|
|
|
26.03.2009 Жалобы потребителей банковского сектора (анализ и статистика) за февраль 2009 года В феврале месяце 2009 года в Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - Агентство) поступило 239 обращений физических и юридических лиц, в том числе от государственных органов, касающихся различных вопросов деятельности финансовых организаций. Из них: - 99 обращений - относительно деятельности банков второго уровня (далее - банки) (41,42 % от общего количества), 91 - находятся в стадии рассмотрения на конец отчетного периода; - 3 обращения - относительно деятельности организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций (1,26 % от общего количества); - 24 обращения - относительно деятельности страховых (перестраховочных) организаций (10,04 % от общего количества), 24 - в стадии рассмотрения на конец отчетного периода; - 6 обращений - относительно деятельности субъектов рынка ценных бумаг (2,51 % от общего количества), 6 - в стадии рассмотрения на конец отчетного периода; - 17 обращений - относительно деятельности накопительных пенсионных фондов (далее - НПФ) (17,11 % от общего количества), 17 - в стадии рассмотрения на конец отчетного периода; - 82 запроса физических и юридических лиц (в том числе финансовых организаций) с просьбами о предоставлении разъяснений норм законодательства РК и предложений о внесении изменений и дополнений в законодательство РК (34,31 % от общего количества); - 8 обращений по вопросам, нерегулируемым Агентством (3,35 % от общего количества). Ниже приведены сведения об обращениях в разрезе банков второго уровня и их удельном весе в общем объеме обращений: Таблица 1
*- удельный вес сектора от общего количества обращений ** - не все обращения являются обоснованными В феврале месяце в Агентство поступило 99 обращений по вопросам банковской деятельности, 19 из которых поступили из государственных органов Республики Казахстан (далее - РК). Ниже приведены сведения о ходе рассмотрения обращений, поступивших в предыдущие отчетные периоды***. Таблица 2
**- не все обращения являются обоснованными ***- сведения за предыдущие отчетные периоды уточнены
Вместе с тем, в таблице 3 приведены показатели обоснованности рассмотренных в отчетном периоде жалоб и обращений по вопросам деятельности банков второго уровня, а также выявленных нарушений законодательства РК и/или условий договоров о предоставлении банковских услуг: Таблица 3
Актуальными для населения остаются следующие вопросы: - взимание банками второго уровня завышенных ставок вознаграждения по кредитам и комиссий в оплату банковских услуг; - правильность определения банками размера начисленных вознаграждений по договорам займов и банковского вклада; - оказание содействия в предоставлении отсрочки по погашению платежей по займу, реализации залогового имущества (ипотеки); - нарушение банками процедуры внесудебной реализации залогового имущества; - не возврат банками комиссии за обслуживание платежных карточек; - возврат суммы депозита и очередность удовлетворения требований кредиторов (по ликвидируемым банкам). По всем указанным выше и иным запросам физических и юридических лиц, в том числе нерезидентов РК, были предоставлены соответствующие разъяснения. В отчетном периоде в результате рассмотрения жалоб и обращений физических и юридических лиц Агентством установлены следующие нарушения в деятельности: - АО «БТА банк»: 1) сотрудник Банка, озвучивая «эффективную ставку» по кредиту сообщил о размере номинальной ставки вознаграждения, в связи с чем ввел в заблуждение клиента относительно реальной стоимости кредита. Агентством в адрес Банка направлено письмо с требованием ужесточения контроля за качеством предоставляемых услуг; 2)Банком потерян PIN-конверт выпущенной платежной карточки клиента, в связи с чем в целях недопущения в дальнейшем фактов, повлекших ущемление прав клиента, в адрес Банка направлено письмо с указанием усиления контроля со стороны руководства Банка в части качественного выполнения сотрудниками своих функций; - АО «Альянс Банк»: 1)нарушены условия договора банковского займа, в части неверного начисления пени за просроченную задолженность. В связи с чем Агентством в Банк направлено письмо с требованием произвести перерасчет начисленной пени и вернуть либо распределить в счет погашения будущих платежей, которое было выполнено в установленные сроки; 2)нарушены нормы законодательства Республики Казахстан, регламентирующего порядок реализации заложенного имущества, в связи с чем к Банку применена ограниченная мера воздействия в виде письменного предупреждения; - АО «Kaspi Bank»: 1)указаны (в предыдущем отчетном периоде) недостоверные годовые эффективные ставки вознаграждения в заключенных между Банком и Заемщиком Соглашении об открытии кредитной линии и Акцессорных договорах, в связи с чем к Банку применена ограниченная мера воздействия в виде истребования письма - обязательства; 2)нарушен (в предыдущем отчетном периоде) пункт 3 Правил ведения документации по кредитованию банками второго уровня, в части отсутствия ставки вознаграждения в договоре банковского займа. Применена ограниченная мера воздействия - письменное предписание; -АО «Народный Банк»: 1)непредоставлен полный пакет документов, затребованных Агентством (в предыдущем отчетном периоде) для рассмотрения обращения (жалобы), в связи с чем к Банку применена ограниченная мера воздействия - письменное предписание; 2)нарушены (в предыдущем отчетном периоде) условия договора банковского вклада, в части некорректного начисления вознаграждения по депозиту. Применена ограниченная мера воздействия - письменное предписание; 3)неуведомлен (в предыдущем отчетном периоде) созаемщик о повышении ставки вознаграждения по договору банковского займа. После вмешательства Агентства Банком вынесен на рассмотрение Правления Банка вопрос о пересмотре ставки вознаграждения по займу в сторону уменьшения. За нарушение АО «Евразийский Банк» требований статьи 39 Закона РК "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", выразившееся в недостоверном указании величины ГЭСВ в договоре банковского займа к Банку применена ограниченная мера воздействии в виде истребования письма - обязательства.
Источник: Комитета НБ, Агентства РК по надзору фин. рынка (https://www.afn.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |