|
|
|
28.03.2009 Ставка на результат
В связи с принятием нового Бюджетного кодекса в нашей республике приоритетными становятся выработка и реализация стратегических целей и задач на центральном и местном уровнях государственного управления. Исходя из этого уже внесен для подписания Указ Президента «О системе государственного планирования в РК» в целях формирования целостной и эффективной системы стратегического, экономического и бюджетного планирования, ориентированной на конечный результат. При этом предусмотрен мораторий на разработку концепций, государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ до принятия Стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года. Подобный документ уже готовится, и его принятия, очевидно, можно ожидать будущей осенью.
В качестве руководителя рабочей группы Мажилиса по проекту Бюджетного кодекса автору этих строк довелось детально изучить принципы и методику разработки стратегических планов в системе органов госуправления. Считаю, что новая модель даст возможность максимально ориентировать деятельность госорганов на достижение конечного результата как функционально, так и по освоению выделенных из бюджета средств. Кроме того, определив стратегию, миссию и целевые задачи центральных и местных органов управления, которые исполняются в рамках трехлетнего бюджета, мы сможем значительно сократить число государственных, республиканских (отраслевых) и региональных программ. Современный опыт показывает, что многие программы в основном дублируют функции, цели и задачи министерств, агентств и местных исполнительных органов и готовились для того, чтобы заложить необходимые объемы финансирования по республиканскому и местному бюджетам на очередной среднесрочный период. Поскольку внедрение новой системы планирования на местном уровне предусматривает дальнейшую оптимизацию количества региональных программ в переходный период до 2010 года, то сегодня следует определить подходы и критерии, по которым возможно сокращение. Тем более что приоритеты, цели и задачи по многим программам будут определены стратегическими планами. Обратимся к сфере культуры. Здесь региональная программа практически дублирует функции самого управления культуры акимата, поскольку все вопросы материального обеспечения, кадровой работы, поддержки профессиональных творческих коллективов, сохранения памятников и культурного наследия входят в функции местного исполнительного органа. Аналогичная ситуация по программам в сфере образования, здравоохранения, туризма и спорта. Фактически они принимались для обеспечения финансирования за счет трансфертов на реализацию приоритетных инвестиционных проектов строительства или реконструкции объектов социально-культурной сферы. Иное дело, когда для организации практической работы по борьбе с наркоманией и наркотрафиком, профилактике и противодействию коррупции необходимы мероприятия, требующие тесного взаимодействия городских и территориальных органов. Здесь подготовка региональных программ вполне обоснованна, поскольку задействованы организационные и финансовые ресурсы как городских, так и республиканских ведомств, плюс необходимо обеспечить комплекс профилактических мер с привлечением общественности, неправительственных организаций и средств массовой информации. С другой стороны, сейчас акиматам в соответствии с новым Посланием Главы государства народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию» необходимо определить баланс создания и сокращения рабочих мест, скорректировать программы занятости. Кроме того, по решению Президента регионам выделяются 140 миллиардов тенге на решение проблем занятости, включая трудоустройство в сфере реконструкции инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, ремонта объектов социальной сферы, автомобильных дорог и, естественно, на переподготовку кадров. Руководствуясь соответствующим Планом мероприятий Правительства, получившим название «Дорожная карта», местные власти должны определить потребность в ремонте школ, больниц, социальных объектов, а также в реконструкции и строительстве автомобильных дорог, модернизации объектов ЖКХ. В рамках антикризисных мер необходимо пролонгировать на этот год, а возможно, и до 2011-го действие региональных программ по поддержке малого предпринимательства, а также по индустриально-инновационному развитию. Системные меры по поддержке реального сектора экономики, принятые государством в целях преодоления мирового финансового и экономического кризиса, кроме предоставления целевых кредитов, конечно, потребуют оперативного решения ряда проблем. Речь идет, в частности, о системном мониторинге субъектов малого и среднего предпринимательства по сохранению рабочих мест, участию в системе государственных закупок товаров, работ и услуг, снижению административной и налоговой нагрузки на бизнес. Акиматы должны взять под особый контроль механизм оформления кредитов МСБ в банках второго уровня. В Астане, к примеру, с участием и под контролем городского филиала Народно-демократической партии «Нур Отан» будет дополнительно проведен селективный отбор предложений, поступивших от бизнес-структур, которые являются приоритетными для региона в части обеспечения занятости и насыщения внутреннего рынка конкурентоспособной продукцией. В отношении же приоритетов индустриально-инновационного развития самыми актуальными в современный период являются вопросы дальнейшей диверсификации аграрного сектора, промышленных отраслей, подготовки и переподготовки кадров рабочих массовых профессий, в том числе и на новых предприятиях. Возвращаясь к новой системе государственного планирования, следует отметить, что впервые с нынешнего года местные исполнительные органы начнут разработку экономической и социальной программы развития территорий на пять лет, которая будет содержать основные направления, цели, задачи развития каждого региона и показатели результата без указания объемов финансирования. Для повышения ответственности за достижение прямых и конечных результатов между акиматами регионов и министерствами на 2009 год заключены соглашения о результатах по своевременному освоению целевых трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета. Следующим этапом планирования, который должен обеспечиваться на республиканском и региональном уровнях, является разработка операционного плана на каждый последующий год. Этот документ служит инструментом внутреннего планирования и организации деятельности госоргана по реализации стратегического плана и содержит конкретные действия в планируемом финансовом году, увязанные по ресурсам, ответственным исполнителям и срокам осуществления мероприятий. Таким образом, со следующего года в связи с разработкой стратегических планов на трехлетний период предстоит полностью уйти от практики отраслевых (секторальных) программ в центре и на местах. Особое значение в рамках практической работы по совершенствованию государственного планирования, думается, обретают дальнейшая оптимизация и сокращение бюджетных расходов. Проведя функциональный анализ деятельности госорганов, можно найти дополнительные резервы, обеспечить перераспределение кадров и финансирования для решения неотложных задач в ходе воплощения антикризисных мер. Татьяна ЯКОВЛЕВА, депутат Мажилиса Парламента РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |