|
|
|
Источник: *Генеральной прокуратуры РК (prokuror.gov.kz)
13.03.2009 О результатах проверки применения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте Органами Юго-Восточной региональной транспортной прокуратуры проведена согласованная с ГП РК плановая проверка применения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте, в том числе в части обеспечения ремонта деталей и узлов подвижного состава в деятельности поднадзорных предприятий транспорта за период 2006-2007 гг. Проверкой установлены многочисленные нарушения при осуществлении ремонта подвижного тягового состава( локомотивов). В Юго-Восточном транспортном регионе дислоцируется 8 филиалов АО «Локомотив», которыми осуществляется эксплуатация 497,5 локомотивов (более 90 % всего парка локомотивов в регионе). За период 2006-2007 гг. в Юго-Восточном регионе отремонтировано-595 единиц тягового подвижного состава(далее ТПС), т.е. весь эксплуатационный парк. При этом, несмотря на проведение из года в год плановых видов ремонта и выделение столь больших денежных средств, техническое состояние локомотивного парка остается неудовлетворительным. Анализ показал, что за 2007 г. общее количество особых случаев браков( порчи локомотивов с пассажирскими поездами)по Юго-Восточному транспортному региону (далее регион) увеличилось на 3 случая, с 8 случаев в 2006 г до 11 случаев в 2007 г., что составляет 78 % от всех фактов порчи локомотивов ( 14 случаев ), допущенных по АО «НК «КТЖ». Как и ранее одной из основных причин роста особых случаев браков в поездной и маневровой работе является неудовлетворительное техническое состояние локомотивного парка, в том числе по причине его ненадлежащего ремонта. Так, за 2006 г. в филиалах АО«Локомотив» региона допущено 348 случаев внеплановых заходов локомотивов на ремонт ввиду различных неисправностей. Если поделить эти факты на эксплуатационный парк магистральных локомотивов без учета маневровых , то получится, что допускались неплановые заходы на ремонт каждого локомотива, из них 268(65 %) заходов допущено по вине предприятий, произведших некачественный ремонт. В 2007 г. ситуация с внеплановыми заходами локомотивов на ремонт еще более ухудшилась. Допущено 384 таких факта, т.е..больше на 36 случаев чем в 2006 г..Из них 263(68%) случаев по вине ремонтных предприятий. Наибольшее количество отказов имелось по работе турбокомпрессоров-45 случаев, по вспомогательному оборудованию-70 случаев. Анализ показал, что в регионе более всего нареканий имеется к таким ремонтным предприятиям как ТОО «Локомотив-Сервис-ТЧ-28»,ТОО «Султанбай», ТОО «Ак Берен», ТОО «Жолбарыс», АО «Максат А», ТОО «Шар-2004», по вине которых непосредственно допущено 203 случаев или 77 % отказов технических средств в пути следования. За период 2006-2007 гг. по вине ТОО «Локомотив-Сервис ТЧ-28», осуществляющего крупные виды ремонта ТПС допущено 115 фактов внепланового захода локомотивов на ремонт из-за нарушений технологии ремонта.Только, за январь 2008 г. имелось 7 таких случаев. К примеру, 19.01.08 г. зашел на внеплановый ремонт по причине заклинивания левого ТК-34(турбокомпрессора) тепловоз 2Т10У0558, 20.01.2008 г. заведен на внеплановый ремонт тепловоз 2Т10М3676 по причине неисправности нагнетателя 2-ой ступени, 21.01.2008 г. зашел на внеплановый ремонт 2Т10М 3118 у которого на секции А возникла неисправность ТК34. Отмечаем, что одной из основных причин некачественного ремонта в ТОО «Локомотив-Сервис ТЧ-28»является неисправность испытательных стендов вспомогательного оборудования. Проверкой в ТОО«Султанбай», 07.02.2008 г.по прибытии в депо с поездом №3127- тепловоза 2ТЭ10М обнаружен нагрев моторно-осевого подшипника шестого колесно-моторного блока на секции «А».По требованию прокуратуры данный тепловоз был отставлен на межпоездной ремонт. Между тем, этот тепловоз за день до указанного факта- 06.02.2008 г. проходил ремонт по циклу ТО-7 в ТОО «Султанбай», при этом была произведена подкатка шестого колесно-моторного блока однако, вышеуказанное повреждение моторно-осевого подшипника не было выявлено и своевременно устранено. Более того, ранее-29.01.2008 г., в ТОО «Султанбай» производилась сборка и обкатка колесно-моторного блока этого тепловоза, при этом была установлена деталь не соответствующая предъявляемым требованиям. В настоящем случае тепловоз дважды подвергался ремонту. Однако названное повреждение не было устранено, что свидетельствует о крайне безответственном отношении в ТОО «Султанбай» к проведению ремонтных работ. Проверкой в АО «ЫРЫСТЫ-АЭРВЗ», осуществляющем ремонт пассажирских вагонов и электрических машин установлены многочисленные факты нарушения технологии ремонта, о чем свидетельствует нижеприведенный факт. Так, в ноябре 2006 г. АО «ЫРЫСТЫ-АЭРВЗ» был произведена модернизация тягового электродвигателя № 72277, принадлежности АО «Локомотив», при эксплуатации которого, 31.12.2007 г. на участке Казалы-Сексеул произошел обрыв шапки моторно-осевого подшипника из-за нарушения технологии ремонта, что повлекло экстренное торможение поезда, повреждение топливного бака вагона, трубопроводов 3-х вагонов, создало реальную угрозу безопасности движения как настоящего поезда, так и поездов, следующих по соседнему железнодорожному пути. В результате некачественного ремонта, проведенного АО «ЫРЫСТЫ-АЭРВЗ», допускались отцепки вагонов в пути следования пассажирских поездов. Так, 22.02.2006 г., на ст.Шокпар, был отцеплен вагон № 21484 от поезда № 377 по причине нагрева ведущего шкива генератора (последний ремонт КР-2 проведен 21.06.2006 г. за 1 день до происшествия).В данном случае АО«ЫРЫСТЫ-АЭРВЗ» был неправильно установлен шкив генератора. Морально и физически устаревшим и соответственно, создающим угрозу жизни и здоровью работников, отрицательно влияющим на качество ремонта является технологическое оборудование, используемое в АО «Ырысты-АЭРВЗ». В результате проверочных мероприятий выявлены факты нарушения сроков проведения капитального ремонта тягового и подвижного состава. Так, проверкой ТПС принадлежности АО «Кедентранссервис» установлено, что локомотив 2ТЭ10М №0060 на 15.01.2008г. эксплуатировался с просроченным сроком ремонта в объеме КР-1. По требованию прокуратуры эксплуатация тепловоза приостановлена. Факты проведения некачественного ремонта установлены осмотром в Матайском локомотивном эксплуатационном депо. К примеру, локомотив 2ТЭ10М № 0320 проходил очередной текущий ремонт 06.01.2007 г., 2ТЭМ10М № 0194 - 15.01.2007 г., 3ТЭМ10М № 0196 - 25.01.2007 г., 03.02.2007 г., 18.02.2007 г., 2ТЭМ10М № 1187 - 10.03.2007 г., 2ТЭМ10М № 0515 - 20.03.2007 г., 2ТЭМ10М № 0315 - 31.03.2007 г. Через непродолжительное время 19.04.2007 г. осмотром названных локомотивов по требованию прокуратуры выявлены нарушения технического характера. Так, у локомотива 2ТЭ10М № 0320 был разрушен подшипник крестовины, у 2ТЭ10М № 0194 низкое сопротивление изоляции ТЭД, у 2ТЭ10М № 0196 вышел из строя двухмашинный агрегат, произошел излом конической шестерни вертикальной передачи, трение якорного подшипника ТЭД, у 2ТЭ10М № 0315 неисправность в низковольтной электрической цепи. Вышеуказанные локомотивы по результатам проверки были отправлены для прохождения повторного ремонта. Многочисленные нарушения в сфере обеспечения безопасности движения выявлены в Семейском транспортном регионе. Так, тепловоз 2ТЭ10М №0136 эксплуатировался: с 24.12.07г. по 28.12.07г. с отключенным 5-м тяговым электродвигателем, а также перепробегом 21 тыс.км. по циклу ТО-7, тепловоз 2ТЭ10М №1184 , с перепробегом 23 тыс.км. по циклу ТО-8, Повторно зашел на ремонт тепловоз 2ТЭ10М №2064. ТОО «Жолбарыс» в 2007 г. производился ремонт тепловозов серии ТЭП-70 (пассажирский), ТЭ-10М (грузовой), ТЭМ-2 (маневровый). По произведенным работам 13 тепловозов всех серий, из-за не выдержки гарантийных пробегов проходили повторный межпоездной ремонт, а некоторые тепловозы - ТЭМ-10-1010/71 приписки ТЧЭ-24 ст.Семей, ТЭМ-10 0315 приписки ТЧЭ-41 ст.Актогай, заходили на 3-й межпоездной ремонт, как не выдержавшие гарантированные пробеги из-за некачественно произведенного ремонта. При эксплуатации пассажирского тепловоза ТЭП-70 0107 после капремонта, 19.02.2007 г. он вышел из строя ввиду нарушений технологии ремонта топливной системы, т.е. допущен брак особого учета в пассажирском движении. Допускаются случаи перепробегов тепловозов. Так, с тепловозом ТЭП-70 0199 пассажирского движения произошел особый случай брака по причине неисправности его электрочасти, который допущен из-за пробега тепловоза на 152 677 км., тогда как , допустимость пробега от КР до ТО- 7 составляет 100000-120000 км. Кроме того, в ходе ремонтных работ допускаются нарушения технологии при применении деталей собственного изготовления. Так, в заготовительном цехе ТОО «Жолбарыс» при ремонте по циклу ТО-8, была установлена шестерня привода кустарного производства на тепловоз ТЭП-70, не соответствующая стандартам из-за чего допущена поломка локомотива в пассажирском поезде и создана реальная угроза жизни и здоровью граждан. Помимо того, предпосылками производства некачественного ремонта ТПС, в т.ч. при замене узлов и деталей способствует отсутствие соответствующего оборудования в топливном цехе- обкаточного стенда для тепловоза ТЭП-70, стенда для обкатки механического топливного насоса тепловоза ТЭП-70, в электромашинном цехе стенда для обкатки тяговых электродвигателей под нагрузкой и т.д. Проверкой в ТОО «Шар-2004» был установлен факт эксплуатации тепловоза 2ТЭ10М 0136 с 24.12.07 г. по 28.12.07 г. с отключенным 5-м тяговым электродвигателем секции «б». Затем с 28.12.2007 года по 01.01.2008 г. данный тепловоз находился на плановом ремонте в ТОО «Шар-2004» по циклу ТО-6. 03.01.2008 г. тепловоз был отцеплен на внеплановый межпоездной ремонт вследствие некачественного ремонта ТЭД в ТОО «Шар-2004». Тепловоз 2ТЭ10М 2064 поставлен на плановый ремонт по циклу ТО-3 22.01.08 г. и выпущен с ТО-3 - 01.02.08 года. Перепростой на ремонте составил более 200 часов, при цикловой норме ТО-3 24 часа. 06.02.08 г. вследствие поломки малой шестерни 4-ТЭД тепловоза ТЭ10М №2064, он повторно зашел на ремонт по выкатке и подкатке колесных пар. Установлено, что между ТОО «Шар-2004» и АО «Локомотив» до настоящего времени не заключен договор по ремонту колесо-моторных блоков (подкатка-выкатка колесных пар) маневровых тепловозов серии ТЭМ-2. Однако, вопреки этому в 2006-2008 гг., на основании устной договоренности руководителей ремонтного и эксплуатационного предприятий произведен ремонт тепловозов данной серии в количестве 20 единиц, затем между ТОО «Шар-2004» и Семейским эксплуатационным локомотивным депо составлялись акты сверок. Оплата производилась за ремонт тепловозов серии ТЭ10М, а не серии ТЭМ-2, т.к. согласно договора между АО «Локомотив» и ТОО «Шар-2004», последним осуществляется техобслуживание локомотивов серии ТЭ10М Семейского филиала АО «Локомотив». При этом, в каких-либо документах ремонт(выкатка- подкатка колесных пар) тепловозов серии ТЭМ-2 со стороны как ТОО «Шар-2004», так и Семейского филиала АО «Локомотив» не оговаривается. Фактически договор по техобслуживанию маневровых тепловозов серии ТЭМ - АО «Локомотив» заключен с ТОО «Конакай», согласно результатов открытого конкурса по госзакупкам. Однако, вышеуказанные виды работ ТОО «Конакай» не осуществляются, в связи с отсутствием на предприятии соответствующего оборудования( скатоспускника). Материал для проведения доследственной проверки направлен в ДБЭКП по ВКО. Проверкой Шуйской транспортной прокуратуры установлено, что в АО «Максат А» в 2007 году прошли ремонт в объеме КР (капитальный ремонт) 76 локомотивов, по которым поступило 273 рекламации. Вышеуказанное стало возможным из-за ненадлежащей работы отдела техконтроля АО «Максат А», приемщика - представителя АО «Локомотив», необеспеченности предприятия переходным запасом запчастей, и их низким качеством. За период 2006-2007гг. из-за нарушения технологии ремонта в АО «Максат А» были сняты с эксплуатации 20 тепловозов для прохождения повторных ремонтов. Формально выполняется норматив по проверке порядка освидетельствования колесных пар.Не выполняется норматив по проверке укомплектованности цехов приборами диагностики, измерительными приборами, стендами, шаблонами. Проверкой дизель-агрегатного цеха на соблюдение технологии ремонта тепловозов в объеме КР, ТОУ-8 и ТО-8 установлено, что не аттестованы стенды для балансировки ротора ТК-34, обкатки масляного насоса, проверки проходимости воздуха через воздухоохладитель, отсутствуют технологические карты проверки производительности масляных насосов, нагнетателя 2-ой ступени и балансировки ротора ТК-34. В топливном цехе не запущен в эксплуатацию стенд для испытания и регулировки ТНВД и стенд для испытания плунжерных пар на гидравлическую платность.Вследствие нарушения технологии опрессовки масляных секции после ремонта, допущены неплановые заходы локомотивов.Так, тепловоз ТЭМ-2 №5330 при смене 2,4,6 масляной секции 19.11.2007 г. зашел в депо 21.11.2007 г. с течью масляной секции 2,4. Проверкой установлены факты продления назначенного срока службы тягового подвижного состава в нарушение требований действующего законодательства. За период 2007 г. незаконно продлен срок службы 13 тепловозов приписки Алматинского эксплуатационного локомотивного депо.Из них, по 10 тепловозам после ремонта в АО «Максат», по 3 тепловозам после ремонта в ТОО «Локомотив Сервис ТЧ-28». Продление проведено после прохождения тепловозами ремонта в объеме ТОУ-8 и КР-1,2. посредством составления АО «Локомотив» актов на продление срока службы тягового и мотор-вагонного состава со ссылкой на положения приказа МТиК РК от 13.06.2002 г. № 202-1. При этом, согласно приказа МТиК РК № 236-1 от 28.07.2003 г. «Об утверждении Правил продления срока службы грузовых и рефрижераторных вагонов и Правил продления срока службы тягового подвижного состава» предусмотрено проведение капремонта по продлению срока полезного использования (КРП-1) по окончанию которого устанавливается новый назначенный срок службы ТПС, а также проведение капремонта (КРП-2) по продлению срока полезного использования и модернизации по окончанию которого устанавливается новый назначенный срок службы и который выполняется как КРП-1, но при этом проводятся работы по модернизации основных узлов и агрегатов ТПС. При вышеуказанном продлении 13 локомотивов такие виды ремонта не проводились, более того они даже не предусмотрены планами АО «Локомотив». Кроме того, в соответствии с п.4,5,6 разделом 2 приказа № 236-1 назначенный срок службы ТПС определяется нормативными документами изготовителя ТПС или соответствующими стандартами. Решение о целесообразности проведения работ по продлению назначенного срока службы принимается владельцем ТПС, который обращается к изготовителю и разработчику ТПС и заключает с ним договор на проведение соответствующих ресурсных испытаний и расчетов. По результатам ресурсных испытаний и расчетов, проведенных в соответствии с требованиями ГОСТ 2.602-95, принятым протоколом Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 12.10.1995 г. № 8-95, изготовителем ТПС или разработчиком проекта разрабатывается нормативно-техническая документация, указанная пп.1,2,3,4,5,6 п.6 раздела 2 приказа № 236-1. Указанные правила при продлении срока службы ТПС в АО «Локомотив» не соблюдаются, что создает реальную угрозу безопасности движения. Отдельно отмечаем, что в настоящее время производится модернизация ТПС с использованием дизель-генераторной установки производства США. При этом, данные двигатели устанавливаются на несущие конструкции (рама тепловоза) ТПС, у которых истек нормативный срок службы. Например, на период проведения модернизации вышеуказанный срок составлял у тепловозов 2ТЭ10М №№ 0191-23 года, 0938-22 года, 5065-25 лет, 0567-24 года, 1035-23 года, 1031-23 года. Какая- либо диагностика тепловозов, в том числе базовых их частей до модернизации, перед установкой двигателей не производится. В направленных в адрес Комитета транспортного контроля МТиК РК, АО «НК «КТЖ», АО «Локомотив» представлениях потребовано рассмотреть вопрос о том не несет ли эксплуатация модернизированных тепловозов угрозу безопасности движения и при необходимости принять меры по отставлению их от эксплуатации. Кроме того, установлено, что ремонтными предприятиями как металлический лом и по его цене реализованы в адрес АО «ЫРЫСТЫ-АЭРВЗ» тяговые электродвигатели, снятые с тепловозов, поступивших для модернизации (например: договор купли-продажи № 11 от 01.03.2007 г. м/у АО «ЫРЫСТЫ-АЭРВЗ» и ТОО «АО «Ак-Берен»», стоимость 1-го двигателя -61972 тенге, д-р № 42/1/ТЧЮ от 05.02.2007 г. с ТОО «Локомотив-Сервис ТЧ-28», цена - 61972 тг.).В свою очередь, АО «ЫРЫСТЫ-АЭРВЗ» провело модернизацию приобретенных как металлолом - тяговых электродвигателей оснастив их по американской технологии магнитной системой и изменив класс изоляции. При этом, при модернизации таких электродвигателей не производилось, предусмотренные разделом 2 приказа № 236-1 соответствующие диагностические исследования агрегатов и узлов на возможность их дальнейшего использования и соответственно продление сроков их службы. По данным фактам в направленных в адрес вышеуказанных адресатов представлениях поставлен вопрос о безопасности использования модернизированных двигателей и при необходимости приостановления их эксплуатации. Аналогичные факты установлены проверкой деятельности АО «Кедентранссервис». В период 2005-2007 гг. АО «Кедентранссервис» осуществляло перевозку грузов на участке Актогай- Достык собственным тяговым подвижным составом в количестве 28, 5 единиц, который был пр иобретен в 2004 году у АО «Локомотив» с базы запаса ст. Сары-Шаган, в разоборудованном состоянии (в основном год постройки- 1982 г.) и до введения в эксплуатацию отремонтированном в объеме ремонтов - ТОУ-8, КР-1, КР-2. В период 2004-2005гг. в АО «Максат А» прошли ремонт в объеме ТОУ-8- 14 ед. тепловозов, 1 ед. подвижного состава была отремонтирована в ТОО «Локомотив -Сервис ТЧ-28».Остальные 13,5 тепловозов прошли ремонт в АО «Алга» г. Павлодар. По окончании ремонта, тяговый подвижной состав был приписан к Актогайскому эксплуатационному локомотивному депо, где эксплуатировался до конца 2007 года. С начала 2008 г. весь тяговый подвижной состав в количестве 28,5 единиц был передан в аренду АО «Локомотив», из них 7 единиц были переданы филиалу АО «Локомотив»-Аягузское локомотивное эксплуатационное депо», 21,5 ед. переданы филиалу АО «Локомотив»-Матайское эксплуатационное локомотивное депо, где вышеуказанные локомотивы эксплуатируются по настоящее время. Согласно документов, представленных АО «Кедентранссервис», вышеперечисленному тяговому подвижному составу по окончании названных видов ремонта в ремонтных предприятиях АО «Максат А», (ст.Шу), ТОО «Локомотив -Сервис ТЧ-28»(ст. Алматы-1), АО «Алга»( г. Павлодар) был продлен назначенный срок службы на период от 6 до 12 лет. Продление осуществлено в нарушение приказа МТиК РК № 236-1 от 28.07.2003 г. после ремонта указанных тепловозов в объемах ТОУ-8 и КР-1,2. путем составления АО «Кедентанссервис» актов на продление срока службы тягового и мотор-вагонного состава со ссылкой на положения приказа МТиК РК от 13.06.2002 г. № 202-1. Данные факты нарушений законности также отражены в вышеуказанных представлениях с постановкой вопроса об отставлении от эксплуатации указанного ТПС для проведения соответствующих обследований, испытаний и иных процедур, предусмотренных приказом МТиК РК № 236-1 от 28.07.2003 г. Кроме того, вышеуказанный подвижной состав АО «Кедентранссервис» эксплуатируется с нарушением законодательства о перерегистрации подвижного состава в уполномоченном органе. В данном случае нарушены требования п.6 Правил регистрации железнодорожного подвижного состава в РК, утвержденных приказом МТиК РК от 11.07.2002 года № 240-I согласно которого железнодорожный подвижной состав подлежит перерегистрации в регистрирующем органе в случаях купли-продажи, передачи в доверительное управление или имущественный наем (аренда), дарения, мены после предоставления подтверждающих документов, а также истечения 3-х лет со дня регистрации . Без должного внимания остаются вопросы соблюдения законодательства о сертификации, в том числе деталей и узлов. Так, проверкой в ТОО «Конакай» установлено, что оно согласно договора о гозакупках производит ремонт по ТО-3, ТО-6, ТО-7 маневровых тепловозов серии ТЭМ, приписки филиала АО «Локомотив» Семейское эксплуатационное вагонное депо. Согласно гл.1 п.1.1.7 Правил техобслуживания тепловозов серии ТЭМ-2, утвержденных приказом АО «НК «КТЖ» от 30.05.2003 года за №334-ц ЦТ/87-03 материалы, полуфабрикаты и запасные части, применяемые при ремонте, должны соответствовать госстандартам и техусловиям, каждая партия материалов и полуфабрикатов, запчастей, поступающих в депо должны иметь сертификат. Качество материалов, применяемых при техобслуживании тепловоза, периодически (в установленный срок) должно проверятся в лаборатории. Согласно п.1.1.13 Правил техобслуживание тепловозов производится компетентными и специализированными бригадами в локомотивных депо и ПТО, оснащенных необходимым технологическим оборудованием, приспособлениями, инструментом и неснижаемым технологическим запасом узлов и запасных частей. Однако установлено, что при закупке запчастей в 2006-2007 гг. представителями предприятия у поставщиков не истребовались документы, подтверждающие как происхождение, так и качество поставляемых товаров. На узлы и агрегаты, приобретенные у сторонних организаций, хранящиеся на складе предприятия в момент проверки не имелось соответствующих сертификатов качества, паспортов и т.д.При этом, соответствующая документация у поставщиков вообще не запрашивается. Исходя из вышеизложенного следует, что предприятием ввиду не соответствия госстандартам узлов и агрегатов, при ремонте подвижного состава не гарантируется какое-либо качество ремонта. Материалы, направлены для доследственной проверки в ДБЭКП по ВКО. ТОО «Шымкент-Шам» были приобретены запчасти, материалы для проведения техобслуживания локомотивов на общую сумму- 7 573 464 тг. у ТОО «Коттон-Маркет трейд», ТОО «Субанко», ТОО «Даму LTD», ТОО «Казыгурт Курылыс торг», ТОО «Изотоп», ТОО «МЭС-строй-1». При этом, данными фирмами не были предоставлены сертификаты соответствия, качества и происхождения на запчасти и материалы для ремонта локомотивов. Однако, запасные части и материалы оприходованы на склад ТОО «Шымкент Шам» и использованы при проведении техобслуживания локомотивов АО «Локомотив». Так, к примеру ТОО «Шымкент-Шам» за период 2006-2007 года в ходе проведения ремонтных работ в объеме ТО-2, ТО-3, ТО-6 локомотивов типа «М» за 2006 год, были установлены колодки тормозные гребневые, чугунные без сертификата соответствия. Более того, в нарушение ст.26 Закона РК «О техническом регулировании» руководством и приемщиками Шымкентского оборотного локомотивного депо при приемке ремонтных работ по техобслуживанию локомотивов, требования к ТОО «Шымкент Шам» по качеству замененных запчастей и материалов не предъявляются. Выявлены нарушения в деятельности предприятий, афиллированных с АО «Пассажирские перевозки»,в том числе эксплуатирующих пассажирский подвижной состав. Так, первыми руководителями РФ«Южный» АО «Пассажирские перевозки», на балансе которого состоит 250 единиц пассажирского подвижного состава. не выполняются нормативы личного участия в организации обеспечения безопасности движения согласно приказа № 150-Ц от 15.02.2006 г. на 2007 г. Из-за бесконтрольности со стороны руководства РФ «Южный» не соблюдаются требования пп.3 п.1 приказа Минздрава РК от 11.02.2005 г. «Об утверждении списка профессий, требующих предсменного медицинского освидетельствования». К примеру, 04.01.2008 г. 16 проводников международного пассажирского поезда № 13(вся бригада) сообщением Алматы-Урумчи не прошли предрейсовый медосмотр. При этом, только за период 2006-2007 гг. в пассажирском хозяйстве РК зарегистрировано 4 случая травматизма среди проводников пассажирских поездов, из них 2 со смертельным исходом вследствие болезней сердца проводников. Помимо того, не ведется учет нарушений безопасности движения и рекламационная работа в отношении качества производимых услуг ремонтными предприятиями. Установлено, что за период 2006 г. при техосмотрах во время подготовки в рейс, от пассажирских поездов было отцеплено 67 пассажирских вагонов, в том числе 63 по неисправностям электрооборудования, 4 по неисправности ходовой части вагона. Например, вагоны № 20783, 11923 дважды отцеплялись по неисправности генератора. Купейный вагон № 11469 трижды был отцеплен от состава по одной и той же неисправности Вышеуказанные отцепки имели место и в 2007 г., по неисправности электрооборудования было отцеплено от пассажирских составов 39 вагонов. Допускаются случаи граничащие с преступлением. 23.01.2008 при следовании по маршруту Алматы-Шымкент пассажирского поезда № 11, у купейного вагона №11881 был допущен обрыв карданного вала, вследствии чего произошла вибрация вышеуказанного вагона, и только лишь благодаря удачному стечению обстоятельств не наступили тяжелые последствия с людьми. Последний ремонт указанного вагона проводился в АО «АВЗ» и гарантийный срок его на момент происшествия не истек. По результатам проверки пассажирских поездов РФ «Южный» в Шымкентском транспортном регионе выявлено, что в поездах не в полной мере соблюдаются требования по их техэксплуатации. Так, в купе дежурного проводника вагона № 8/05877 не работает сигнальная противопожарная система, то есть, в случае возникновения возгорания в других купе, у проводника отсутствует возможность отследить ситуацию по сигнальной системе. Анализом деятельности наиболее крупного в РК предприятия, осуществляющего ремонт пассажирских вагонов-АО«АВЗ», единственным учредителем которого является АО «Пассажирские перевозки» установлено, что только за 2006 г.-выявлено 103 неисправности на текущих осмотрах требующих отцепки, ввиду нарушения технологии ремонта. В 2007 году таких неисправностей выявлено уже - 107. Следует отметить, что подавляющее большинство неисправностей установлено при эксплуатации после ремонта оборудования, являющегося главным источником функционирования вагона - электрического генератора. Не осуществляется должный контроль за полнотой учета нарушений безопасности движения со стороны представительства АО «Локомотив» по Южному региону и представительств Департамента безопасности движения АО «НК «КТЖ» , действующих в Южном регионе. Так, 20.02.2008 г. проверкой установлено, что по приказу № 167 от 19.02.2008 г. в 15 ч.10 мин. в связи с излишком парка были оставлены в резерв (ОРЛ) 3 тепловоза (2ТЭ10М - 2757, 0007,0005). Фактически же данные тепловозы зашли в депо по причине неисправности тяговых электродвигателей. Хуже того, 2ТЭ10М 0005 эксплуатировался в пассажирском движении с 05.02.2008 г. по 19.02.2008 г. с отключенным 4-м тяговым электродвигателем. Тем самым, были укрыты от учета нарушения безопасности движения. Напрашивается вывод о том, что сама система постановки локомотивов на резерв(ОРЛ), является формальной для эксплуатационных локомотивных депо, в целях сокрытия неплановых заходов локомотивов на ремонт. Такие факты не единичны, при этом они практически не фиксируются и ревизорским аппаратом Представительств Департамента. Проверкой вышеуказанного тепловоза 2ТЭ10М №0005 также выявлено, что локомотив не отвечает требованиям техники безопасности и охраны труда, на секции «А» в районе СПВ уложен укороченный переходной настил (полик) над вращающимся карданным валом, межсекционный проем имеет открытое пространство в нижней части перехода, что влечет угрозу получения травм работниками локомотивных бригад. Примерами ненадлежащего контроля за технически исправным содержанием локомотивов со стороны ревизоров являются факты допущения неисправностей локомотивов, следующих с пассажирскими и грузовыми поездами. Так, 08.10.2007 г., на участке Алматы-Отар, произошло заклинивание колесной пары электровоза ВЛ80С 1863 следовавшего с пассажирским поездом № 41, из-за чего был затребован вспомогательный локомотив. 06.08.2007 г.,на участке Сарыозек-Уштобе, такой же случай произошел с тепловозом 2ТЭ10М 0311, следовавшем с пассажирским поездом № 302. Возгорание тепловоза 2ТЭ10М 2757 при грузовом поезде № 2003, на участке Уштобе -Кальпе имело место 15.11.2007 г. из-за чего задержано движение 2-х пассажирских поездов. Анализ отчетов, представляемых представительством Департамента АО «НК «КТЖ» по Алматинскому участку указывает на крайне формальный подход к их составлению. Так, согласно Отчета о результатах деятельности ревизора безопасности движения Алматинского отделения дороги за 12 месяцев 2007 г., составленного представительством Департамента безопасности движения АО «НК «КТЖ» было отставлено от эксплуатации - 44 локомотива, в том числе после ремонта - 7, по нарушению пожарной безопасности - 8. Одновременно, ревизором по безопасности движения локомотивного хозяйства Алматинского отделения дороги Елешевым Б.К. в отчете за указанный период в части количества отставленных локомотивов указано- 53 локомотива, из них отставлено после ремонта-17. Таким образом в отчетных данных за один и тот же период работниками ревизорского аппарата отражаются противоречивые данные. Следует отметить, что только в феврале 2008 г. локомотивными бригадами вышеназванного филиала вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей допущено 3 столкновения подвижного состава на ст. Достык - 03.02. 2008 г., 20.02.2008 г. и 28.02.2008 г. сходы с подвижным составом. Проверкой в филиале АО «Локомотив»-Защитинское эксплуатационное локомотивное депо установлено, что 3 помощника машинистов использовали при устройстве на работу поддельные свидетельства об окончании Казахского университета путей сообщения. По указанным фактам возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ч.3 ст.325 УК РК. В филиале АО «Локомотив» Матайское эксплутационное депо по аналогичным фактам возбуждено 4 уголовных дела. Такие факты свидетельствуют о вопиющей бесконтрольности со стороны руководства и ответственных работников АО «Локомотив», ревизорского аппарата. Настоящей проверкой установлено, что АО «Казтемiртранс» является балансодержателем всего грузового вагонного рабочего парка, эксплуатирующегося на магистральных путях РК, ранее находившегося в собственности АО «НК «КТЖ». В инвентарном парке предприятия состоит на 01.01.2008 год - 60 759 грузовых вагонов, из них в эксплуатации находятся 45 532 или 75 %. Нерабочий парк составляет 15 227 вагонов. Весь нерабочий парк в неисправном техническом состоянии дислоцируется на путях станций, раздельных пунктах 5-ти отделений дорог, при этом ненадлежащим образом решаются вопросы о его сохранности. Так, проверка показала, что в границах Семипалатинского отделения дороги простаивает подвижной состав постройки 1990-2000гг., разоборудованный либо поврежденный, не подлежащий ремонту. Например, вагоны №№ 44700946, 44657252 постройки 1991 г. после 8 лет эксплуатации были отставлены на пути отстоя, вагон № 68538370 постройки 2000 г. был отставлен от эксплуатации спустя 6 лет, в 2006 г., вагон № 94796331 постройки 1990г. спустя 16 лет эксплуатации в 2006 г. был отставлен в отстой, вагоны № 80019235, 44694982 постройки 1990г. после 17 лет эксплуатации были отставлены в отстой. С учетом имеющегося ресурса была возможна дальнейшая эксплуатация данного подвижного состава, однако он был отставлен от эксплуатации и подвергся расхищению. Проверкой филиала АО «Казтемiртранс» Арысское вагонноремонтное депо», выявлены факты использования в цехах предприятия приборов с истекшими сроками поверки для дефектоскопирования элементов колесных пар, ходовой части тележек. Проверка ТОО «Ремонтная Корпорация «Камкор»(далее-Корпорация) показала, что согласно Устава целью ее деятельности является получение чистого дохода, для реализации чего она обеспечивает эффективное управление дочерними организациями, доли участия в которых являются собственностью Корпорации. Корпорация имеет долю участия в размере 51 % в уставных капиталах 12 предприятий в форме ТОО, из которых 5 предприятий занимаются ремонтом подвижного железнодорожного состава. Как уже было отмечено наиболее неблагополучная ситуация с обеспечением качества ремонта сложилась в ТОО «Локомотив-Сервис - ТЧ-28»(ст Алматы-1, имеется доля участия ТОО «Корпорация «Камкор» - 51 %), ТОО «Султанбай» (ст.Защита, имеется доля участия ТОО «Копорация «Камкор» - 51 %), ТОО «Жолбарыс» (ст.Аягуз, учредитель ТОО «Локомотив-Сервис ТЧ-28»), АО «Максат А»(ст.Шу, учредитель ТОО «КазТрейнПродакшн»), ТОО «Шар-2004» (ст. Шар, учредитель ТОО «Локомотив-Сервис ТЧ-28»). По причине проведения ими некачественного ремонта допущено 154 случаев или 44 % отказов техсредств в пути следования. Деятельность данных предприятий, как видно из вышеприведенных сведений, в той или иной мере зависима от Корпорации. Поставки запчастей и материалов по региону в период 2006,2007 гг. в адрес ТОО «Локомотив Сервис ТЧ-28» осуществляли более 10 посреднических предприятий, что в результате влечет удорожание приобретаемых запчастей. Примечателен факт того, что ТОО «Локомотив-Сервис ТЧ-28» явилось в 2007 г. победителем конкурса на оказание услуг по ремонту в объеме ТОУ-8 в отношении 4 единиц и в объеме КР-1 в отношении 1 единицы, тогда как имеющиеся производственные мощности не позволяют проведение таких видов ремонта. Результаты настоящей проверки дают основания полагать, что предприятия, осуществляющие ремонт подвижного железнодорожного состава, аффилированные с Корпорацией по всем вопросам своей деятельности зависимы от указаний (как правило устных) представителей Корпорации об указанном свидетельствует отсутствие какой-либо переписки в частности с ТОО «Локомотив-Сервис ТЧ-28». При этом, управление аффилированными (дочерними) предприятиями со стороны Корпорации не всегда положительно влияет на обеспечение качества ремонта, рациональное использование выделенных заказчиком денежных средств. К примеру, при наличии фактов закупа запчастей и материалов через посредников, значительно повышающих цену этих товаров, т.е. неэффективного расходования денежных средств, не обеспечивается надлежащее содержание производственных зданий и оборудования. Так, все станочное оборудование, эксплуатируемое в ТОО «Локомотив-Сервис ТЧ-28» полностью исчерпало свой ресурс и в любой момент вращающиеся узлы станков могут причинить ущерб имуществу предприятия, жизни и здоровью работников. Одновременно, используя данное оборудование затруднительно получить продукцию требуемого качества о чем свидетельствуют 115 зарегистрированных заходов локомотивов на внеплановый ремонт. Таким образом, результаты проверки свидетельствуют о том, что предприятиями железнодорожного транспорта, осуществляющими ремонт и эксплуатацию железнодорожного подвижного состава не выполняются требования п.2 ст.30 и п.3 ст.31-3 Закона РК «О железнодорожном транспорте» согласно которых участники перевозочного процесса обязаны выполнять требования безопасности, установленные в технических регламентах, и обеспечить безопасные условия для жизни и здоровья человека, проезда пассажиров, а также соблюдение требований безопасности движения по магистральным, станционным и подъездным путям. Физические или юридические лица, осуществляющие эксплуатацию (монтаж и ремонт) железнодорожного транспорта и оборудования, должны обеспечить выполнение требований эксплуатационной документации на железнодорожный транспорт и оборудование.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |