|
|
|
Источник: Сайт газеты «Наша газета» (www.ng.kz)
06.05.2009 Костанай - город разбитых дорог.
Дорожно-ремонтная пора вновь начинается с противоречий. С одной стороны - обнадеживающие заявления чиновников об увеличении бюджетного финансирования и соответственно количества километров, на которых появится новенький асфальт. С другой - особый взгляд специалистов-подрядчиков, уверяющих, что за предложенную акиматом цену не всегда можно гарантировать качество. Большинство костанайских трасс в таком состоянии, что водители давно перестали называть их дорогами. Некоторые разваливаются спустя всего несколько месяцев после капитального обновления или реконструкции. Как планируется ремонт в Костанае?
Асфальтируем с апреля и до конца денег
В этом году в областном центре собираются капитально отремонтировать 2,2 км дорог. Реконструкции подлежат почти 5 км сразу на шести различных улицах. По всему городу также пройдет средний - около 125 кв. м и ямочный - около 100 кв. м ремонт. По указанным специалистами отдела ЖКХ срокам капитальный ремонт и реконструкция должны начаться в начале мая, ямочный и средний - в начале апреля. Однако многочисленные ямы пока сироты. Видимо, сказалась погода. По крайней мере, корреспонденты «НГ» обнаружили ремонтников буквально за два дня до выхода номера и всего на двух улицах - Гоголя и Воинов-Интернационалистов. Толком не приступали пока и к капитальному ремонту улиц. Из шести запланированных участков реконструкция началась только на двух. Специалисты ТОО «АБЗ+» перекрыли ул. Каирбекова в границах Тарана-Гагарина и параллельную ей ул. Дзержинского в тех же пределах. Акимат в этом году сильно затянул с тендерами. - Разыгрывать деньги и определять победителя нужно хотя бы в феврале-марте, - говорит главный инженер ТОО «АБЗ+» Владимир МЯГЧЕНКО. - А то в середине апреля, за пару недель до начала ремонта, мы только узнаем, какие у нас улицы. Получается, что материал заготавливаем с колес. Подвезли - тут же в работу, нет времени ни посмотреть его, ни проверить. Как выяснилось, под ул. Дзержинского специалисты ТОО «АБЗ+» сначала должны проложить новый водовод, первый в городе диаметром на 710 мм. Потом демонтировать старый, диаметр которого в 2 раза меньше. На это уйдет около месяца. И лишь потом дорожники приступят непосредственно к ремонту. - Для начала нужно найти сварочный аппарат, который может заваривать трубопровод на 710, - объясняет прораб ТОО «АБЗ+» Михаил ПАРАСОВСКИЙ. - Стоит он около 8 млн тенге, заказывать придется в России. Все это отнимает время. По технологии при температуре +5 и ниже мы уже не имеем права класть асфальт, а у нас бывает, что снег летит, а мы дорогу укатываем. Отсюда и качество. Не уверены специалисты и в том, что за те средства, которые выделил городской бюджет, можно осилить те объемы, которые определил отдел ЖКХ. К примеру, подрядчики говорят, что участок длиною 750 м по Каирбекова в границах Тарана-Гагарина сложно реконструировать за 150 млн тенге, как того требует акимат. - За эти деньги максимум сделаем около 500 м, - признает Мягченко. - То же самое и по Дзержинского. В 184 380 000 тенге входит и водопровод на 710 под ней, и сделать за эти деньги еще и 1,05 км дороги нереально. Поэтому, уверяют специалисты «АБЗ+», трассы сделают на столько, на сколько хватит денег. Остальное - либо доделают позже, если бюджет дополнительно выделит средства, либо оставят до лучших времен. - Такая же ситуация в прошлом году была с улицей Чернышевского, - рассказывает Михаил Парасовский. - Изначально планировали сделать полный отрезок - от Баймагамбетова до Карбышева, но денег хватило только от Баймагамбетова до Рудненской. В этом году продолжим ремонт от Рудненской до Карбышева.
Независимой лаборатории нет
Прошлогодний ремонт запомнился и костанайцам. Ул. Павлова после капитального ремонта на отрезке Баймагамбетова-Алтынсарина уже начала сыпаться. Работало там ТОО «Костанайжолдары». Ул. Каирбекова, реконструкция на которой прошла от Казахской до Гагарина, рушится. На участке от Аль-Фараби до Тарана, чтобы объехать ямы, водителям приходится выезжать на встречную полосу. Ремонтом Каирбекова занималось ТОО «Казсевавтодор», осуществляло авторский надзор ТОО «Костанайтехпроект». - Мы проверяем улицу на соответствие проекта, - рассказал «НГ» проектировщик дорог ТОО «Костанайтехпроект» Валентин ИЮТИН. - При приемке дороги после ремонта наш специалист входил в состав комиссии, но сразу определить, что с дорогой что-то не так, довольно сложно. По- хорошему, у заказчика - акимата Костаная - должна быть свою строительная лаборатория по определению механических свойств дорожного материала, чтобы при приемке улицы они могли сразу проверить. У нас же всего несколько лабораторий по городу, и те есть у самих подрядчиков. Но своя лаборатория, по сути, даст то, что захочет подрядчик, поэтому независимой такую экспертизу не назовешь. По словам Иютина, при ремонте Каирбекова фирма использовала некачественный битум - главную составляющую асфальтобетона, поэтому покрытие не простояло и года. Строили дорогу в конце осени, половина битумохранилищ к тому времени была закрыта. Собственное битумохранилище ТОО «Казсевавтодор» на момент строительства сгорело. Как они выкручивались - никто не знает. - Каждый этап работы по строительству дорог, - рассказывает Иютин, - обложен большим количеством нормативных актов. По сути, контролируется каждый слой, другое дело - как контролируется. По заявлениям специалистов, гарантия на различные виды ремонта - разная. На реконструкции - минимум год, на капитальный - три. Удивительно, что при наличии целых кип документов и комиссии, состоящей из специалистов различных отраслей - от акимата, авторского надзора до государственной экспертизы, никто не может выявить брак на начальной стадии. Качество дорог проверяется опытно-экспериментальным путем. Все ждут до весны, а потом наблюдают, не появятся ли ямы, не обвалятся ли края. Ведь так и получилось с улицей Каирбекова. Водители уже лавируют между ямами, авторский надзор соглашается, что дорога сделана некачественно, а в акимате до сих пор нет официального заключения. - Акт по этой дороге еще не составляли, - признала начальник отдела строительства и госзакупок ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Нина БЕНЮХ. - Если выяснится, что она сделана с браком, то подрядчик будет ее переделывать за свой счет.
Маршрут неизвестен
Схемы по предстоящему в этому году ремонту дорог у чиновников на руках. И хотя начали делать из них всего парочку, сразу несколько маршрутов автобусов изменили движение. При этом пассажиров предупредить никто не счел нужным. К примеру, автобус №9 в связи с перекрытым участком на ул. Каирбекова теперь заворачивает на ул. Гагарина, когда идет со стороны КСК, и выходит на пр. Абая. Но - не всегда. - Девятка может сразу с Каирбекова повернуть на Гагарина и выйти на пр. Абая, а вечером, повернув на ул. Тарана, потом на участок по Каирбекова, выйти на Аль-Фараби и снова - на Абая, - жалуется жительница КСК Любовь МАНАХОВА. - 28 апреля утром я проехала по одному маршруту, а вечером - совершенно по другому. Движение непредсказуемо. Аналогичная ситуация по ул. Бородина. Перекрыт участок от ул. Шипина до ул. Лермонтова - ремонт теплотрассы в разгаре. Сразу несколько маршрутов - №№19, 12, 27 - объезжают его по ул. Рабочей и Шипина. От этого страдают не только пассажиры, но и жители домов. - Через наш дом теперь идет весь поток транспорта - КамАЗы, трактора, - возмущается Мария КУЗНЕЦОВА, жительница дома по ул. Рабочей, 108. - Постоянный шум, загазованность. Рядом детская площадка, а мы со всех сторон «обложены» транспортом. Начали работы без предупреждения, транспорт пустили по самым маленьким улочкам, неужели нельзя было продумать заранее схему объезда? Как сообщил «НГ» начальник производственно-технического отдела ГКП «КТЭК» Александр ПЛЕХАНОВ, на участке идет реконструкция теплотрассы . - Начали мы его в прошлом году, сделали 2,1 км, теперь доделываем. Общая протяженность теплотрассы - 2,7 км. Кстати, ремонт самой дороги по Бородина в планах чиновников на этот год не предусмотрен. Так что, возможно, когда его задумают, жителям придется испытывать неудобства по второму кругу.
График утверждается
- Добавить в течение года на ремонт улиц, скорее всего, не сможем, - сообщил «НГ» начальник отдела экономики и бюджетного планирования акимата Костаная Николай ДОРОШОК. - Бюджет и так слабый. Даже на ремонт запланированных в этом году дорог нам добавил 415 млн тенге областной бюджет. А те 415 млн тенге, которые изначально планировались из городского бюджета на ремонт городских улиц, мы смогли потратить на благоустройство и ЖКХ. Если бы областной не дал, пришлось бы чем-то жертвовать. По проекту антикризисной программы «Дорожная карта» на городские трассы республиканский бюджет не дал ни копейки. Но даже выделенные деньги освоить планово не получается. Даже графика ремонта городских улиц, с которым можно было бы познакомить костанайцев, в отделе ЖКХ до сих пор нет. - Конкурсы по определению подрядчиков еще проводятся, - сообщил в ответе на письменный запрос «НГ» заместитель начальника ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Александр МАКЛЮК. - Согласно графикам выполнения отдельных видов работ, предложенным подрядчиками на конкурсах, будет разрабатываться и утверждаться очередность перекрываемых участков. Так что костанайцев и гостей города - с транспортными сюрпризами и стандартными дорожными неожиданностями. Костанайское лето на подходе.
Программа «Дорожная карта» предусматривает
1, 32 млрд тенге - на обновление дорог областного значения. Из них 993, 96 млн тенге выделила республика, 326 - областной бюджет. Строительство «корейского моста» - около 331 млн тенге. Реконструкция автомобильной дороги- Койбагор - Карасу - Севастопольский - 450 млн тенге. Средний ремонт дороги Рудный - Качар - Федоровка - 272 млн тенге. На ремонт маршрутным способом дороги Аулиеколь - Жолдама - большая дорога на Торгай уйдет 267 млн тенге.
ОПРОС
Почему ежегодно после ремонта дорог выявляется брак?
Мендыбай ОМАРОВ, директор ТОО «АБЗ+»: - Я считаю, что денег, выделенных из бюджета, вполне хватает на те отрезки дорог, которые нам отводят. Мы беремся за работу, мы гарантируем качество. Не всегда оно получается по различным причинам. Где-то погода подвела, где-то вовремя не успели сделать. В прошлом году делали ул. Чернышевского, сейчас на ней есть несколько мест с браком, но это наша вина, раз мы дали гарантию. У нас своя техника, свой асфальт, свои материалы, поэтому у нас качество нормальное. Конечно, хотелось бы, чтобы тендеры проходили пораньше, чтобы можно было все материалы заготавливать зимой, а весной-летом - работать.
Валентин ИЮТИН, проектировщик дорог ТОО «Костанайтехпроект»: - Система проведения тендеров и выделения средств у нас несколько ущербна. На тендере выигрывает тот подрядчик, который предложит меньшую цену. И получается? выигрывает не тот, кто предложит хорошую цену и сделает хорошее качество, а наоборот. На Западе у каждой фирмы есть свое имя, свой бренд, который себя зарекомендовал, в том числе и у дорожников. Они стремятся к тому, чтобы получать хорошие заказы и качественно ремонтировать дороги, чтобы не подвести ни себя, ни людей. Тендер они проводят с очень жесткими условиями. У нас также было в советское время. После развала Союза мы перешли на упрощенное проведение тендеров. У нас нет экономического обоснования, расчета окупаемости вложенных средств, экологическая составляющая учитывается не в том объеме.
Борис КОЛОТ, директор АО «Рудныйсоколовстрой»: - Нельзя говорить, что все подрядчики работают с браком. Выделено 100 млн тенге, никто не заставляет делать больше на эти деньги. То, что тендеры проводятся очень поздно, это правда. В этом году картина с поздними тендерами повторилась в худшем варианте. Деньги, которые планировалось выделить на строительство новых объектов, в результате перераспределили на коммуникационные и ремонтные работы. Многие подрядчики оказались к этому не готовы, и правильно и быстро распределить деньги оказалось сложно. Нельзя тендер проводить в мае, а работу начинать в июне. Даже на данный момент больше половины тендеров по области еще не прошло, а уже лето на носу. Вот и приходится работать в постоянном аврале.
Алмат АЙДОСОВ, депутат маслихата Костаная: - За дорогами идет авторский надзор, контролируется проект, брак переделывается за счет подрядчиков. Я склоняюсь к тому, что дороги должны делаться по очень четкой технологии, которая у нас не соблюдается, и жестким графикам. Должны быть определены четкие сроки, ведь лето небезгранично. Много времени уходит на проведение тендеров, в этом году были внесены даже изменения в закон, чтобы тендеры проводились по упрощенной и убыстренной системе. Все это даст выиграть подрядчикам и во времени, и в качестве дорог.
Андрей ГОРВАТ, заместитель начальника управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костанайской области: - Плохое качество дорог не выгодно самим подрядчикам, ведь от гарантийного срока им никуда не деться, и переделывать они будут за свой счет. Участвуя в тендере, они видят стоимость объекта, сроки, если соглашаются, значит знают, на что идут. Сейчас при реконструкции, капитальном и среднем ремонте есть такое понятие, как демпинговая цена. Т. е. если стоимость объекта 1 млн тенге, один подрядчик скидывает его на 12%, а другой - на 9%, выигрывает тот, кто меньше скинул. Комиссия учитывает, что за меньшую сумму капитально дорогу не построить, и заказ получает более добросовестный подрядчик. Сыпятся у нас те дороги, у которых есть скрытые дефекты.
Ольга ЛИХОГРАЙ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |