурентной среды в сфере издания учебников и учебных пособий. Практика показала, что монополия в этом деле дает отнюдь не блестящие результаты. В связи с этим наша ассоциация неоднократно обращалась в адрес главы государства, правительства и парламента страны с соответствующими предложениями. Государству нужны условия для выпуска альтернативных учебников, нужен конкурентный рынок. Благодаря прямой поддержке Президента были внесены изменения в закон об образовании. В 2004 году Министерством образования на основе новой законодательной базы была разработана и утверждена «Инструкция по организации подготовки и издания учебной литературы для организаций образования». Теперь министерство выступает методическим центром, как это делается во всех развитых странах, то есть разрабатывает учебные программы и стандарты, осуществляет апробацию учебно-методических комплексов, проводит экспертизу. Получив министерский гриф «рекомендовано, допущено», издательские компании занимаются сбором заказов и тиражированием. Стоит отметить, что частные издательства осуществляют разработку учебников за счет собственных средств, экономя таким образом государственные. С целью формирования конкурентоспособной системы образования в 2004 году указом Президента была утверждена госпрограмма развития образования на 2005-2010 годы. Постановлением правительства в 2006 году утвержден план мероприятий по переходу на 12-летнее общее образование, так как Казахстан присоединился к Лиссабонской конвенции. А это предусматривает приведение всей системы среднего образования, как по содержанию, так и по продолжительности обучения, в соответствие c европейскими стандартами. Все эти меры непосредственным образом повлияли на улучшение качества содержания учебников, на обеспечение их высокого полиграфического исполнения, на формирование справедливой ценовой политики. Сегодня в Казахстане зарегистрировано более 200 издательств, из них реально работают 70-80, выпускают учебную литературу примерно 17, среди которых несколько крупных игроков - «Атамура», «Алматыкитап», «Мектеп», «Просвещение Казахстан». Присутствие на рынке нескольких игроков позволяет улучшать качество учебников, ведь если ты недостаточно поработал над учебником, то, во-первых, он не пройдет госконтроль, во-вторых, школьные учителя его забракуют и не выберут из предлагаемой альтернативы, в-третьих, твою нишу на рынке немедленно займут конкуренты. Все помнят, сколько нареканий в прессе было в адрес самых первых казахстанских учебников. Сегодня столь серьезной критики и, тем более, издевательских насмешек ни одно СМИ уже позволить себе не может. - До недавнего времени фактически монополия на рынке принадлежала издательствам «Атамура» и «Мектеп». Как это стало возможным? - Из-за законодательных и организационных недоработок в деятельности правительственных структур. Например, объявлялся тендер на создание учебника для 5 класса, и уже через месяц по условиям тендера издательство должно было представить готовый учебник. Но ведь ясно, что за месяц учебник подготовить невозможно, это творческая, громадная кропотливая работа. Очевидно, что условия тендера обозначались в пользу и в интересах отдельных и заранее избранных компаний. Ситуация радикально изменилась только после того, как в законодательство об образовании были внесены изменения, согласно которым право выбора было предоставлено учителям школ. Теперь перечень учебной литературы, разрешенной к использованию в организациях образования, предусматривает не более 5 учебников и учебно-методических комплексов по одному предмету. Однако выбор из пяти комплектов - это уже настоящая конкуренция. В прошлом году, например, Минобразования утвердило по 1 классу одиннадцатилетки два комплекта, а по некоторым предметам даже три - трех разных издательств. Имя министра, который на это решился, может войти в историю Казахстана. - Какие проблемы на рынке сегодня остаются нерешенными? - Коренных проблем в сфере книгоиздания можно выделить три. Первая: совершенно очевидно, что пришло время организовывать специальную подготовку будущих авторов школьных учебников, которых сегодня катастрофически не хватает. Да и их творческий багаж нуждается в обновлении. Это работа педагогических вузов, Минобразования. В учебных процессах должны появиться определенные новшества, которые нацелят талантливую молодежь на творчество в сфере рождения новых учебников. Вторая проблема состоит в недобросовестности некоторых чиновников областных департаментов образования, которые не доводят до школьных учителей все варианты учебников, рекомендованных Минобразования для учебного процесса. Учителя должны знать все предложенные учебники, допущенные к учебному процессу, и не бояться иметь право выбора И третья проблема - это необходимость защиты добросовестной конкуренции на рынке учебников, жесткой защиты всеми предусмотренными государственными способами. Чтобы никому из чиновников даже в голову не пришло звонить и указывать: эти, мол, учебники заказывайте, а эти нет. Увы, такие случаи у нас еще встречаются. - Вы очень лояльны по отношению к госорганам, обычно практики-бизнесмены критикуют министерства и правительство в целом. А у вас с властью, похоже, идеальные отношения? - Если у нашей ассоциации сложились с госорганами хорошие конструктивные отношения, ими надо дорожить. Публичную критику можно сравнить со скальпелем хирурга, который нужно использовать только в крайнем случае. Конечно, есть в организации сегодняшней работы Минобразования некоторые недочеты, которые сильно влияют на результаты нашей работы. Например, ежегодный приказ министерства «Об утверждении перечня учебных изданий, разрешенных к использованию в организациях образования» выходит лишь в феврале, а то даже и в марте. Это очень поздний срок. В результате территориальные отделы образования не успевают своевременно собрать заказы на учебники, передать их в издательства, оформить договоры и произвести предоплату на издание заказанного тиража. А ведь издательству тоже надо обобщить заказы по регионам, разместить тиражи в типографиях, учитывая типографские технологические графики. И если раньше издательства заключали лишь 16 договоров (в области и в двух городах), то с 2005 года с учетом законодательных изменений в государственном и местном управлениях договоры заключаются и с районными отделами. То есть договоров надо заключить более 200. Если работа начинается лишь в марте, все не успевают, создается спешка, нервозность, и в итоге все это ведет к срыву установленных сроков поставки учебных изданий в школы до 1 сентября. За срыв сроков поставки издательствам предъявляются еще и штрафные санкции - до 0,5% от суммы договора за каждый просроченный день. Получается, по сути, что виновник задержки штрафует свою жертву! Справедливо ли это? Всего-то ведь надо, чтобы приказ министерства вышел в январе. Мы с этим вопросом уже вышли на министра и надеемся, что он заставит своих чиновников пересмотреть графики подготовки и выхода приказа с учетом вышеперечисленных аргументов. - К учебникам «Атамуры» и «Мектепа» было много нареканий как по качеству, так и по оформлению. Тогда как получилось, что учебники низкого качества были допущены в печать? - Не хотелось бы говорить что-то плохое о прошлом конкурентов. Наверное, были субъективные причины. Но были и объективные: отсутствовали механизмы настоящего контроля за соблюдением обязательных стандартов, не было серьезной экспертизы представленных работ. Сегодня работает независимый центр «Учебник», который возглавляет опытный специалист Алма Абылкасымова. Тот факт, что в прошлом году изъято из учебного процесса более 2000 учебников и учебно-методических комплексов, большая часть из которых отправлена на доработку, должен говорить о многом. - Были ли претензии к вашему издательству «Алматыкитап» по представленным учебникам? - Конечно, были, у нас ведь тоже не боги горшки обжигают, хотя мы работаем с замечательными творческими коллективами. Например, в прошлом году «Алматыкитап» получило замечания по учебникам «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение» и «Физическая культура». Но замечания были непредвзятыми и конструктивными, что помогло нам доработать учебники в течение года и значительно улучшить их качество. - Иной раз законы пытаются улучшить, а они все равно неэффективны. В том, что законодательное поле в издании учебников изменилось в лучшую сторону, в какой-то мере, наверное, есть и заслуга «Алматыкитап». Если бы вы не вышли на рынок со своей продукцией, то никакой конкуренции не было бы… - Действительно, на каком-то этапе мы послужили примером для других издательств, потому что они с таким великаном, как «Атамура», просто боялись вступать в конкуренцию, заранее не веря в возможность хоть в чем-то их победить. - Сегодня в различных сферах государство ищет способы помощи наиболее уязвимым слоям населения, например создавая социальные магазины, в которых товары продаются по низким ценам. Коснутся ли подобные меры и учебников? - Не представляю, что такое, например, социальный продуктовый магазин в условиях рыночной экономики. Это что, монополизация рынка? Меры должны быть исключительно рыночными. Необходимо, к примеру, индексировать доходы населения с учетом реальной инфляции. Либо социальные службы должны закупать продуктовые пакеты на конкурентном рынке и предоставлять их нуждающимся. Понятно, что механизм более громоздкий, но он не приведет к поблажкам для одних участников рынка и фактическому «убиению» других. Что же касается учебников, тут все проще. В период финансового кризиса государство должно позаботиться о подрастающем поколении - будущем нашей страны - и подумать об увеличении бюджета для закупа учебной литературы. При закупе литературы необходимо учитывать, что все издания, утвержденные приказом Минобразования, имеют равные права, а издательства, выпустившие их, - равные условия распространения своих изданий.
Оксана Щербакова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |