|
|
|
07.05.2009 Мощное средство в борьбе с коррупцией
Недавно принятый Указ Президента РК «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан» от 22 апреля 2009 года призван не только усилить борьбу с преступностью и коррупцией, не только улучшать правоохранительную деятельность в стране, но и совершенствовать правовой антикоррупционный механизм. Указ возлагает на руководителей государственных органов, государственных организаций и организаций с долей государственного участия непосредственную обязанность по противодействию коррупции с установлением за это персональной ответственности. Это значит, что каждый руководитель отныне должен более тщательно подбирать кадры для своего ведомства, скрупулезно вникать в детали деятельности всех участков своего учреждения, определять так называемые «коррупциогенные ниши» и ставить организационно-правовые заслоны на пути возможных коррупционных злоупотреблений. И если руководитель допускает халатность в этих вопросах, более того, поощряет совершение коррупционных действий или покрывает виновных, то такой чиновник сам должен быть привлечен к ответственности по закону. Если раньше с руководителя не особенно спрашивали за совершение подчиненными коррупционных действий, то сегодня указ ставит ребром вопрос о его ответственности. И это правильно. «Предусмотреть меры по стимулированию антикоррупционного поведения граждан, включающие механизмы поощрения деятельности граждан, направленной на оказание содействия в пресечении и раскрытии коррупционных правонарушений» — гласит одно из требований указа. Опыт западных стран показывает, что крупные суммы, предлагаемые правоохранительными органами за предоставление правдивой информации о совершенных коррупционных и иных преступлениях, довольно часто срабатывают должным образом. Положения указа подводят граждан и государственных служащих вплотную к вопросу о необходимости информирования руководства своего учреждения или правоохранительных органов о готовящихся, совершающихся коррупционных правонарушениях и преступлениях, как это принято в западных странах. Нужно проводить умелую пропагандистскую работу по развенчиванию понятия «стукачества» в общественном сознании как неприглядного наследия воровской морали. В пункте 3 рассматриваемого указа Правительству РК предписано «разработать правовой механизм, обеспечивающий прозрачность имущественного положения граждан в период прохождения ими государственной службы». Исполнение этой нормы должно быть увязано с необходимостью внедрения всеобщего декларирования доходов и расходов. Некоторые оппоненты, намекая на финансовые затраты, связанные с введением этой меры, полагали целесообразным отложить ее до 2015 года. По нашему мнению, медлить со всеобщим декларированием доходов и расходов всеми совершеннолетними членами казахстанского общества нельзя. Разговоры о том, что всеобщее декларирование потребует значительных финансовых вливаний — от лукавого. Скорее всего, есть опасение, что трудно будет логически обосновать потом доходы в сотни тысяч, а то и миллионы долларов при весьма скромной зарплате... Считаю разумным предложение о необходимости чистки всех законов и подзаконных актов страны от норм, создающих условия для коррупционных проявлений. Поэтому действительно нужно принять закон об антикоррупционной экспертизе законов, законопроектов и подзаконных актов. В Уголовный кодекс республики необходимо включить статью об уголовной ответственности за незаконное обогащение. Любой гражданин вправе становиться миллионером, но при одном-единственном условии: его богатства должны быть нажиты законными способами. Указ предписывает определить в госорганах перечни должностей с высоким риском совершения коррупционных правонарушений, установлением особых, повышенных требований для поступления и прохождения службы на этих должностях, в том числе с принятием обязательств о возможности применения в отношении лиц, занимающих указанные должности, механизмов, предусматривающих специальные проверки на предмет соблюдения ими антикоррупционного законодательства. К должностям с высоким риском совершения коррупционных правонарушений следует отнести, к примеру, должности, имеющие отношение к проведению тендеров по государственным закупкам, налоговому администрированию, распределению финансовых средств, выдаче государственных лицензий. Было бы желательно продумать вопрос о введении персональной ответственности чиновников за распоряжение материальным имуществом и денежными средствами министерств и ведомств. Решения по денежным и имущественным делам зачастую принимаются коллегиально, что позволяет коррупционерам уйти от персональной ответственности. Норму о такой дисциплинарной ответственности, включая увольнение, можно закрепить в Законе «О государственной службе». В президентском указе говорится о необходимости выработки мер по противодействию корпоративной коррупции. Думается, в связи с этим есть смысл принять в законодательном порядке норму, согласно которой руководители всех министерств и ведомств, их структурных подразделений, всех звеньев правоохранительных и правоприменительных учреждений не могут находиться на одной должности более пяти лет. По истечении этого срока ротация должна автоматически стать обязательным правилом. Ощутимый удар по корпоративной коррупции можно нанести, введя более жесткие санкции за посредничество в получении взятки. Ведь те должностные лица, что не прочь получить «барашка в бумажке», сами напрямую взяток, как правило, не получают. Только через доверенных лиц. Пунктом 6 своего указа Глава государства обязал Комиссию по вопросам борьбы с коррупцией при Президенте РК «на основе анализа… вырабатывать перспективные направления развития и совершенствования антикоррупционной политики государства». В связи с этим, думается, есть смысл продумать и выработать в качестве одного из перспективных направлений совершенствования антикоррупционной политики государства законодательное внедрение порядка о минимальном хождении наличных денег в торговом обороте, в экономике страны в целом. Было бы целесообразно ввести повсеместные безналичные расчеты за поставку товаров, оказание услуг в рамках крупных и средних сделок между предприятиями, учреждениями и иными юридическими лицами. Необходимо держать курс на переход повсеместного использования гражданами во всех магазинах и торговых точках банковских карточек. Если представитель фирмы или физическое лицо берет в банке крупную сумму сверх установленного законом лимита, его предупреждают, что об этом факте будут оповещены соответствующие компетентные органы: именно такая норма присутствует в законодательстве многих цивилизованных и развитых государств. При таком положении вещей движение практически всех финансовых потоков в стране становится прозрачным, что сделает любые коррупционные действия практически бессмысленными. Антикоррупционная политика в образовательной сфере могла бы выглядеть следующим образом. В школьную программу было бы целесообразно включить учебный предмет «Ущерб от коррупции и борьба с ней», вузовские программы всех университетов, академий и институтов пополнить изучением «Методов борьбы с коррупцией», в учебные программы юридических вузов включить обязательный учебный предмет «Методика расследования коррупционных преступлений». К составляющей антикоррупционной политики можно было бы отнести отправку сотрудников финансовой полиции на стажировку и обучение в специализированных академиях Сингапура, Дании, Финляндии, преподающих методику антикоррупционной борьбы. Указ Президента РК — еще одно правовое средство, направленное на сужение коррупционного поля. В условиях противодействия последствиям мирового экономического кризиса, когда очень важно, чтобы каждый тенге плодотворно работал на преодоление этих последствий, своевременность принятия данного документа очевидна. Его положения в эти нелегкие для общества времена не позволят финансам уйти в сферу теневой экономики по разным, в том числе и коррупционным, каналам. Указ, безусловно, станет мощным средством в борьбе с коррупцией.
Марат САРСЕМБАЕВ, доктор юридических наук, профессор
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |