|
|
|
08.06.2009 Социальная доминанта
На уходящей неделе Мажилис на пленарном заседании одобрил отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за прошлый год. Важность этих документов неоспорима, так как при их рассмотрении мы подводим итоги реализации главного финансового документа страны. Реализация Закона «О республиканском бюджете на 2008 год» проходила в очень сложных условиях, связанных с влиянием на отечественную экономику негативных мировых процессов. Многие некогда сильные государства не смогли справиться с последствиями глобального финансового кризиса и оказались на грани рецессии. Казахстан, благодаря взвешенной и продуманной политике Главы государства, сумел удержать свою экономику на плаву и сохранить стабильность. Многое зависело от того, насколько будет мобильным Правительство и как оперативно и эффективно оно отреагирует на планетарные изменения. Нужно отметить, что Кабмин принял системные меры, способствующие сохранению устойчивости развития экономики. В связи с этим утвержденный республиканский бюджет уточнялся дважды. Первое уточнение производилось с учетом итогов социально-экономического развития страны за первый квартал 2008 года, изменений на мировых финансовых и товарных рынках, а также в связи с необходимостью реализации поручений Главы государства, данных в Послании народу Казахстана. Второе уточнение состоялось в октябре с учетом нестабильности на мировом финансовом рынке и необходимости увеличения параметров бюджета за счет привлечения целевого трансферта из Национального фонда, а также оптимизации расходов. В результате доходная часть республиканского бюджета была увеличена на 607,5 миллиарда тенге и составила три триллиона 329,7 миллиарда тенге, а расходная часть сократилась на 52 миллиарда до двух триллионов 716 миллиардов тенге. Хочу подчеркнуть, что одним из главных достоинств этого бюджета стала социальная составляющая Послания Главы государства, на реализацию которой предусмотрены значительные бюджетные средства и которые полностью израсходованы Правительством в течение года. В соответствии с поставленными общенациональным лидером задачами обеспечено повышение пенсионных выплат, увеличены с 15- до 25-кратного месячного расчетного показателя ограничение на доход для исчисления пенсионных выплат, размер пенсионных выплат с опережением уровня инфляции на девять процентов, осуществлено поэтапное увеличение размера базовой пенсионной выплаты, государственные социальные пособия стали исчисляться от величины прожиточного минимума, увеличен прожиточный минимум до 12 025 тенге и государственные социальные пособия на 12,8 процента. С начала 2008 года в два раза выросло пособие на рождение ребенка и в 1,6 раза — ежемесячные пособия по уходу за ребенком. В реализацию социальных обязательств в отчетном году предоставлена адресная социальная помощь 244,1 тысячи человек. На реализацию Государственной программы развития образования на 2005— 2010 годы израсходованы 193,6 миллиарда тенге. Обеспечено функционирование 3 763 дошкольных организаций с охватом 35,6 процента детей в возрасте от одного до шести лет, а также 7 735 общеобразовательных школ, в которых обучение велось на шести родных языках, с общим контингентом более двух миллионов 532,6 тысячи учащихся. Так, за последние три года сеть таких школ увеличена на 37 единиц. Всего на решение социальных проблем направлены 875,8 миллиарда тенге. И это немалые деньги, которые выделялись в непростое время! Оценивая исполнение расходной части бюджета, следует отметить позитивный рост в освоении средств администраторами программ. В течение года этот показатель составил свыше 90 и 100 процентов, что позволило реализовать поставленные цели и задачи. Затраты госказны в совокупности достигли двух триллионов 703 миллиардов 567 тысяч 138 тенге, или 99,5 процента от скорректированного бюджета. Сумма неосвоенных затрат составила 12,5 миллиарда. Однако проблема полного освоения бюджетных средств до конца не решена. Если рассматривать вопрос в динамике за 2006—2008 годы, то получается, что наибольший процент неосвоенных денег наблюдается у одних и тех же администраторов бюджетных программ. При обсуждении отчетов многие депутаты поднимали вопрос, связанный с ростом дебиторской задолженности. Согласно данным Счетного комитета, в 2008 году по сравнению с 2007-м она имеет тенденцию к снижению в 4,7 раза и составляет 1,9 миллиарда тенге. Одной из важных составляющих исполнения республиканского бюджета является предупреждение финансовых нарушений, осуществление постоянного контроля за эффективным и целевым освоением выделяемых субвенций. Здесь особую роль играет деятельность служб внутреннего контроля. В прошлом году центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю проведены 830 проверок, по результатам которых выявлены нарушения на 64,2 миллиарда тенге, из них по необоснованному использованию бюджетных средств — 51,1 миллиарда, неэффективному — 11,1 миллиарда, нецелевому — 349,5 миллиона тенге. Также у многих администраторов программ установлены нарушения процедур государственных закупок. Всего по итогам внутреннего контроля восстановлены и возмещены в бюджет 1,2 миллиарда тенге. При этом количество проверок, несмотря на увеличение сумм по выявленным нарушениям, по сравнению с 2007 годом сократилось на 223. Также следует особо выделить большую работу, которую проводит Счетный комитет по обеспечению своевременного контроля за эффективным использованием бюджетных средств, выявлению и предупреждению нарушений финансовой дисциплины. По итогам рассмотрения отчетов все постоянные комитеты Мажилиса дали положительные заключения. В то же время предъявлен ряд замечаний, которые Правительству и Счетному необходимо учесть на будущее. В частности, в отчетах отсутствовал анализ исполнения бюджета пилотными министерствами с учетом принципов бюджета, ориентированного на результат. Необходимо принять конкретные меры по совершенствованию управления финансовыми ресурсами государства и укреплению финансовой дисциплины. Следует вплотную заняться решением проблем с дебиторской задолженностью и нецелевым использованием средств казны. Наконец, требуется усиление ответственности администраторов программ за результаты исполнения бюджета.
Токтарбай КАДАМБАЕВ, депутат Мажилиса Парламента РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |