|
|
|
15.05.2009 Выступление Министра экономики и бюджетного планирования РК Султанова Б.Т. на встрече в Правительстве РК с акимами областей, городов и районов «О комплексе мер по разработке Карты размещения производств и производительных сил в разрезе регионов Казахстана»
Уважаемый Карим Кажимканович! Уважаемые участники встречи!
Сегодня мы обсуждаем проблемы и вопросы, актуализировавшиеся в условиях глобального экономического кризиса, влияние которого Казахстан испытывает более полутора лет. Об этом говорят и статистические данные. Если в первом полугодии 2008 года реальный рост валового внутреннего продукта составлял 5,7%, то во втором полугодии - уже 1,4%. В целом реальный рост валового внутреннего продукта в прошлом году составил 3,3%. Значительное снижение номинального роста валового регионального продукта наблюдалось в Акмолинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской областях. Тенденции социально-экономического развития страны с начала 2009 года свидетельствуют об усилении негативного влияния мирового кризиса. В первом квартале 2009 года реальный объем валового внутренного продукта по оценке снизился на 2,0%. Сокращение объемов производства в прошлом году с определенным временным лагом сказалось на рынке труда. Уровень безработицы за первый квартал текущего года вырос с 6,7% до 7%. Рост безработицы произошел в основном в регионах с большим падением роста валового регионального продукта. Исходя из этого, принятая в реализацию послания Президента страны народу Казахстана от 6 марта текущего года Дорожная карта, содержит в себе мощную социальную составляющую, заключающуюся в реализации мер по обеспечению занятости и поддержанию доходов населения. Реализация Дорожной карты позволит в кризисный период сохранить трудовой потенциал человеческого капитала, необходимый для посткризисного развития в условиях дальнейшей диверсификации экономики. Этой задаче нет альтернативы. На это будет направлено дальнейшее проведение системных мер по повышению эффективности экономики, в том числе через совершенствование инвестиционной деятельности. В ходе реализации задач, поставленных Главой государства, Правительством проводится работа по разработке Карты рационального размещения производственных мощностей на основе рационализации инвестиционных планов в рамках политики территориального развития. На основе Карты будет осуществляться оценка базовых и перспективных условий, то есть наличия в предполагаемых местах реализации проектов инфраструктуры, ресурсно-сырьевой базы, технологических и трудовых ресурсов, а также емкость рынка для реализации проекта. Результаты оценки региональных ограничений по ресурсному и инфраструктурному обеспечению станут основой для принятия решений по: а) мерам поддержки реализации проектов на предложенных инвесторами территориях, б) альтернативному варианту дислокации или отклонению проекта. К настоящему времени в составе Карты с учетом предложений государственных органов Министерством сформирован перспективный портфель государственно значимых инвестиционных проектов. Этот портфель открытый и будет корректироваться. Аналогичный портфель должен быть сформирован в каждом регионе. Он должен состоять из двух уровней. Проекты стоимостью более 1 млрд. тенге подлежат включению в республиканский портфель и проекты стоимостью менее этой суммы - в портфель местного уровня. На основе актуализированных местных портфелей будет еще раз скорректирован республиканский портфель. Хотел бы отметить, что портфель пока сформирован из проектов частного сектора. В последующем мы его расширим, с включением в него проектов, финансируемых за счет бюджетных средств и других источников. Учитывая важность сбалансированного подхода к инфраструктурному и ресурсному обеспечению планируемых производств разработан Координационный план по совершенствованию инвестиционной деятельности. Эту работу мы предусматриваем проводить по следующим 4 направлениям: Первое направление - систематизация портфеля государственно значимых инвестиционных проектов. Ключевой ролью этого направления является создание системы предварительного отбора проектов для принятия инвестиционных решений следующих уровней. Второе направление - это обеспечение ресурсной сбалансированности инвестиционной деятельности. В рамках данного направления будет организовано изучение спроса регионов по развитию инфраструктуры и ресурсному обеспечению инвестиционных проектов. На базе вышеуказанных региональных портфелей инвестиционных проектов Акимам регионов необходимо сформировать паспорт ресурсного и инфраструктурного обеспечения инвестиционных проектов, включая дополнительную потребность и предлагаемые решения. Формы паспорта мы сегодня направили каждому региону. Кроме того, мы направим регионам проекты прогнозных балансов по основным видам ресурсов и перспективные планы развития стратегической инфраструктуры, для взаимоувязки проектных решений по региону. При этом портфель инвестиционных проектов будет откорректирован на основе скоординированных планов развития инфраструктуры и ресурсной базы в конкретных регионах. Эта работа сбалансирует отраслевые цели развития с территориальными. В результате разработанная Карта рационального размещения производственных мощностей Республики Казахстан будет внесена на одобрение Государственной комиссии по модернизации экономики. Параллельно Министерство по согласованию с соответствующими государственными органами и институтами развития сформирует пакет мер государственной поддержки инвестиционных проектов, с разделением его на республиканский и местный уровни. Третье направление - организация мониторинга инвестиционных проектов, с оценкой эффективности, и повышение ответственности ее участников за конечный результат. Через систему государственного планирования задачи по реализации портфеля проектов найдут отражение в стратегических планах центральных и местных госорганов, национальных компаний. Акценты в осуществлении инвестиционных процессов смещаются с центра на регионы. В этих целях необходимо создать в Управлениях экономики и бюджетного планирования областей региональные центры управления и мониторинга портфеля государственно-значимых инвестиционных проектов по принципу «одного окна». Их информации будут сконцентрированы в единой базе созданной в нашем Министерстве. В рамках создаваемой единой информационной системы «Инвестиционная карта Казахстана» в указанных подразделениях надо создать удаленные рабочие места для постоянного обновления базы проектов по каждой области. Эта работа будет проведена при поддержке и координации Агентства по информатизации и связи и Холдинга «Зерде». Соответствующее обучение мы проведем в ближайшее время в интерактивном режиме на базе ситуационной комнаты Министерства. Четвертое направление - формирование государственной Системы управления инвестиционными процессами в Республике Казахстан. Понятно, что без автоматизации процессов планирования и мониторинга инвестиционной деятельности вышеназванные направления не могут быть успешно реализованы. Макет Системы будет создаваться одновременно с вышеперечисленными работами. Здесь также ответственным определено Агентство по информатизации и связи.
Уважаемые участники встречи, Акимы и Министры
Как уже сказано, на основе республиканской Карты рационального размещения производственных мощностей необходимо разработать региональные карты, при этом обеспечив логическую взаимосвязь республиканских и региональных информационных массивов. Необходимо, чтобы принятие решения опиралось на полную и достоверную информацию по инфраструктуре, ресурсно-сырьевой базе, технологическим и человеческим ресурсам. Для чего нужно максимально мобилизовать совместные усилия на обеспечении качественными данными процесса разработки и эксплуатации Карты. Задачи активизации инвестиционной деятельности требуют конструктивного взаимодействия акиматов и с социально-предпринимательскими корпорациями. Они созданы в целях содействия экономическому развитию регионов путем консолидации государственного и частного секторов и формирования благоприятной экономической среды.
Спасибо за внимание!
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |