|
|
|
23.04.2009 Не панацея от бед, но шаг вперед Автор: Евгения ПЛАХИНА
Подготовленный правительством проект закона «О государственном контроле и надзоре» не устраивает предпринимателей. Об этом на прошлой неделе представители бизнес-ассоциаций заявили на заседании Антикризисного совета. Бизнесмены предлагают отказаться от нового спорного законопроекта и внести поправки в уже существующий закон «О частном предпринимательстве».
Принять закон, регулирующий процедуру проверок субъектов предпринимательства, должны были еще до окончания прошлогоднего моратория на проверки малого и среднего бизнеса. Однако чиновников не устроил проект, разработанный экспертами USAID и Форумом предпринимателей Казахстана, его решили расширить, добавив в него инструкции о том, как госорганам проверять госорганы. Бизнесменов такая постановка вопроса не устроила, и они предложили свое решение — на их взгляд, более эффективное и реализуемое в условиях тех жестких временных рамок, которые диктует вновь объявленный мораторий на проверки МСБ. О том, чем помогут бизнесу предлагаемые поправки в закон «О частном предпринимательстве» и как сегодня ведут себя контрольно-надзорные органы по отношению к предпринимателям, наш разговор с председателем совета Форума предпринимателей Раимбеком Баталовым.
Успеть до «часа X»
- Раимбек Анварович, в основу правительственного проекта закона лег ведь текст, который разработали специалисты Форума и USAID, почему Вас не устраивает расширенный вариант? - Первая причина, по которой мы выступаем против рассмотрения данного законопроекта именно сейчас, — это то, что его однозначно не успеют доработать к 1 июля, а здесь у нас, простите, шкурный интерес. Нам важно, чтобы к 1 июля, когда закончится мораторий, процедуры проверки были бы приведены в порядок. Вторая причина: с точки зрения целесообразности мы считаем, что если есть закон «О частном предпринимательстве», а проверки являются неотъемлемой частью взаимоотношений бизнеса с государством, почему бы это все не оптимизировать именно в этом едином законе?! Третья причина: предлагаемые поправки в этот закон — это уже шаг вперед. Вторым этапом мы нарабатываем либо отдельный закон «О проверках», либо достаточно будет внести поправки в другие отраслевые законы, для того чтобы привести их в соответствие. - То есть поправки в закон «О частном предпринимательстве» можно считать временной мерой? - Этот вопрос еще требует консолидированного обсуждения с государственными юристами. Если на практике мы увидим, что этого будет достаточно, то на этом мы остановимся. Если нет, тогда придется внести, например, осенью в парламент какой-то отдельный закон, который будет доработан, в котором будут учтены все отраслевые моменты.
Меморандум как защита от перегибов
- А как сейчас обстоят дела с проверками? Конечно, действует мораторий, но, насколько я знаю, от предпринимателей продолжают поступать жалобы на неправомерные действия со стороны контрольно-надзорных органов... - Действительно, на местах много было выявлено нарушений. Был некий перегиб со стороны госорганов. Команда из правоохранительных органов, ссылаясь на главу государства, активно бралась за тех предпринимателей, кому удалось получить кредит. Представляете, прокуратура, финпол, акиматы требовали постоянных отчетов! - Что послужило причиной такой острой реакции со стороны правоохранительных органов? - Предпосылкой для этого стала закрытость со стороны банков и фонда «Самрук- Казына» - всех интересовало, почему общественности не предоставляют список тех, кто получил кредиты. Соответственно, обвиняли банки в том, что они кредитуют афиллированные компании. Списки предпринимателей, получивших государственные средства, теперь печатаются, но на вышеупомянутую ситуацию пошла обратная реакция. Тем не менее мы эту проблему решили. - Каким образом? - На сегодня при Администрации президента создана комиссия, а правительство совместно с «Самрук-Казыной» выработали единую форму отчетности. Теперь правоохранительные органы будут руководствоваться той отчетностью, которая попадает в «Даму» и АФН. Более того, мы разработали дополнительные общественные инструменты контроля над процедурой проверок. - Вы решили установить контроль над контрольно-надзорными органами? - Что-то в этом роде. Буквально недавно союз «Атамекен», Форум предпринимателей и Гражданский альянс подписали меморандум о взаимопонимании с финансовой полицией. Как я сказал ранее, даже при освоении бюджетных средств много возникает различных нареканий касательно работы проверяющих органов. Мы договорились, что если будут выявлены факты вмешательства со стороны контрольно-надзорных органов, не соответствующие процедуре единой отчетности, то руководство финпола будет на это дело очень быстро и жестко реагировать. На Антикризисном совете мы договорились, что в течение двух недель мы два раза в неделю будет собирать информацию с регионов. Во- вторых, мы решили проводить профилактические работы, если это так можно назвать. - В чем это будет выражаться? - Региональные департаменты финансовой полиции и наши представители будут выявлять те процедуры, в которых кроется наибольшая коррупционная составляющая. Это позволит давать рекомендации по профилактике. - Меморандум меморандумом, а закон — законом. Позволят ли предлагаемые бизнес-ассоциациями поправки в закон «О частном предпринимательстве» удерживать взаимоотношения проверяющих и проверяемых в определенных рамках? - Еще раз подчеркну, это не совершенный документ, требуется внесение поправок в более чем 60 законов, чтобы все привести в соответствие. Однако это можно назвать некоей новой ступенью в регламентации проверок. Данные поправки предлагают несколько отличный подход к проведению проверок.
Чище репутация - меньше проверок
- Давайте более подробно остановимся на отличиях. В чем они будут заключаться? - Мы предлагаем дополнить статью 37 закона о ЧП, закладывающую основные принципы и задачи госконтроля за бизнесом, еще пятью пунктами. По мнению предпринимателей, во главу угла должно ставиться не наказание за правонарушение, а его профилактика, учитываться степень необходимости проведения проверок и добросовестность предпринимателей. Необходимо также четко разграничить полномочия госорганов, так как во многом, как вы знаете, они пересекаются. - Как это будет выглядеть на практике? - Мы здесь видим два подхода — это камеральные проверки и система управления рисками. Что касается камеральных проверок, то тут, я думаю, со мной согласится большинство предпринимателей, — проверяющим не обязательно выезжать на предприятие. Тем более что мы и так сдаем целые «портянки» отчетности. Как ведь обычно бывает? Если проверяющий пришел проверять предприятие, то обязательно должен выйти с какими-то результатами, а результатом, естественно, должен быть штраф. Для начала, думаю, стоит проверить документы у себя, и уже потом, если были выявлены нарушения, отправляться на само предприятие. А система управления рисками, которая уже внедряется в некоторых контрольно-надзорных органах, будет давать дополнительный стимул предпринимателям для добросовестного ведения бизнеса. - Вы хотите сказать, что чем «чище» репутация предприятия, тем реже будут его проверять? - Совершенно верно. Предприятия разделят на группы высокого, среднего, либо незначительного риска. Первую группу будут проверять не чаще чем раз в год, вторую — раз в три года, и третью — раз в пять лет. Распределять объекты контроля по группам будут, исходя из тяжести последствий, отраслевой статистики нарушений законов, а также результатов внеплановых проверок. Критерии оценки степени риска и порядок назначения плановых проверок будут утверждаться нормативным правовым актом центрального государственного органа и публиковаться в СМИ и на веб-сайтах государственных органов.
Важны сдерживающие механизмы
- Много говорилось о том, что «лазейки» в законах позволяют не регистрировать большинство проверок, чему является доказательством и исследование, проведенное в прошлом году Форумом предпринимателей совместно с USAID. Предусматривают ли поправки регистрацию всех без исключения проверок? Что это даст? - Мы вносим такую поправку и считаем необходимой регистрацию всех проверок. Это будет дисциплинировать проверяющие органы. Мы в свое время указывали на то, что процент отказов в проверке крайне низок. Потом ситуация изменилась — вышла ненужная поправка, которая разрешает не регистрировать очень большое число проверок. Ее нужно убрать. - Предлагаете ли вы урезать сроки проведения проверок? Ведь результаты того же исследования показали, что многие госорганы намеренно растягивали сроки проведения проверок, в результате чего предприятие несло убытки. - Конечно. В разработанных нами поправках в закон «О частном предпринимательстве» мы предлагаем установить сроки проведения проверки в зависимости от размера бизнеса. Крупные предприятия можно будет проверять в течение тридцати календарных дней, средние в течение двадцати и малые — в течение десяти. Ну, нет нужды проверять небольшое предприятие в течение месяца! Но и здесь мы продумали сдерживающий механизм, для того чтобы проверки не выходили за рамки установленных сроков. В случае продления сроков проверки, проверяющий орган в обязательном порядке будет обязан оформить дополнительный акт о продлении проверки с регистрацией в органе по правовой статистике, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки и причина продления. - Каким нормам законопроекта, может, не таким глобальным, как остальные, порадовались бы все без исключения предприниматели? - Трудно сказать. Думаю, к ним можно отнести запрет на вызов предпринимателей в проверяющий орган с целью получения информации, запрет на проведение внеплановой проверки, если не удается установить того, кто обратился с жалобой в госорган, запрет на вывоз подлинных документов в случае, если в отношении проверяемого не возбуждено уголовное дело. ...На Антикризисном совете премьер-министр согласился с бизнесменами, что на данном этапе было бы правильно включить все эти поправки в закон «О частном предпринимательстве». И хотя предприниматели понимают, что это не панацея, представители форума рассчитывают, что число проверок значительно сократится, и у бизнеса появятся реальные возможности оппонировать госорганам и отстаивать свои права. Более того, у госорганов значительно сократится список причин, по которым они смогут проводить проверку непосредственно на предприятии. Впрочем, согласие главы кабмина еще не означает, что окончательное решение будет в пользу предпринимателей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |