|
|
|
Источник: *Парламента Республики Казахстан (www.parlam.kz)
27.03.2009 Парламентские слушания: итоговый документ
Астана, 27 марта, Дом Мажилиса. Парламентские слушания на тему: «О законодательном обеспечении реализации Государственной программы технического и профессионального образования в Республике Казахстан» состоялись сегодня в Мажилисе. Его организатором выступил Комитет Палаты по социально-культурному развитию. По итогам слушаний приняты Рекомендации. В принятом за основу документе отмечается, что разработанная по инициативе Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. Государственная программа развития технического и профессионального образования на 2008-2012 годы направлена на модернизацию сети профессиональных лицеев (школ), учебных курсов, центров и колледжей и приведение системы в соответствие с современными требованиями рынка труда в целом, в том числе к качеству рабочей силы, ее профессиональному и квалификационному уровню. Принятие Государственной программы, а также Постановления Правительства от 31 июля 2008 года № 730, которым утверждены мероприятия по ее реализации, создали новую ситуацию, заложили необходимые предпосылки для решения накопившихся проблем, реформирования в целом технического и профессионального образования в стране. Участники парламентских слушаний подчеркивают, что современное техническое и профессиональное образование республики переживает сложный период. Особое внимание обращается, прежде всего, на несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование и развитие системы технического и профессионального образования. Законодательство Республики Казахстан не в полной мере регламентирует подготовку рабочих кадров, соответствующих современным потребностям республики и ее регионов. Законодательно не урегулирована роль, ответственность и заинтересованность работодателей в организации технического и профессионального образования, нет законодательно закрепленного механизма привлечения средств частного сектора экономики в организацию профессионального образования. Закон Республики Казахстан «Об образовании» не решает всех этих задач, так как носит ведомственный характер. Участники парламентских слушаний рекомендуют Правительству Республики Казахстан: Принять меры по совершенствованию законодательной базы реализации Государственной программы развития технического и профессионального образования на 2008 - 2012 годы, посредством внесения изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан: - в Закон Республики Казахстан «Об образовании», в части внесения изменений и дополнений, с целью более полного регулирования системы технического и профессионального образования; - в Трудовой кодекс Республики Казахстан, в части установления: компетенции по разработке профессиональных стандартов; формирования национальной квалификационной системы; типовых квалификационных характеристик профессий рабочих и специалистов; разработки технических регламентов по структуре рынка труда; трудоустройства молодых специалистов, их социальной поддержки; - в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», в части предоставления дополнительных налоговых льгот предприятиям, инвестирующим развитие материально-технической базы технического и профессионального образования, а также учебным заведениям технического и профессионального образования; - в Закон Республики Казахстан «О занятости населения», в части: разработки порядка осуществления анализа, прогнозирования спроса и предложения на рабочую силу, на основе создания единой информационной базы рынка труда (в том числе базы данных выпускников учебных заведений технического и профессионального образования); трудоустройства выпускников; регламентации порядка проведения мониторинга и контроля над распределением квоты на привлечение иностранной рабочей силы; - в законы Республики Казахстан «О частном предпринимательстве», «О государственном предприятии», в части: обязательного членства предприятий в отраслевых объединениях; предоставления рабочих мест для профессиональной практики в организациях и предприятиях; внутрипроизводственного обучения персонала (непосредственно на рабочем месте) с последующим присвоением квалификационного разряда; квотирования рабочих мест; финансирования подготовки и переподготовки кадров. В принятых рекомендациях предлагается также внести изменения и дополнения и в подзаконные нормативные правовые акты: - в Указ Президента Республики Казахстан от 28 июля 2000 года № 422 «О перечне объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации», в части включения государственных организаций технического и профессионального образования в перечень объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации; - в постановлениях Правительства Республики Казахстан, которыми ежегодно утверждается государственный образовательный заказ, предусматривать оптимальное количество мест для целевой подготовки инженерно-педагогических кадров, а также специалистов с техническим и профессиональным образованием, в соответствии с потребностями экономики; - в постановление Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2007 года № 1256 «Об утверждении гарантированного государственного норматива сети организаций образования», в части установления норматива сети учебных заведений технического и профессионального образования; - в постановление Правительства Республики Казахстан от 7 февраля 2008 года № 116 «Об утверждении Правил выплаты государственных стипендий отдельным категориям обучающихся в организациях образования», в части установления стипендии учащимся профессиональных лицеев (школ); - в постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий», в части пересмотра системы оплаты труда инженерно-педагогических работников, особенно мастеров производственного обучения, путем увеличения их заработной платы до уровеня квалифицированного специалиста производственной сферы; - в постановление Правительства Республики Казахстан от 2 июня 2007 года № 452 «Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности», в части введения квалификационных требований к учебным центрам. В итоговом документе слушаний рекомендуется создать межведомственную рабочую группу по разработке проекта Закона Республики Казахстан, направленного на развитие государственно-частного партнерства в вопросах подготовки кадров. Предложено также рассмотреть возможность разработки проекта Кодекса Республики Казахстан «О национальной квалификационной системе» и внесения дополнений в статью 3-1 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» дополнив соответственно перечень однородных важнейших общественных отношений, с целью регулирования которых принимаются Кодексы Республики Казахстан. Рекомендуется образовать при Правительстве Республики Казахстан межотраслевой центр по постоянному мониторингу рынка труда, с целью определения потребности в специалистах с техническим и профессиональным образованием, последующего их трудоустройства. Участники парламентских слушаний полагают необходимым в республиканском бюджете ежегодно предусматривать необходимый объем средств на реализацию Государственной программы развития технического и профессионального образования на 2008-2012 годы. Совместно с фондом национального благосостояния «Самрук-Казына», социально-предпринимательскими корпорациями разработать долгосрочную программу «Инвестиции в кадры». В целях социальной защиты обучающихся в колледжах на платной основе, рассмотреть возможность выделения дополнительных образовательных грантов и льготных кредитов. По итогам слушаний предложено рассмотреть вопрос создания в структуре Министерства образования и науки Республики Казахстан комитета по техническому и профессиональному образованию с территориальными структурными подразделениями. Предпринять необходимые программные, правовые и организационные меры по созданию оптимальной сети организаций, дающих качественное техническое и профессиональное образование, соответствующей потребностям социально-экономического развития страны. Осуществить комплекс мероприятий по усилению внимания реального сектора экономики к системе технического и профессионального образования, стимулируя привлечение средств инвесторов и национальных компаний. Рассмотреть возможность развития кредитования в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий путем лизинга сельскохозяйственной техники и технологического оборудования для организаций технического и профессионального образования. Рекомендуется также предпринять необходимые меры по реализации широкомасштабных программ профессиональной подготовки и переподготовки со сроками обучения 3-6 месяцев, используя при этом практику обучения наполовину в классах, наполовину на предприятиях, которые планируют в дальнейшем нанять этих работников. Принять меры по активному внедрению в учебный процесс организаций технического и профессионального образования элементов дистанционного обучения, виртуальных лабораторных комплексов с имитационным программным обеспечением, компьютерным моделированием производственных и технологических процессов.
* * *
В окончательном тексте Рекомендаций, отметила председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Динар Нукетаева, будут учтены предложения и замечания, высказанные в выступлениях участников парламентских слушаний, в том числе депутатами Мажилиса Сатыбалды Ибрагимовым, Айткуль Самаковой, Владмиром Нехорошевым, Нуртаем Сабильяновым. (www.parlam.kz).
Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, 74-63-05. Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |