|
|
|
22.04.2009 Выступление Министра экономики и бюджетного планирования РК Б. Султанова на заседании Правительства РК по итогам социально-экономического развития РК за I квартал 2009 года и задачам на II квартал 2009 года
Сохранена стилистика и орфография исходного текста
Уважаемый Карим Кажимканович! Уважаемые члены Правительства!
В первом квартале текущего года сохранилась сложная макроэкономическая ситуация как в мире, так и в стране. Глобальный кризис усугубил ситуацию на мировых рынках привел к ухудшению макроэкономических показателей, ускорил процесс вступления экономик большинства стран в рецессию. Согласно оценке экспертов реальный Валовой внутренний продукт США в первом квартале 2009 года снизился на 5,9%, Еврозоны - на 1,9 %, Великобритании - на 1,5%, России - на 7 %. Темпы же роста реального ВВП Китая снизились до 6,1 %, что наблюдается впервые за последние 18 лет. Сокращение внешнего спроса в результате рецессии в большинстве стран, падение цен на основные статьи казахстанского экспорта, сокращение объемов инвестиций привели к заметному снижению деловой активности и спаду производства в стране. В первом квартале текущего года по оценке нашего министерства снижение Валового внутреннего продукта составит 2,0 %. Разрешите остановиться на основных факторах спада экономики. Снижение объемов производства в промышленности составило 4,6 % (в 2008 году рост на 3,7 %), в том числе в горнодобывающей промышленности - 0,2%, в обрабатывающей промышленности - 11,8 %, производстве, распределении электроэнергии, газа и воды - 6,7 % . Сокращение объемов производства в металлургической промышленности и производстве готовых металлических изделий составило 15,3 %, в том числе черной металлургии - 22,4 %, цветной - 9 %, пищевых продуктов - 2,3%. Ежемесячный мониторинг крупных предприятий показал, что в таких отраслях как металлургическая, пищевая и машиностроительная происходит сокращение объемов реализуемой продукции. В региональном разрезе снижение объемов промышленного производства наблюдается во всех регионах, за исключением Атырауской и Северо-Казахстанской областей. Вместе с тем, сохраняется положительная динамика развития сельского хозяйства. Объем валовой продукции данного сектора за рассматриваемый период составил 134,9 млрд. тенге, увеличившись на 3,6% к январю-марту 2008 года. Объем строительных работ сократился на 4,2 % (2008 году рост составил 15,5 %. На спад экономики оказало негативное влияние сокращение инвестиций в основной капитал на 4,9 % (рост на 4,6 % в 2008 году). Сокращение инвестиций отмечено в строительстве на 28%, в промышленности на 15,7% в том числе в горнодобывающей на 30,6%. Основное снижение объемов инвестиций произошло в городах Астана (- 63,3%), Алматы (-45%) и Акмолинской области (-22%). Вместе с тем рост инвестиций отмечен в 11 регионах республики. Кредитные вложения банков второго уровня в отрасли экономики на 1 апреля 2009 года возросли на 12,2 % по сравнению с 1 апреля 2008 года. Объемы депозитов в банковской системе увеличились на 45,0 %, депозиты населения - на 7,3 %. Наблюдается снижение потребительской активности. За январь-март розничный товарооборот упал на 3,4% против 4,3 процентного роста январе-марте в 2008 года. Внешнеторговый оборот снизился за два месяца текущего года на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт сократился на 48,4%, импорт на 17,4%. На снижение объемов повлияла неблагоприятная ценовая конъюнктура на внешних рынках. Необходимо отметить, что динамика инфляции с начала текущего года показывает, что ее уровень находится в запланированных пределах. В январе-марте текущего года уровень инфляции составил 2,0% к декабрю 2008 года (за аналогичный период 2008 года 2,5%). В годовом выражении уровень инфляции в марте т.г. к соответствующему месяцу 2008 года составил 8,9%. В результате девальвации тенге основное удорожание пришлось на непродовольственные товары, которые в основном импортируются. Если в январе т.г. имело место снижение цен на непродовольственные товары на 0,4%, то в феврале они подорожали на 1,8%, в марте - на 1,5%. Продовольственные товары подорожали в феврале - на 0,2%, марте - на 0,6%. В целом эффект от девальвации тенге для роста инфляционных процессов оказался незначительным. Несмотря на снижение экономической активности ситуация в социальной сфере остается относительно стабильной. Численность безработных по оценке Агентства РК по статистике в январе-марте текущего составила 582,8 тыс. человек, что на 1,6 % превышает уровень прошлого года. Уровень безработицы к численности экономически активного населения за первый квартал составил 6,9% и сохранился на уровне соответствующего периода 2008 года. В разрезе регионов наибольший уровень безработицы отмечается в г. Алматы - 8,2 %, Акмолинской области - 7,4 %, г. Астана - 7,3 %, Кызылординской области - 7,2 %, Костанайской и Мангистауской областях - по 7,1 %. С начала года по результатам мониторинга крупных предприятий доля сокращенных работников от общей численности составила 0,2 %, а численность работников, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы - около 10 %. Среднедушевые номинальные доходы населения составили 62764 тенге и увеличились в реальном выражении на 105,1%, увеличен средний размер пенсий в 2009 году на 25%. Повышены размеры государственных социальных пособий в среднем на 12 %.
Уважаемый Карим Кажимканович ! Уважаемые члены Правительства !
Кризис мировой экономики оказал бы большее негативное воздействие на экономику Казахстана, если бы не были своевременно приняты меры по стабилизации экономики и смягчению последствий кризиса. В соответствии с Планом совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 - 2010 годы на поддержку экономики из Национального фонда выделено 10 млрд. долларов США, которые в настоящее время осваиваются. На стабилизацию финансового сектора направлено 476 млрд. тенге, которые выделены на поддержку четырех системообразующих банков второго уровня. Внесены изменения в нормативные правовые акты по вопросам пруденциального регулирования финансового сектора, совершенствования системы управления рисками и подходов к стресс-тестингу ликвидности банков. Продолжена работа по решению проблем на рынке недвижимости, начатая в 2007-2008 годах. В дополнение к ранее принятым мерам проводится работа по рефинансированию ипотечных кредитов, для чего выделено 120 млрд. тенге, завершению строительства через механизмы Фонда недвижимости Фонда «Самрук-Казына». На прошлой неделе постановлением Правительства были приняты изменения и дополнения в условия рефинансирования ипотечных займов, с целью увеличения круга участников программы. Продолжена работа по поддержке малого и среднего бизнеса. Фондом «Самрук-Казына» размещено 127 млрд. тенге в банках второго уровня на кредитование МСБ с годовой эффективной ставкой не превышающей 12,5% годовых. По состоянию на 17 апреля т.г. заключены договора по 1 040 проектам на сумму 52,5 млрд. тенге. Профинансировано 786 проектов на сумму 29,4 млрд. тенге. Холдингом «Казагро» на развитие агропромышленного комплекса предусматривается выделение 120 млрд. В настоящее время ведется анализ и экспертиза поступивших заявок на реализацию инвестиционных проектов. Временно свободные средства, не вовлеченные в реализацию инвестиционных проектов, в объеме 83,2 млрд. тенге планируется направить на кредитование весенне-полевых работ, из которых 13,2 млрд. тенге уже выделены. Для стимулирования экономической активности осуществляются действия по развитию казахстанского содержания при осуществлении закупок государственными органами и национальными компаниями. Ведется работа по снижению административных барьеров, сокращены максимальные сроки регистрации собственности и предприятий, упрощены процедуры получения разрешений на строительство, продолжается мораторий на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства. Для обеспечения занятости и поддержки социально-уязвимых слоев населения заключены и реализуются Меморандумы о взаимном сотрудничестве по вопросам стабилизации производственных процессов и социальной защиты работников. В целях реализации поручений Главы государства, содержащихся в Послании народу Казахстана от 6 марта текущего года «Через кризис к обновлению и развитию» уточнены параметры республиканского бюджета 2009 года, направлены на оптимизацию неприоритетных расходов бюджета, реализацию мероприятий антикризисной программы Правительства, в том числе стратегии региональной занятости и переподготовки кадров и «Дорожной карты» по ее реализации. Совокупная сумма финансирования Дорожной карты составляет на сегодня 191,0 млрд. тенге, в том числе 51,0 млрд. тенге за счет софинансирования из местных бюджетов. В целях реализации Стратегии региональной занятости и переподготовки кадров в рамках Дорожной карты вносятся изменения и дополнения в ряд законов, это, в первую очередь, по вопросам занятости и обязательного страхования, по процедурам осуществления госзакупок.
Уважаемые коллеги!
В кризисных условиях, когда внешние факторы оказывают негативное влияние на развитие экономики, необходимо сконцентрироваться на мобилизации внутренних резервов. А это в первую очередь стимулирование инвестиционного и потребительского спроса через реализацию принятого пакета антикризисных мер. В целом, итоги развития экономики в 1 квартале т.г. показывают, что, от темпов и скорости вливания в экономику выделенных по всем каналам средств государства зависит дальнейший сценарий развития казахстанской экономики, показывающий признаки рецессии. В связи с этим, во втором квартале текущего года в целях недопущения рецессии экономики по итогам года необходимо: Первое. Государственным органам, холдингам, банкам второго уровня, задействованным в реализации Плана совместных действий необходимо сосредоточиться на скорейшем доведении выделенных средств до конечных получателей, согласно предусмотренных графиков. Средства до банков доведены , все необходимые действия по устранению административных препонов приняты. Второе. Для успешной реализации проектов Дорожной карты центральным и местным исполнительным органам необходимо скоординировать свою работу и отработать четкие планы финансирования направлений Дорожной карты и обеспечить скорейшее освоение выделенных средств. При уточнении местных бюджетов необходимо предусмотреть средства на софинансирование реализации направлений Стратегии региональной занятости в утвержденных Межведомственной комиссией по вопросам занятости объемах и в дальнейшем обеспечить их своевременное выделение на реализацию проектов. Выполнение задачи обеспечения занятости на проектах Дорожной карты также непосредственно зависит от своевременных мер по переподготовке кадров. В этой связи акиматы должны разработать и принять план переподготовки части высвобождаемых работников в организациях профессионального образования в соответствии с потребностями в квалификациях по каждому из инвестиционных направлений Стратегии региональной занятости. Третье. Необходимо дальнейшее проведение системных реформ, направленных на долгосрочное повышение эффективности экономики. В соответствии с поручением Главы государства следует продолжить работу по активизации реализации Стратегии индустриально- инновационного развития до 2015 года, включая программу «30 корпоративных лидеров Казахстана», изменению законодательства, направленного на улучшение бизнес-климата в стране, дальнейшему внедрению системы бюджетного планирования, ориентированного на результат, с распространением его на региональный уровень. В целом от своевременности и эффективности реализации намеченных мероприятий зависит достижение запланированных параметров роста экономики, как основы для дальнейшего поступательного развития.
Благодарю за внимание!
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |