|
|
|
29.05.2009 Из чего складывается социальная защита
Исходя из формулы «Народ — для государства, государство — для народа», каждое государство старается создать максимально благоприятные условия для жизни и деятельности населения. В основе этой миссии государств находится социальная политика. Сегодня мы много говорим о социальных выплатах и социальной адресной и комплексной помощи государства и неправительственного сектора, но очень мало знаем о существующей системе социального страхования. А тем временем социальное страхование — одно из важных направлений реализации социальной политики в развитых государствах.Для чего создана эта система и как она работает, об этом и пойдет речь в настоящей статье. В конце прошлого столетия проблемы социального обеспечения стали предметом споров и обсуждений во многих странах мира, в том числе и в Казахстане. Причиной этого явления стал комплекс факторов демографического, экономического и социального характера. Некоторые из них были связаны с ускорением процессов старения населения в результате сокращения рождаемости на фоне увеличения средней продолжительности жизни. Другая группа факторов была связана со сдвигами на рынке труда: рост уровня безработицы, распространение неформальной и неполной занятости. В свою очередь это привело к тому, что стала уменьшаться численность того рабочего населения, чьи взносы составляли финансовую основу солидарной пенсионной системы. Увеличение численности пенсионеров и изменение конъюнктуры сферы занятости заметно ослабили устойчивость солидарной пенсионной системы. Казахстан с момента обретения независимости прошел сложный путь становления правовой базы, экономики, социума, во всех направлениях. Достижениями республики, во многом благодаря взвешенной политике Главы государства Н. Назарбаева, сегодня являются показатели жизни казахстанского общества. Проведенные за эти годы реформы позволили преодолеть неблагоприятные последствия переходного периода и создали базис перехода к масштабным социальным реформам, основная цель которых — повышение материального благосостояния населения. Совершенствование системы социального обеспечения в нашей стране было закреплено в «Концепции социальной защиты населения Республики Казахстан» (2001 год), где были определены пути развития следующих ее основных элементов: 1) государственные пособия; 2) обязательное социальное страхование; 3) накопительное пенсионное обеспечение; 4) социальная помощь. Следует отметить, что в 1998 году Казахстан первым среди стран СНГ осуществил внедрение накопительной пенсионной системы, основанной на принципах сбережения без солидарности между участниками. С января 2005 года в стране действует система обязательного социального страхования, которая обеспечивает дополнительную защиту работающих граждан при наступлении социальных рисков, в зависимости от размеров и продолжительности социальных отчислений. Тем самым социальное страхование стало одной из ступеней многоуровневой системы социальной защиты населения в Казахстане: Первый уровень — гарантированные Конституцией Республики Казахстан социальные выплаты, то есть выплаты всем гражданам на одинаковом уровне без учета персонального вклада гражданина в развитие общества (базовая пенсионная выплата, государственные пособия, единовременные выплаты на рождение ребенка). При этом размеры пособий зависят от величины прожиточного минимума и группы инвалидности и выплачиваются за счет средств госбюджета всем гражданам на одинаковом уровне вне зависимости от размера утраченного трудового дохода. Второй уровень — солидарные пенсии и социальные выплаты из АО «Государственный фонд социального страхования», то есть выплаты, которые осуществляются на принципах солидарности, когда отчисления производят все работающие, а получают только те, у которых наступает пенсионный возраст или соответствующий страховой случай. При этом сумма выплаты может быть больше, чем отчисленная сумма. Третий уровень — пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов, то есть выплаты, осуществляющиеся в зависимости от личного вклада человека (сколько накопил, столько получил). Четвертый уровень — социальные выплаты за счет добровольного страхования. Переход к новым стандартам социального обеспечения обусловил создание Государственного фонда социального страхования (фонд). Фонд является некоммерческой организацией в форме акционерного общества, единственным учредителем и участником которого является государство. Фонд производит аккумулирование социальных отчислений и выплаты участникам системы обязательного социального страхования, в отношении которых наступил случай социального риска. Основной целью деятельности фонда является внедрение системы обязательного социального страхования в Республике Казахстан, обеспечение сохранности и целевого использования социальных отчислений работающего населения. Участниками системы обязательного социального страхования являются физические лица, за которых производились социальные отчисления и которые имеют право на получение социальных выплат при наступлении социальных рисков. Таким образом, размер социальной выплаты при наступлении социальных рисков из фонда зависит от своевременного (ежемесячного) и в полном объеме перечисленных социальных отчислений плательщиками (работодателями или самостоятельно занятыми лицами). С первого января 2005 года из фонда осуществляются социальные выплаты по: — утрате трудоспособности; — потере кормильца; — потере работы. С первого января 2008 года в целях реализации Послания Главы государства 2007 года народу «Новый Казахстан в новом мире» в поддержку материнства и детства обязательное социальное страхование дополнено двумя видами социальных рисков для работающих женщин по: — потере дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка; — потере дохода в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста одного года; — а также в связи с усыновлением и удочерением новорожденного ребенка (детей). Если говорить о социальных выплатах из фонда, то наблюдается динамика их роста за 2005—2008 годы. В 2008 году социальные выплаты осуществлены 321 531 получателям на сумму 29,5 миллиарда тенге. Глобальный финансово-экономический кризис создали предпосылки для пересмотра всех ранее принятых программ для сокращения государственных расходов. Однако все мы помним установку Главы государства: «Экономить можно на всем, кроме социальных программ». Поэтому понятно, что в таких ситуациях Государственный фонд социального страхования должен активизировать свою деятельность. Деятельность фонда в условиях кризиса заметно расширилась. Так, в целях поддержки населения, потерявшего работу во время кризиса в рамках очередного послания Президента Республики Казахстан народу 2009 года «Через кризис к обновлению и развитию» увеличена продолжительность социальных выплат по потере работы из ГФСС с первого января 2009 года по 31 декабря 2010 года. Таким образом, если раньше участник системы обязательного социального страхования, имеющий стаж работы свыше 36 месяцев получал социальную выплату на четыре месяца, то с первого января 2009 года получает шесть месяцев. При этом получателям уже назначенных социальных выплат из фонда, которые зарегистрировались в качестве безработного в местном уполномоченном органе по вопросам занятости с первого января 2009 года перерасчет социальных выплат по потере работы будет осуществлен в автоматическом режиме, без дополнительного обращения в Государственный центр по выплате пенсий по месту жительства. За январь-апрель 2009 года социальные выплаты из фонда осуществлены в сумме 14 миллиардов тенге, из них 136 миллионов тенге составили социальные выплаты по потере работы. В заключение хочу отметить, что система социальной защиты граждан Казахстана сегодня занимает достойное место в социальной политике и не уступает подобным системам других стран. В чем-то даже превосходит. Наряду с текущей деятельностью по социальным направлениям сегодня фонд занимается и научными изысканиями по изучению и разработке новых более рациональных методик по вопросам обязательного социального страхования. Фонд за короткий промежуток времени со дня образования получил признание ведущих социальных институтов стран Содружества Независимых Государств и является членом Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов, в рамках которого оговорено совместное совершенствование научно-правовой базы системы обязательного социального страхования (НИИ труда и социального страхования, г. Москва). За период своего пятилетнего существования фонд успел реализовать ряд поставленных перед ним задач. Коллектив фонда с оптимизмом смотрит в будущее и намерен дальше совершенствовать формы и методы социальной работы в системе социального обеспечения Республики Казахстан. Для социально ориентированной экономики характерны сильные позиции государства в регулировании воспроизводственных процессов и решении социальных проблем. Социальное страхование становится универсальным механизмом социальной защиты экономически активного населения и является органичной составной частью многоуровневой системы социального обеспечения Республики Казахстан.
президент АО «Государственный фонд социального страхования»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |