|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz)
02.06.2009 Первым делом — самолеты
Не секрет, что от уровня развития транспортной отрасли напрямую зависит продвижение многих других сегментов экономики страны. Сегодня транспортная сфера, занимаясь перевозкой грузов и людей, в первую очередь обеспечивает свободное перемещение товаров и услуг, что в условиях либерального рынка является краеугольным камнем успешного будущего. Таков лейтмотив «правительственного часа» с министром транспорта и коммуникаций Абельгази Кусаиновым, прошедшего в Мажилисе Парламента под председательством вице-спикера палаты Жанибека Карибжанова. Предваряя дебаты, глава Минтранскома рассказал о состоянии дел в отрасли. Развитие транспортно-коммуникационного комплекса страны идет в соответствии с Транспортной стратегией до 2015 года, утвержденной указом Президента в 2006 году. По словам А. Кусаинова, за последние годы улучшено техническое состояние автомобильных дорог, внедряются современные материалы и технологии, ведется строительство новых и электрификация существующих железных дорог, проведена реконструкция пяти ключевых аэропортов: в Астане, Алматы, Актобе, Атырау и Актау. — Все эти факты способствовали тому, что вплоть до конца прошлого года наблюдался стабильный рост основных показателей отрасли, — сказал министр. Однако влияние мирового финансового кризиса также не обошло транспортную сферу стороной. В нынешних экономических условиях перевозки грузов всеми видами транспорта снижаются вслед за снижением объемов производства и экспорта грузов крупнейших промышленных предприятий. Перевозки пассажиров, напротив, растут. Это, помимо прочего, свидетельствует о социальной направленности реализуемой тарифной политики на транспорте. При этом, считает А. Кусаинов, потенциал отрасли гораздо выше. — С 2009 по 2012 год и далее, в посткризисный период, отрасль может стать одним из локомотивов роста нашей экономики, — сказал он. Депутаты палаты большую часть времени «правительственного часа» посвятили авиации, в которой при наличии конкретных программ перехода на современные международные стандарты, наблюдается немало проблем. Одну из них обозначил мажилисмен Александр Милютин. По его информации, подтвержденной Минтранскомом, сегодня в стране большую часть авиапарка составляют морально и технически устаревшие самолеты советского производства, которые интенсивно эксплуатируются, несмотря на выработку летного ресурса. Износ большинства бортов — 72 процента. Негативные последствия подобной ситуации не заставили себя ждать: шести казахстанским авиакомпаниям запрещено летать в Европу, поскольку они не соответствуют ни качеству, ни безопасности полетов. Остается непростой ситуация и на внутренних авиалиниях. Глава Минтранскома согласился с депутатом. — Я должен сказать, что сегодня это самое проблемное направление в нашей деятельности. Оно усугубляется еще и тем, что идет жесточайшая конкуренция за рынок пассажиров, — отметил А. Кусаинов. Несмотря на то что в Казахстане есть современные «боинги» и «эйрбасы», внутренние полеты осуществляются все-таки на старой советской технике. Ситуацию, по мнению министра, нужно менять на законодательном уровне. Соответствующий документ уже на стадии внесения в Парламент, и, как отметил глава Минтранскома, он будет способствовать упорядочиванию системы гражданской авиации, переходу на международные стандарты. Пока же Казахстан нуждается в замене 47 лайнеров на 12 современных самолетов. А. Кусаинов сообщил также хорошую новость: недавно принято решение о предоставлении казахстанскими авиакомпаниями ветеранам и инвалидам ВОВ бесплатных перелетов в течение всего года, а не только в мае, как это практиковалось ранее. Сопровождающие ветеранов также будут иметь возможность на круглогодичную пятидесятипроцентную скидку. Депутаты поблагодарили министра за достигнутое решение. Вместе с тем отмечено, что стоимость авиабилетов в целом снижаться не будет. — Если снизить цены на авиабилеты на фоне снижающихся показателей заполняемости самолетов, авиакомпании могут просто обанкротиться, — сказал министр. Много говорилось и о недостатках сервиса в небе, на железной дороге и на автобусном транспорте. С этим согласен министр. К примеру, задержка авиарейсов в сегменте недостатков сервиса составляет 53 процента. Депутат Валерий Котович также говорил о дефиците билетов на железнодорожном транспорте, о старых вагонах и отсутствии в них элементарных бытовых условий. По словам министра, главная причина этих проблем состоит в нехватке пассажирских вагонов. И проблема уже решается: начиная с текущего года Минтранском вводит дополнительные мощности для выпуска подвижного состава. И это большое достижение... В ходе «правительственного часа» А. Кусаинов озвучил еще одну важную новость: с 15 июля Казахстан вводит экологический стандарт «Евро-2». Министр подчеркнул, что он не коснется автомобилей, ввезенных в республику до этой даты. Такие машины будут работать до полного физического износа. В заключение А. Кусаинов еще раз подчеркнул: реализация планов по развитию транспортной стратегии даст мультипликативный эффект другим секторам экономики, индустриальному, региональному, социальному и инновационному развитию страны.
Лаура ТУСУПБЕКОВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |