|
|
|
Источник: Прочие
03.04.2009 Право Индии
Дина Амирова
Правом Индии принято называть право, которое распространено на территориях, население которых исповедует индуизм. Религиозные предписания, так же, как и в мусульманском праве, играют роль правовых предписаний. Вместе с тем значительный круг общественных отношений регламентирован нормами английского права. Как и в мусульманском праве, источниками права индусской общины являются религиозные книги - шастры. Их три вида: дхарма (наука, указывающая на должное поведение людей. Она не различает религиозные и юридические обязанности), атрха (наука пользы и политики), кама (наука удовольствий). Каждый человек должен вести себя согласно предписанию, регламентирующему поведение членов той или иной касты: брахман - в соответствии с брахмой, правители и торговцы - с артхой, а женщины - с камой. Главное, что позволяет этим книгам быть правовыми источниками - это их легитимность на уровне государства. Дхармы изложены в специальных трактатах - дхармашастрах. Наиболее известны из них - законы Ману. Авторитет того или иного трактата установлен традицией. Другой вид сборников права - это нибандхазы, которые являются комментариями дхармашастр и призваны толковать их простым людям. Кроме всего прочего, роль источника индусского права играют обычаи, так как шастры не в состоянии в силу своей древности регламентировать весь спектр общественных отношений. Для каждой касты существуют свои собственные обычаи. Судебные прецеденты в индусском праве не имеют никакой роли в качестве источников права. Законодательство же исходит от правителей, но оно не в силах повлиять на нормы дхармы. К источникам индусского права можно отнести сознание и справедливость конкретного индивидуума. Дхармашастры рекомендуют человеку поступать, а судье решать дела по совести, по справедливости в случае, если нет определенной правовой нормы по данному вопросу. Современная же доктрина изложена в книге, носящей название виавахара. В ней содержатся нормы, которые имеют более близкое отношение к современному западному праву. В начале виавахары говорится об отправлении правосудия и процессе, а затем изложены 18 видов споров, охватывающих частное и уголовное право. Следует отметить тот факт, что в течение XVI - XVII веков на территории Индии господствовало мусульманское право, но с XVII - XVIII вв. Англия фактически установила свою власть в Индии, привнеся в ее право свои собственные черты. С этого момента индусское право начало свою деформацию, в результате чего нормами шастр стал регулироваться только определенный круг отношений, а главенствующее положение заняли нормы английского права. В настоящее же время, после провозглашения независимости Индии, право также обрело большую независимость. Верховный суд получил право подтвердить или отбросить судебные решения, принятые в период британского господства. Конституция Индии, идя по пути модернизации права, запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. Было запрещено многоженство, разрешено вступать в брак представителям различных каст (так как сами касты отменены). Правовое положение женщины законодатели попытались поставить в один ряд с правами мужчин. Но, тем не менее, следует сделать один, общий вывод о соотношении законодательства и социологической реальности в стране. Надо сказать о том, что как бы не стремилась законодательная власть усовершенствовать нормы права по типу современных норм западного права, 80 процентов индусов, живущих в деревнях, не следуют новым законам, а живут по старым обычаям и традициям. Таким образом, законодательство вступило в спор с традицией и неизвестно, кто же выиграет этот спор: обычаи, сложившиеся за века или государство, пытающееся приучить своих граждан жить по новым законам, отменяя вековую традицию.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |