|
|
|
13.03.2009 От Евразийской идеи к реальной Евразийской интеграции
ЕврАзЭС как успешное межгосударственное интеграционное объединение на постсоветском пространстве, созданное в 2000 году странами «интеграционной пятерки» — Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном, безусловно, базируется на Проекте о формировании Евразийского союза государств, предложенном Президентом Нурсултаном Назарбаевым еще в марте 1994 года. В президентском проекте Евразийский союз был определен как «форма интеграции суверенных государств с целью укрепления стабильности и безопасности, социально-экономической модернизации постсоветского пространства». И именно это предложение казахстанского лидера, прозвучавшее на пике дезинтеграции как наиболее взвешенная, эффективная альтернатива стихийным негативным тенденциям, стало одним из определяющих факторов развития объединительного движения в СНГ. Вспомним ключевые положения. Первое: принципы формирования союза — это национальные референдумы (или решения парламентов) и территориальная целостность и нерушимость государственных границ. Второе: недопустимость ассоциированного членства, которое в случае с СНГ, например, на практике узаконило структурную и содержательную аморфность объединения. Эта же тенденция четко прослеживается еще в одном важном положении документа. Условием вхождения стран в союз в проекте было названо наличие экспертного заключения об их готовности к вступлению. Требование «готовности к вступлению» также зафиксировано и в процедуре вступления государств — новых членов в Таможенный союз Евразийского экономического сообщества. Впервые идею Евразийского союза лидер Казахстана представил российской научной общественности в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. Как посол Казахстана в России, я присутствовал на встрече в зале ученого совета университета и видел лица людей, изумленных этим дерзновенным проектом и тем, что даже в то время, когда господствовали центробежные устремления, был предложен очень смелый интеграционный проект. Потом была встреча Президента Казахстана в мэрии Москвы с представителями деловых кругов. Затем — встреча в Центральном доме журналистов с руководителями ведущих российских СМИ. Президента буквально засыпали вопросами. Был и такой: «Не боитесь ли, что Вашу идею не поддержат?», на что Нурсултан Назарбаев ответил: «Не боюсь! Не сегодня, так завтра поддержат. От этого мы никуда не уйдем». Проект давал реальный шанс войти в XXI век цивилизованным путем, и он был реализован в создании Евразийского экономического сообщества десятого октября 2000 года, что особенно символично, в Астане. Решающую роль в интеграционном процессе играет создание условий для эффективного развития реального сектора экономики. В сообществе заметно улучшились все основные макроэкономические показатели, продолжился рост экономики. Благодаря созданию зоны свободной торговли без изъятий и ограничений товарооборот между странами сообщества увеличился с 29 миллиардов долларов в 2000 году до 123 миллиардов в 2008-м, то есть в 4,1 раза. Объем грузоперевозок вырос на 44 процента, а среднегодовые темпы развития интегрированной экономики — на шесть процентов (в отдельных странах сообщества — шесть-восемь процентов). Инвестиции в основной капитал за этот же период выросли в 2,3 раза. Шестого октября 2007 года на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС в Душанбе главы шести государств сообщества приняли решение о формировании в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза. Первоначально в него вошли Беларусь, Казахстан и Россия; остальные государства будут присоединяться к нему по мере готовности национальных экономик и законодательства. Хотелось бы подчеркнуть, что создается такой таможенный союз, который будет соответствовать всем современным международным стандартам — с единой таможенной территорией, единой внешней границей и единым таможенным тарифом. В ЕврАзЭС формируется также транспортный союз. В 2010 году планируется сформировать общий рынок транспортных услуг и создать систему управления единым транспортным пространством ЕврАзЭС. Продолжит развиваться транспортная инфраструктура, будет создана система логистических центров, будут совершенствоваться транспортная техника и технологии перевозок пассажиров и грузов. Внимание будет уделено также обеспечению безопасности на транспорте и усилению мер по охране окружающей среды. Страны ЕврАзЭС договорились о проведении согласованной политики по формированию и развитию транспортных коридоров ЕврАзЭС. В настоящее время отрабатываются программы модернизации уже существующих четырех основных транспортных коридоров: Евро-азиатского (Китай — Казахстан — Россия — Беларусь — Европа), Северо-Западного (Центральная Азия — Россия — государства и порты Балтийского региона), Юго-Западный (Центральная Азия — Россия — порты России и Украины — Восточная Европа) и Восточный (Центральная Азия — Россия — порты Приморского края — страны АТР). Одним из ключевых направлений интеграции в ЕврАзЭС должна стать энергетика, скоординированные подходы сторон по которой отражены в утвержденной главами правительств в декабре 2008 года Концепции формирования общего энергетического рынка. Цель общего энергорынка — гарантировать энергетическую безопасность государств ЕврАзЭС и потребности внутреннего рынка сообщества в энергоносителях, расширение экспортного потенциала и создание предпосылок для устойчивого роста экономики. На развитии стран сообщества, конечно, отразился мировой финансовый и экономический кризис. Отток иностранного капитала и падение мировых цен на основные экспортные товары вызвали замедление темпа развития экономики и рост инфляции. В 2008 году ВВП сообщества составил 1,9 триллиона долларов, что в постоянных ценах по сравнению с 2000 годом означает рост в 1,7 раза. Безусловно, успешное преодоление негативных последствий кризиса возможно, если действовать скоординированно. По поручению глав государств ЕврАзЭС разрабатываются совместные антикризисные меры. Наиболее значимые — создание условий для расширения использования национальных валют во взаиморасчетах, сдерживание инфляции, обеспечение устойчивости платежных балансов стран, улучшение активов банковской системы. Стороны договорились сообща поддерживать уровень занятости и содействовать малому и среднему бизнесу в преодолении негативных последствий кризиса. Будет также проводиться скоординированная политика поддержки рынка продовольствия и других товаров. Подготовлена совместная позиция государств ЕврАзЭС по вопросам реформирования мировой финансовой системы, направленная на преодоление последствий мирового экономического кризиса. От имени ЕврАзЭС эту позицию на прошедшем саммите «Группы 20» представила Россия. В декабре 2008 года во время неформальной встречи в Боровом лидеры ЕврАзЭС приняли решение о создании Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества. Основными целями фонда, выступающего как своеобразная «подушка безопасности» для входящих в ЕврАзЭС государств, являются предоставление займов и стабилизационных кредитов государствам-участникам и финансирование межгосударственных инвестиционных проектов. Средства фонда состоят из денежных взносов членов фонда и в сумме составляют эквивалент десяти миллиардов долларов. Уже не первое десятилетие самые дальновидные политики и ученые говорят об одном: в XXI веке успешными будут лишь те страны, чьи экономики базируются на инновациях. Поэтому, исходя из стратегического значения внедрения инноваций во всех сферах экономики, главы государств сообщества приняли решение о создании Центра высоких технологий ЕврАзЭС. Смысл его создания заключается в разработке и реализации совместных научно-технических программ, инновационных проектов, обеспечении условий для подъема инновационной активности и модернизации экономики на основе новых технологий. Создание Антикризисного фонда и Центра высоких технологий демонстрирует стремление стран сообщества к реальной интеграции и объединению усилий в преодолении последствий глобального финансового кризиса, подтверждает приверженность переводу экономик на инновационный путь развития, способность в сложнейшее для мировой экономики время думать о посткризисном периоде, то есть думать о будущем. Первым совместным проектом в научно-технологической и инновационной сфере стала инициированная Национальной академией наук Беларуси межгосударственная целевая программа на 2009—2013 годы «Инновационные биотехнологии». Ее главная идея состоит в интеграции научных исследований в области биотехнологии и эффективном совместном решении приоритетных научно-технических задач, нацеленных на кардинальную модернизацию производства конкурентоспособной биопродукции для медицины, сельского хозяйства и охраны окружающей среды с внедрением в отрасль самых современных технологий. Мобилизовать научный потенциал стран сообщества призван созданный по предложению Президента Нурсултана Назарбаева Евразийский экономический клуб ученых, объединивший выдающихся ученых наших стран, приверженных идее евразийской интеграции. В эти дни столица Казахстана принимает II Астанинский экономический форум «Экономическая безопасность Евразии в системе глобальных рисков». Участие и выступление на форуме Президента Нурсултана Назарбаева, выдающихся ученых, лауреатов Нобелевской премии, известных руководителей мировых финансовых институтов придало дискуссии профессионалов особую значимость. Важная роль в реализации крупных инвестиционных проектов на постсоветском пространстве отведена Евразийскому банку развития, который был учрежден в 2006 году Россией и Казахстаном с уставным капиталом 1,5 миллиарда долларов. Ныне в «кредитном портфеле» банка находится ряд значимых проектов в России, Казахстане и других странах сообщества. Содействие развитию бизнес-контактов в ЕврАзЭС осуществляет Евразийский деловой совет, объединяющий представителей предпринимательских кругов стран сообщества. Совет призван предлагать органам сообщества конкретные проекты, представляющие интерес не только для отдельных стран, но и всего ЕврАзЭС в целом. Общий объем прямых иностранных инвестиций в 2007 году по сравнению с предыдущим вырос на 83,9 процента и составил 47,4 миллиарда долларов. Одно из важных направлений деятельности ЕврАзЭС — обеспечение продовольственной безопасности входящих в сообщество стран. Концепция обеспечения продовольственной безопасности ЕврАзЭС, а также ряд разработанных целевых межгосударственных программ, ориентированных на формирование общего аграрного рынка, создание евразийской товаропроводящей системы сельхозпродукции, сырья и продовольствия, повышение технической оснащенности агропромышленных комплексов, гидромелиоративного и дорожного хозяйств, призваны сформировать базу для устойчивого развития единого продовольственного комплекса. В сообществе принята Концепция согласованной социальной политики, нацеленная на создание комплексного механизма защиты социальных прав граждан и расширение возможностей для человеческого развития. Общими задачами в этом плане являются обеспечение достойного уровня и качества жизни населения, преодоление бедности, содействие продуктивной занятости, усиление социальной защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения, использование возможностей институтов гражданского общества и повышение социальной ответственности бизнеса. Глядя с высоты 15 лет, минувших с момента предложенного Президентом Нурсултаном Назарбаевым Проекта о формировании Евразийского союза государств, можно, с одной стороны, удивляться смелости и прозорливости лидера, сформулировавшего идею, далеко опередившую свое время. С другой стороны, мы сами — свидетели реальных результатов сближения стран, объединившихся в ЕврАзЭС и формирующих Таможенный союз. Даже теперь, в условиях глобального мирового финансового и экономического кризиса, конкретные решения, принятые главами государств в феврале 2009 года, убедительно демонстрируют уверенность в будущем и стремление совместными действиями обеспечить дальнейшее развитие сотрудничества и интеграции в интересах стран и народов ЕврАзЭС.
Таир Мансуров, генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |