|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
14.05.2009 Сказано - сделано
О ходе реализации народной платформы НДП «Нур Отан». Во исполнение народной платформы НДП «Нур Отан» «За процветание Казахстана и благополучие казахстанцев» правительством к 2009 году проведена следующая работа.
Рост доходов казахстанцев
С 1 января 2009 года минимальный размер месячной заработной платы увеличен до 13 470 тенге. Также с 8 712 тенге до 10 890 тенге увеличен базовый должностной оклад, что обеспечило общее повышение заработной платы работников бюджетной сферы в 2009 году на 25%. В феврале 2009 года среднемесячная номинальная заработная плата одного работника составила 61 793 тенге и выросла по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года на 13,2%, в реальном выражении - на 4,1%, в январе-феврале - соответственно 61 460 тенге и на 12,7%, индекс реальной заработной платы составил 103,7% (повышение оплаты труда работников, занятых наемным трудом, отмечено во всех сферах экономики).
Ограничение роста цен
Правительством реализована система антиинфляционных мер, которые в значительной мере позволили обеспечить стабильность цен, предотвратили дефицит товаров и неконтролируемый рост их стоимости. Уровень инфляции на конец 2008 года был удержан в рамках заданных параметров. Созданы стабилизационные зерновые фонды, заключены меморандумы с предпринимателями, компаниями оптово-розничной торговли и операторами по поставкам и недопущению необоснованного роста цен на продукты, применены механизмы регулирования экспорта. Продовольственная безопасность страны обеспечена. Работа по недопущению инфляционных процессов в 2009 году проводится по специальному плану. По итогам четырех месяцев 2009 года инфляция в Казахстане составила 2,8%, что значительно ниже, чем в основных странах СНГ (РФ - 6,2%, Украина - 6,9%).
Медицинское обслуживание
Расходы государственного бюджета на здравоохранение в 2009 году составляют 460,1 млрд тенге. Финансирование здравоохранения в расчете на 1 жителя в 2009 году составляет 29 560 тенге, что выше уровня 2008 года на 5 309 тенге, или на 22% (2008 году - 24 251 тенге). В целях повышения доступности и качества высокоспециализированной медицинской помощи создан Национальный медицинский холдинг, в составе которого объединены Национальный научный центр материнства и детства, Республиканский детский реабилитационный центр, Научный центр нейрохирургии, Научно-исследовательский институт скорой медицинской помощи и диагностический центр.
Пенсионное обеспечение
В 2009 году размер пенсии увеличился на 25%, в 2010 году планируется повышение еще на 25%, а в 2011 году - на 30%. В результате с учетом повышения базовой пенсии минимальная пенсионная выплата составляет 15 263 тенге, максимальная - 32 121 тенге. Средний размер пенсий в стране составляет 22 822 тенге. Пенсионная система работает стабильно. На рынке пенсионных услуг республики сейчас действует 14 пенсионных фондов. По состоянию на 1 апреля 2009 года количество индивидуальных пенсионных счетов за счет пенсионных взносов составило 9,7 млн, объем пенсионных накоплений - 1 536,4 млрд тенге. Сумма чистого инвестиционного дохода составляет 367,2 млрд тенге, показатель комиссионных вознаграждений от пенсионных активов и инвестиционного дохода составил 87 млрд тенге. По данным статистики, общая сумма пенсионных выплат и переводов в страховые организации превысила 104,3 млрд тенге.
Развитие системы социальной защиты Поддержка материнства и детства
С 1 января 2009 года размеры государственных социальных пособий повышены в среднем на 12%. Средний размер ГСП по инвалидности составляет 14 066 тенге, по случаю потери кормильца - 12 662 тенге, а по возрасту - 7 223 тенге. Повышены размеры государственных специальных пособий по списку № 1 до 11 691 тенге и списку № 2 до 10 694 тенге. В соответствии с 3-летним бюджетом на 2009-2011 гг. для повышения дальнейшего жизненного уровня населения предусматривается увеличение размеров государственных социальных пособий в среднем ежегодно на 9%. Обеспечивается деятельность 102 государственных медико-социальных учреждения, 127 отделений социальной помощи на дому семьям, воспитывающим детей-инвалидов, 321 отделения социальной помощи на дому для престарелых и инвалидов. Функционируют 10 реабилитационных центров для инвалидов. Расширен перечень видов товаров, работ и услуг, которые производят и оказывают учебно-производственные предприятия республиканских общественных объединений инвалидов «Казахское общество слепых» и «Казахское общество глухих». На выплату пособий семьям, имеющим детей, в текущем году в местных бюджетах предусмотрено более 8,6 млрд тенге, в том числе 2,1 млрд тенге - целевые текущие трансферты из республиканского бюджета. Объем предусмотренных законодательством выплат из Государственного фонда социального страхования на 1 мая текущего года составил 14 млрд тенге. Перераспределение бюджетных средств внутри трехлетнего бюджета позволило усилить социальную составляющую бюджетных выплат. Сумма назначенной помощи составила 871,6 млн тенге и увеличилась на 4,3% по сравнению с 2008 годом. Средний размер АСП увеличился на 8,9% в сравнении с аналогичным периодом 2008 года и составил 1 875,3 тенге. В текущем году на выплату жилищной помощи в местных бюджетах предусмотрено более 4,3 млрд тенге, в том числе трансферты общего характера на жилищную помощь в сумме 3,8 млрд тенге. На 1 апреля 2009 года жилищной помощью охвачено 142,5 тыс. семей на общую сумму 1,5 млрд тенге. Введено обязательное социальное страхование беременности, родов и материнства для работающих женщин.
Занятость населения и защита трудовых прав
В 2009 году приняты специальные меры по обеспечению занятости и созданию новых рабочих мест. Местным исполнительным органам из республиканского бюджета дополнительно выделено 140 млрд тенге. Еще 51 млрд тенге выделят местные бюджеты. В рамках правительственной дорожной карты, разработанной во исполнение послания главы государства народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию», планируется реализовать 4,7 тыс. объектов (ремонт, реконструкция и развитие объектов системы жилищно-коммунального хозяйства; ремонт и утепление школ, больниц и других объектов социальной инфраструктуры; ремонт социально-культурных объектов в городах и сельских населенных пунктах; ремонт, реконструкция и строительство дорог), где будет создано 260 тыс. рабочих мест. В рамках дорожной карты в систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров предусмотрено выделение дополнительно 14,4 млрд тенге, из которых 11,5 млрд тенге распределены по регионам. За счет указанных средств планируется провести переподготовку более 100 тыс. человек. На создание социальных рабочих мест и расширение «молодежной практики» из республиканского бюджета выделено 8,6 млрд тенге. По инициативе правительства между местными исполнительными органами и крупными предприятиями заключены меморандумы по социальной ответственности. На 1 января 2009 года в стране заключено около четырех тысяч меморандумов по реализации социальных проектов на сумму более 74,5 млрд тенге. В настоящее время меморандумы по сохранению рабочих мест, предотвращению массового высвобождения работников заключены с 4 874 предприятиями республики с численностью работников 727 тыс. человек. Из 4 874 предприятий, подписавших меморандумы, 4 671 предприятие (98%) обеспечивает полную занятость всего персонала и, соответственно, выполнение принятых обязательств.
Образование
Финансирование образования за 10 лет увеличилось в 7 раз. В 2000 году затраты на одного обучающегося в дошкольном воспитании и обучении составляли 25,8 тыс. тенге, в 2007 году - 72,8 тыс. тенге, а затраты на одного обучающегося в среднем образовании составили от 18,8 до 103,1 тыс. тенге. В 2008 году бюджет образования вырос на 25,7% по сравнению с 2007 годом. Строительство не менее 250 новых школ, 50 профессионально-технических учебных заведений. С 2007 года по 2011 год планируется всего ввести 259 школ. В 2007 году введены в эксплуатацию 52 школы. В 2008 году введено 60 школ, по 23 школам - срыв ввода объектов в эксплуатацию. В 2009 году ведется строительство 79 объектов образования, в 2010-2011 годах планируется строительство 45 объектов образования. В 2008 году введен 1 объект, в 2009 году планируется ввод 1 объекта образования. По мере улучшения ситуации на мировых рынках и выхода из мирового кризиса строительство продолжится в соответствии с планами. Государственной программой развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы предусмотрено строительство 45 профессиональных лицеев, а также 41 общежития при действующих профессиональных лицеях и колледжах. Постоянное улучшение материального положения, социального статуса и условий труда профессорско-преподавательского и учительского состава. Расширены социальные гарантии для педагогических работников. С января 2009 года зарплата профессорско-преподавательского состава государственных вузов увеличилась на 25%, в 2010 году - на 25% и в 2011 году - на 30%. Снижена недельная учебная нагрузка педагогов начальной школы с 20 до 18 часов, что опосредованно увеличило среднюю зарплату учителям начальных классов на 11%. Преподавателям вузов предоставляются квартиры по Государственной жилищной программе. С 2005 года ежегодно преподавателям вузов в рамках конкурса «Лучший преподаватель вуза» присуждаются 200 грантов размером 2 000 МРП на соответствующий финансовый год. Аккредитация ведущих высших учебных заведений Казахстана на международном уровне. Национальные университеты по плану начали подготовительный этап к международной аккредитации 10 образовательных программ. Заключены договоры с Агентством по аккредитации программ в области инженерии, информатики, математики и естественных наук (ASIIN, Германия) и Советом по аккредитации программ в области техники и технологии (Агентство ABET, США). Ведется работа по разработке сертифицированных учебных программ технического и профессионального образования с участием международных экспертов по специальностям сельского хозяйства, лифтового хозяйства, переработки овощей и фруктов, экономики и бухгалтерского учета и информационно-коммуникационных технологий.
Жилищное обеспечение
В условиях мирового финансового кризиса приняты специальные меры по обеспечению доступности жилья. Из средств, заимствованных АО «ФНБ «Самрук-Казына» из Национального фонда, 360 млрд тенге направлено на развитие жилищного строительства. Из них 120 млрд тенге уже поступило в банки на рефинансирование ипотечных кредитов. С 1 марта 2009 года банки активно принимают заявки от граждан, имеющих ипотечные кредиты. Целью рефинансирования является удешевление ставки кредита и увеличение срока до 20 лет, что позволит заемщикам ежемесячно выплачивать меньшие суммы, чем прежде. Ипотечные займы для работников бюджетной сферы и социально уязвимых слоев населения рефинансируются по ставке 9%, а для остальных категорий заемщиков - под 11%. В настоящее время банки второго уровня рефинансировали более 10 тыс. заемщиков на сумму 38,6 млрд тенге. Фондом «Самрук-Казына» подписано соглашение о взаимодействии с банками второго уровня - осуществляется прием заявок от БВУ для финансирования завершения строительства, в том числе путем ипотечного кредитования. Разработан дополнительный механизм стабилизации рынка недвижимости, предусматривающий создание АО «Фонд недвижимости «Самрук-Казына», основной задачей которого является приобретение жилых и нежилых помещений в незавершенных или строящихся объектах жилищного строительства и мониторинг мер по решению проблем на рынке недвижимости, принимаемых в рамках плана мероприятий. Национальными компаниями и акционерными обществами с государственным участием выкупаются квартиры в незавершенных объектах г. Астана и Алматы. Внесены изменения в «Государственную программу жилищного строительства в Республике Казахстан на 2008-2010 годы» в части обеспечения населения доступным жильем.
Развитие местного самоуправления - развитие регионов
Создана основа для формирования в Казахстане современной системы местного самоуправления на базе действующих местных представительных органов - маслихатов с соответствующими государственными полномочиями. 9 февраля 2009 года в целях реализации положений закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» принят закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам местного государственного управления и самоуправления». Поправки, внесенные в Конституцию, концептуально решили вопросы, связанные с местным самоуправлением в Казахстане. Во-первых, исключена норма о том, что не допускается слияние общественных и государственных институтов. Во-вторых, определено, что местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления в местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения. Учитывая установленный Конституцией статус маслихатов, местное самоуправление также осуществляется через маслихаты соответствующих административно-территориальных единиц. Теперь аким наряду с функциями государственного управления наделен функциями органа местного самоуправления и выступает как орган государственного управления, так и самоуправления. Решение задач по развитию села осуществляется в рамках Государственной программы развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы, целью которой является создание нормальных условий жизнеобеспечения аула (села) на основе оптимизации сельского расселения, а также Государственной агропродовольственной программы и Программы первоочередных мер на 2006-2008 годы по реализации Концепции устойчивого развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2006-2010 годы. В результате реализации комплекса мер по развитию экономической деятельности валовая продукция сельского хозяйства выросла в 2008 году по сравнению с 2004 годом на 617,6 млрд тенге. В целях увеличения доходов и повышения уровня жизни на селе реализуется бюджетная программа микрокредитования сельского населения. С 2005 года по данной программе было выдано 54 тыс. микрокредитов на сумму 9,8 млрд тенге. Создано 51 МКО с долевым участием АО «ФФПСХ», проведено 4 тысячи обучающих семинаров с охватом более 99 тыс. сельских жителей. Доходы домашних хозяйств, использованных на потребление, в среднем на душу населения в месяц в 2008 году повысились в 3 раза по сравнению с 2004 годом и составили 19 165 тенге. Для реализации первоочередных мер по инвестированию строительства, ремонта и реконструкции объектов социальной инфраструктуры за 2004-2008 годы из всех источников финансирования на развитие социальной инфраструктуры сельских территорий республики при плане 272,6 млрд тенге направлено 286,5 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета 123,6 млрд тенге, из местных бюджетов - 133,2 млрд тенге и из средств других источников - 29,7 млрд тенге. Строительством и реконструкцией было охвачено 660 объектов образования, 484 объекта здравоохранения, 325 объектов культуры и спорта. Осуществлены капитальные ремонты 3 819 объектов образования, 2 976 объектов здравоохранения, 998 объектов культуры и спорта. На развитие инженерной инфраструктуры сельских территорий за 2004-2008 годы из всех источников финансирования республики при плане 231 млрд тенге направлено 246 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета - 101,1 млрд тенге, из местных бюджетов - 110,6 млрд тенге и из средств других источников - 34,3 млрд тенге. Строительством и реконструкцией было охвачено 1 216 объектов водоснабжения, 1 300 км автодорог местного значения, электрифицированы 109 сел. Были осуществлены капитальные ремонты 550 объектов водоснабжения, 500 км автодорог местного значения. В результате реализации Государственной программы развития сельских территорий обеспеченность объектами образования в сельских населенных пунктах республики за 2004-2008 годы увеличилась на 173 единицы, количество школ, не соответствующих нормативам, сократилось на 122 единицы. Количество сельских населенных пунктов, не обеспеченных объектами здравоохранения, сократилось до 38 единиц. В результате принятых мер 985 тыс. сельских жителей получили доступ к качественной питьевой воде из централизованных водоисточников, а доля сельских населенных пунктов республики, имеющих водопроводы, выросла с 27,6 до 37,3%. Увеличилось количество сельских населенных пунктов, обеспеченных газом, на 228 единиц, на 109 единиц уменьшилось количество сел, не подключенных к централизованному электроснабжению, телефонизированы все сельские населенные пункты.
Повышение эффективности работы государственных органов
Проведены административная и бюджетная реформы. С 1 января 2009 года введена новая система государственного планирования, ориентированного на результат. По итогам года будет осуществляться оценка эффективности работы каждого государственного органа и в целом всего правительства. Сокращена иерархия должностей государственных служащих. Утвержден новый реестр должностей административных государственных служащих по категориям. В 2009 году произведено повышение заработной платы на 25%. Законом РК «О республиканском бюджете на 2009-2011 годы» предусмотрено повышение заработной платы данной категории служащих в 2010-2011 гг. на 25% и 30% соответственно.
Поддержка малого и среднего предпринимательства
На поддержку малого и среднего бизнеса дополнительно к средствам республиканского бюджета на 2009 год выделено еще 120 млрд тенге. Средства на помощь МСБ полностью размещены в БВУ. Они доступны для конечных заемщиков. Правительством установлен срок освоения банками выделенных средств до 1 июля 2009 года с ежемесячным представлением отчетов. По состоянию на 1 мая т.г. заключены договоры по 1 851 проекту на сумму 88,7 млрд тенге. Профинансировано 1 267 проектов на сумму 47,9 млрд тенге. Особое внимание уделяется приоритетному закупу товаров, работ и услуг у отечественных производителей в рамках программы увеличения «казахстанского содержания». Проводится активная работа по устранению административных барьеров, сдерживающих развитие бизнеса, созданию условий для обеспечения полноценной конкурентной среды с учетом перспектив посткризисного развития. Продлен мораторий на проведение проверок субъектов малого и среднего бизнеса до 1 июля 2009 года.
Развитие культуры и нравственности
Финансирование сферы культуры в 2007 году составило 21,2 млрд тенге (40,4 - с целевыми трансфертами), в 2008 году - 37,3 млрд тенге (60,0 - с целевыми трансфертами), или с увеличением в 1,76 раза. В соответствии с посланием главы государства народу заработная плата всех работников бюджетной сферы с начала 2009 года возросла на 25%. В 27 республиканских организациях культуры с начала 2009 года заработная плата была в целом повышена почти в два раза. В 2008 году за счет целевых трансфертов производилось строительство крупных объектов культуры. Сумма привлекаемых средств составила около 27 млрд тенге. В 2009 году значительные средства в виде целевых трансфертов выделены на завершение строительства начатых объектов культуры. На пополнение репертуара республиканских и областных театров, концертных организаций в 2007-2008 гг. выделены государственные гранты на сумму 79 млн тенге. Отечественными драматургами и композиторами были созданы 30 новых драматических и 50 музыкальных произведений. С 2009 года начата реализация второго этапа национального проекта «Мќдени мџра». Для этого в 2009 году выделено более 1 млрд тенге.
Языковая политика
В 2008 году сформирована единая методика обучения государственному языку. Осуществляется выпуск учебно-методической литературы тиражом более 20 тыс. экземпляров. На сегодняшний день созданы и успешно функционируют 93 центра по обучению языкам (в 2007 году их было 16). Во всех центральных и местных государственных органах также созданы и действуют курсы обучения государственному языку. В 2008 году одобрена концепция о внедрении и развитии системы «КАЗТЕСТ». Разработаны и вышли в свет 6 различных видов словарей общим тиражом более 500 тыс. экземпляров, 22 компьютерные программы, 2 вида альтернативных учебных программ, которыми обеспечены все государственные органы.
Молодежная политика
Во исполнение поручения главы государства правительством введены дополнительные образовательные гранты, которые присуждаются студентам очной формы обучения платного отделения всех специальностей, успевающим на оценки «отлично», начиная с 3-го курса. Дополнительные образовательные гранты будут выделены на сумму более 3 млрд тенге для поддержки 11,5 тыс. студентов очной формы обучения третьего и последующих курсов как государственных, так и частных вузов, обучающихся на платной основе. С 1 марта т.г. АО «ФНБ «Самрук-Казына» предоставляются долгосрочные льготные образовательные кредиты отдельным категориям студентов всех курсов, обучающихся по технических и медицинских специальностям. На данную программу выделено до 15 млрд тенге со сроком кредитования до 20 лет. Процентная ставка кредита составляет 9%, кредит будет выплачиваться после окончания учебы. С целью трудоустройства молодых специалистов созданы комиссии по распределению выпускников педагогических и медицинских вузов, обучавшихся за счет государственных грантов. При обеспечении рабочими местами учитываются результаты прохождения учебной практики. По педагогическим специальностям в 2007 году трудо- устроено 5 281 человек, в 2008 году - 4 994 человека, по медицинским специальностям в 2007 году трудо- устроено 2 201 человек, в 2008 году - 2 898 человек. В 2008 году в рамках программы «Болашак» введены квоты для сельской молодежи на получение высшего специального образования, степени бакалавра. По результатам конкурса в 2009 году будут направлены по сельской квоте на обучение за рубеж 83 человек. В случае недостаточного уровня владения иностранным языком для претендентов из числа сельской молодежи предусмотрена возможность прохождения языковых курсов продолжительностью до 4 учебных курсов (около 2 лет). 30%-ная квота для сельской молодежи предусматривается и при проведении конкурсов на получение образовательных грантов на специальности, определяющие социально-экономическое развитие села. В 2008 году количество принятых абитуриентов из числа аульной (сельской) молодежи составляет 7 131 человек.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |