|
|
|
11.05.2009 ПИФ для чиновника — «отдушина»
На рассмотрении Парламента сейчас находятся инициированные самими же депутатами поправки в некоторые законодательные акты по вопросам правового положения должностных лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций и приравненных к ним. Этот документ призван расширить границы рынка ценных бумаг за счет увеличения числа частных инвесторов. В данном случае в круг желающих вложить свободные средства в сферы прибыльного использования капитала приглашаются государственные служащие. Один из авторов законопроекта — сенатор Рашит Ахметов, с которым мы сегодня беседуем, считает, что предлагаемые коррективы не только узаконят право чиновников инвестировать сбережения в ценные бумаги, но и существенно повлияют на активность названного рынка. — Задачи дальнейшей модернизации экономики, создания эффективных технологических институтов, защиты внутреннего рынка, поддержки экспорта предполагают, безусловно, и увеличение инвестиционного спроса, — говорит депутат. — Судя по текущей ситуации на фондовом рынке, едва ли можно утверждать, что он располагает достаточным набором надежных финансовых инструментов с адекватной доходностью. И все же действующая институциональная инфраструктура рынка, включающая фондовую биржу, центральный депозитарий, брокеров, дилеров, регистраторов, кастодианы и другие субъекты, поддержана соответствующей правовой базой — законами «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», «О региональном финансовом центре города Алматы». В свою очередь нормативное поле деятельности институциональных инвесторов, расширение сферы финансовых инструментов и финансовых институтов определено в законах «Об инвестиционных фондах», «О пенсионном обеспечении», «О страховой деятельности» и «О секьюритизации». — Однако, несмотря на вышесказанное, одной из основных проблем, тормозящих развитие рынка ценных бумаг в Казахстане, по мнению экспертов, является неразвитая законодательная база… — Безусловно, предстоит сделать многое, чтобы действующее законодательство в полной мере охватывало такие вопросы рынка ценных бумаг, как обеспечение защиты прав и интересов инвесторов, создание и деятельность управляющих инвестиционными фондами, эмиссия и обращение производных ценных бумаг и другие. Один из ключевых моментов при этом — предоставление гражданам возможности беспрепятственного участия в процессе использования ценных бумаг, как альтернативного варианта инвестирования свободных финансовых ресурсов. Ведь мировая практика показывает, что рынок ценных бумаг является эффективным механизмом мобилизации капиталов и сбережений населения, оптимального перераспределения средств в экономике страны. Обсуждаемый сегодня законопроект можно назвать своеобразным «пропуском» для должностных лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций и приравненных к ним, к участию в фондовом рынке посредством покупки паев паевых инвестиционных фондов и получения доходов по ним. Кроме того, исключается возможность заключения гражданско-правовых сделок не под своим именем, на подставных лиц, анонимно или под псевдонимом. Напомню, что для данной категории граждан нынешнее законодательство предусматривает ряд ограничений. В частности, им запрещается заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, научной и иной творческой), предпринимательством, самостоятельно участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, если это не входит в должностные обязанности. Тем не менее прямых запретов на приобретение работниками госорганов и организаций паев инвестиционных фондов в законодательстве нет. Но для исключения правовых пробелов, а также единообразного и точного применения норм закона соответствующие поправки необходимы. В связи с этим мы предлагаем внести коррективы в законы «О борьбе с коррупцией» и «О государственной службе». С учетом того что для должностных лиц государственного аппарата установлен ограниченный правовой режим, будущие инвесторы могут приобретать только паи паевых инвестиционных фондов. А согласно Закону «Об инвестиционных фондах», ПИФ — не юридическое лицо и представляет собой совокупность денег, которые граждане и компании передают в доверительное управление профессиональному участнику рынка ценных бумаг. Коль скоро пай является финансовым инструментом, подтверждающим право на получение денег, переданных в управление, законопроектом предлагается не включать его в категорию имущества, подлежащего передаче в доверительное управление. Договор же доверительного управления ПИФом представляет собой договор присоединения, условия которого определяются управляющей компанией в правилах паевого инвестфонда. Таким образом, лицо, вкладывающее в пай, не участвует в управлении коммерческой организацией, а шаги пайщика по приобретению и продаже паев не относятся к предпринимательской деятельности ввиду передачи объекта предпринимательства (денег) в доверительное управление. Тем самым хочу сказать, что нынешние поправки не противоречат основным принципам государственной службы и нормам, устанавливающим ограничения, связанные с пребыванием на ней. — Раз речь зашла о дальнейшем совершенствовании механизма госрегулирования фондового рынка, соблюдающего баланс интересов инвесторов и государства, то каковы перспективы развития рынка государственных ценных бумаг? — Расширение фондового рынка, безусловно, связано с ориентацией на возможности внутренних инвесторов. Поэтому актуальной задачей остается привлечение населения, которое сегодня практически не участвует на рынке государственных долговых обязательств. Кстати, в конце девяностых Министерство финансов эмитировало национальные сберегательные облигации, предназначенные для размещения в том числе и среди физических лиц. Однако с переходом на режим свободно плавающего обменного курса тенге в настоящее время эти ценные бумаги оказались невостребованными. В связи с этим, думается, будут предусмотрены какие-то новые ликвидные инструменты, способные привлечь сбережения граждан. Здесь важный момент связан со стоимостью облигаций, которые должны быть доступны большинству казахстанцев. Дальнейшее же продвижение рынка государственных долговых обязательств однозначно связано с развитием сектора государственных ценных бумаг местных исполнительных органов. В соответствии с Законом «О бюджетной системе» акиматы имеют право заимствовать средства у юридических и физических лиц, иностранных государств для финансирования региональных инвестиционных программ, согласованных с Правительством. Заимствование может осуществляться в форме договоров (соглашений) займов или выпуска ценных бумаг. К слову, Мангистауская область впервые в истории финансового рынка Казахстана произвела эмиссию валютных облигаций местных исполнительных органов на сумму около трех миллионов долларов. Затем такую же работу провели акиматы Астаны, Алматы и Атырауской области. С учетом того что первые шаги в развитии рынка муниципальных ценных бумаг сделаны, перед нами стоит задача превратить его в мощное средство привлечения капитала. На этом пути должны быть приняты меры по разрешению макроэкономической проблемы, связанной с деньгами «под матрасом». Необходимо также завершить формирование первоначальной нормативно-правовой базы, регулирующей выпуск государственных ценных бумаг местных исполнительных органов. Здесь, кстати, могут проявить свою роль и полномочия, закрепленные законодательством, органы местного самоуправления. Потенциал рынка муниципальных ценных бумаг неограничен, и его развитие может стать одним из ключевых компонентов роста экономики в ближайшие годы. Для запуска всех этих процессов государству и дальше необходимо идти по пути создания всех возможных стимулов к сбережению, накоплению и трансформации свободных капиталов в инвестиции. Одним из таких реальных шагов и является обсуждаемый сегодня законопроект, который призван послужить сигналом к инвестиционному действу, прежде всего, для населения. Дина НУРСАПАРОВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |