|
|
|
Источник: Сайт Атырауской еженедельной газеты «Ак Жайык» (azh.kz)
03.06.2009 Мечта подешевела. Это плюс
Рынок продаж строительных материалов является одним из чутких барометров экономики Казахстана - наряду с банковской и нефтяной сферой. Судя по последним наблюдениям, кризис хоть и не миновал, но оживление там всё же чувствуется. Конец весны и начало лета - время разгара строительных работ и активного закупа стройматериалов. Начиная с середины прошлого года стройиндустрия впала в ступор, стройки одна за другой останавливались, строительные компании разорялись вследствие невыдачи коммерческими банками кредитов на пополнение оборотных средств... В этой ситуации выжили наиболее сильные. А какова ситуация сейчас? Повлияли ли действия властей по оживлению финансового сектора на строительный рынок? Говорит директор одного из магазинов сети «Мастер Дом» Владимир ШПИЛЕНКО: «2007 год можно характеризовать как период строительного бума, но где-то с середины 2008-го наблюдается заметный спад на рынке продаж строительных материалов, нами он оценивается в 20% от общего объёма реализации. В нынешнем году, скорее всего, наступит стабилизация - ни резких спадов, ни ощутимого повышения мы не ожидаем. Это уже хорошо. И наблюдаемое в последний месяц оживление покупательского спроса подкрепляет такого рода ожидания. Может быть, это связано с некоторой активностью в банковском секторе. Появятся кредиты, ипотека, люди вновь начнут покупать квартиры, делать ремонт, пойдёт и торговля». Цены на стройматериалы колеблются в зависимости от спроса. Атырауский покупатель предпочитает российский цемент (вольский и новотроицкий), цена за мешок (50 кг) доходила до 2,5 тысячи тенге, а теперь упала до 1100. Шымкентский и семейский цемент стоит 900-1000 тенге за мешок. Г-н Шпиленко говорит, что в связи с девальвацией тенге в феврале т. г. “Мастер Дом” сократил импорт стройматериалов, закупавшихся за доллары и евро, переключившись на российских производителей. На сегодня россияне вполне удовлетворяют ритейлеров по номенклатуре и качеству выпускаемой продукции. По его словам, цены на ходовые виды отделочных материалов (линолеум, обои, кафель, стеновые панели) в основном остаются на прежнем уровне. Рост цен может спровоцировать только сильное повышение покупательского спроса, которое вряд ли состоится. Примерно такую мысль высказал и коммерческий директор Торгового дома «Ак Орда» Даурен РИЗУАНОВ. По его информации, по сравнению с 2008 г. цены на сухие смеси, ротбонд упали на 20%, не изменились цены на железные двери. В целом продажи, по его оценкам, снизились примерно на 40%. «Приведу пример. В прежние годы 1 вагон цемента, это 64 тонны, уходил за полмесяца, в 2009 году этот объём продаётся едва ли за два месяца. Некоторые производители стройматериалов даже не требуют 50% предоплаты, как раньше, а просят забрать продукцию под реализацию. Их склады затоварены, нет спроса. Сейчас по такой схеме работаем с казахстанскими производителями», - поясняет г-н Ризуанов. Таким образом, ситуация на рынке стройматериалов пока складываются в пользу покупателя. Замёрзший на время, он понемногу оживает. И если в наличии имеется свободная деньга, то осуществление мечты построить собственный дом или отремонтировать захиревшее жильё обойдётся дешевле, чем в докризисный период.
Тимур КАЗИЕВ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |