|
|
|
07.05.2009 Армия: возраст зрелости
Сегодня наша страна чествует людей, чей профессиональный долг лаконично выражается двумя простыми словами — Родину защищать. С 1998 года день седьмого мая является их профессиональным праздником. Однако в календарь молодой независимой республики славная дата вошла гораздо раньше: именно в этот день в 1992 году указом Президента были образованы Вооруженные силы Республики Казахстан. И тот путь, который прошла за минувшие годы наша армия, ярко свидетельствует: традиции воинской доблести и чести, верности Отечеству и нелегкому жизненному предназначению, коими по праву гордились наши отцы и деды, сполна воплощаются в деятельности нового поколения казахстанских военнослужащих… Задача обеспечения внешней безопасности страны логично встала перед Казахстаном с обретением независимости. Естественно, это в первую очередь требовало создания собственных Вооруженных сил. И несмотря на то что армия наша создавалась не в одночасье и не на пустом месте, на первом этапе военного строительства, конечно же, не обошлось без некоторых просчетов. Однако обо всем по порядку… После выхода в свет упомянутого указа Президента в состав отечественных Вооруженных сил вошли воинские объединения, соединения, части, учреждения, организации и полигоны, а также военное имущество объединенных Вооруженных сил СНГ, дислоцированные на территории нашей страны. В том же 1992 году был принят целый пакет законов, создавших нормативно-правовую базу военного строительства в нашем государстве. Параллельно с этой работой принимались дипломатические меры по созданию вокруг Казахстана «пояса безопасности». Важным моментом, определившим долгосрочные перспективы военного строительства, стал тот факт, что в ответ на отказ нашей страны от четвертого в мире по мощности ядерного арсенала пять ядерных держав — США, Россия, КНР, Великобритания и Франция — предоставили нам всеобъемлющие гарантии безопасности и территориальной целостности. Мощным организационным импульсом для становления Вооруженных сил в те годы стала Военная доктрина, принятая в феврале 1993 года. В условиях кардинального изменения международной обстановки, создания независимого демократического государства доктрина определяла основные направления и содержание военного строительства в Казахстане, опыт которого приобретался в ходе оптимизации состава и структуры Вооруженных сил. Однако ограниченные ресурсы и возможности страны в тот период не позволили предпринять кардинальных изменений в построении группировок войск, организационно-штатной структуре армии. При громадных размерах территории страны и периметре границ, составляющем около 13 тысяч километров, не были приняты меры по рациональному размещению воинских частей и соединений с учетом нейтрализации наиболее вероятных угроз в сфере военной безопасности. Сказывалось и отсутствие эффективной исследовательской работы по совершенствованию структуры ВС и их адаптации к изменениям геополитической обстановки. Между тем ситуация в Казахстане и вокруг него менялась в те годы очень динамично. Возникали новые факторы, дестабилизирующие обстановку в регионе и создающие угрозу национальной безопасности. Существующие и потенциальные очаги военных конфликтов в непосредственной близости от границ государства, возможное проникновение на территорию страны вооруженных формирований экстремистов и международных террористов, появление в регионе новых ядерных государств — все это вызвало необходимость адаптации военной политики и военной организации нашего государства к изменившимся реалиям. В связи с этим руководством государства был принят ряд неотложных мер. В частности, разработана и утверждена Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан на 1999—2005 годы. В развитие документа десятого февраля 2000 года указом Президента была утверждена и новая Военная доктрина, которая опиралась на комплексную оценку современного состояния военно-политической обстановки в мире и регионе, учитывала современные реалии, экономические и ресурсные возможности страны. В ней нашли отражение концептуальные положения Послания Президента народу Казахстана о вызовах XXI века. Военно-политическое мышление, характерное для периода становления казахстанской армии, изменилось с учетом подготовки к противодействию наиболее вероятным угрозам военной безопасности страны. Были пересмотрены взгляды на дислокацию войск. И если первая Военная доктрина еще содержала элементы пассивного партнерства в рамках военно-политического союза, то новая уже рассматривала военную организацию государства в качестве комплексной составляющей системы обеспечения военной безопасности страны. Осуществляя оборонное строительство, мы руководствовались интересами собственной безопасности, а также дружественных государств, в рамках Договора о коллективной безопасности. При этом в ходе реформирования Вооруженных сил нам предстояло решить ряд важнейших задач: обеспечить приоритетное комплектование, материально-техническое обеспечение и подготовку мобильных войск; реорганизовать структуры органов военного управления, устранить дублирующие и неэффективные звенья в этой цепочке. В то время Министерство обороны, которым мне довелось руководить в течение двух лет, в целях реализации Военной доктрины разработало предложения по переходу к военно-территориальной структуре и созданию четырех военных округов: Восточного, Южного, Центрального и Западного. Это позволило не только создать эффективную систему военного управления, но и по-новому подойти к вопросам призыва на военную службу, подготовке резерва для Вооруженных сил, а также завершить рациональное размещение на территории страны воинских частей, вооружения и военной техники. Важнейшим принципом военно-экономического обеспечения всегда являлось гарантированное программно-целевое финансирование армии, дефицит которого на протяжении длительного времени был причиной возникающих трудностей. Президентом страны были приняты меры по разрешению этой проблемы. В соответствии с новой Военной доктриной финансирование ВС было зафиксировано в бюджетном законодательстве на уровне не менее одного процента ВВП. В свою очередь, сокращение численности и ликвидация структур и формирований, не влияющих на боевую готовность и боеспособность войск, позволили изыскать дополнительные средства на повышение качественных параметров нашей армии. Как известно, в зоне пристального внимания Главы государства — Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Н. Назарбаева всегда находились вопросы повышения престижа военной службы, усиления социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Так, в 2001 году заработная плата военнослужащих была повышена на 25 процентов и стала самой высокой среди стран СНГ. Плановый и системный характер обрело решение вопросов обеспечения армейцев жильем. …Так распорядилась история, что профессиональный праздник защитников Отечества отмечается в нашей стране накануне Дня Победы. Этот факт несет в себе глубокую идеологическую семантику. Военная история казахского народа, ратный подвиг наших земляков в годы Великой Отечественной войны, боевые традиции отцов и дедов — это неиссякаемый источник, из которого нынешним воинам необходимо черпать уроки самоотверженности, преданности и отваги. В связи с этим примечателен и тот факт, что с момента принятия новой Военной доктрины в республике прошли два военных парада — в 2000 году в честь 55-летия Великой Победы и в 2001 году в связи с 60-летием начала Великой Отечественной войны. Командование ими впервые в истории Казахстана велось на государственном языке. Процесс разработки и реализации радикальных реформ в казахстанской армии выявил плеяду талантливых военачальников новой генерации, обладающих не только высочайшим уровнем военно-политической подготовки, но и стратегическим мышлением, способностью оценивать события в сложном комплексе их взаимодействий и взаимовлияний. С одним из них — генерал-лейтенантом Маликом Сапаровым — мне довелось работать в тесном контакте на протяжении нескольких лет. Блестящий выпускник Алма-Атинского высшего общевойскового командного училища, Военной академии имени М. Фрунзе и Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, он по всем параметрам был человеком высокой Чести и Долга, пройдя за свою недолгую жизнь достойный профессиональный путь от командира взвода учебной роты до начальника Генерального штаба Вооруженных сил Республики Казахстан — первого заместителя министра обороны. К сожалению, Малик Мухамеджанович рано ушел из жизни. Его не стало в возрасте сорока пяти лет в 2003 году. Однако до настоящего времени в армейской среде и в глазах широкой общественности Казахстана он остается высоким образцом сочетания воинского долга и профессионализма, а для близких и друзей — эталоном надежности и благородства, человеком открытого сердца и широкой души. Вне всякого сомнения, образ генерала Малика Сапарова и его реальная, пусть даже столь короткая, но яркая жизнь, способны и сегодня служить для многих солдат, офицеров и генералов примером для подражания. С учетом этого мне видится логичным и заслуженным увековечить память генерал-лейтенанта М. Сапарова в истории Вооруженных сил Республики Казахстан. Сегодня, в профессиональный праздник защитников Отечества, я предлагаю присвоить его имя одному из высших военных учебных заведений страны и воинскому формированию, например, десантно-штурмовой бригаде. …А всем своим коллегам от души желаю доблестных профессиональных вех, ярких звезд на погонах, крепкого тыла и, главное, мирного неба над нашей Родиной.
Сат ТОКПАКБАЕВ, депутат Мажилиса Парламента, генерал-полковник
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |