|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz)
08.06.2009 Одеяла продает мыловаренный завод
Ряд серьезных недоработок выявлен в ходе общественного мониторинга процесса государственных закупок. О том, почему проводимые в Казахстане тендерные процедуры продолжают вызывать нарекания, говорили вчера на совещании в центральном офисе НДП «Нур Отан». На сей раз его участники обсуждали нюансы проведения тендеров группой компаний АО «ФНБ «Самрук-Казына». Деятельность компаний ФНБ «Самрук-Казына» по проведению тендеров может стать объектом для проверки правоохранительных органов. Об этом с места в карьер заявил официальный представитель партии «Нур Отан» в Правительстве Владимир Дворецкий. Прежде всего это касается сегмента увеличения казахстанского содержания в тендерных процедурах. По словам В. Дворецкого, методика оценки определения казахстанского содержания утверждена. И тем не менее при подведении итогов она нередко оказывается спорной. — В ряде случаев создается видимость конкуренции, которой фактически нет. Например, мы приходим на тендер, разыгрываются 15 лотов, принимают участие три компании. Внешне якобы есть конкуренция, но лоты разбиты на три части, и в каждой части участвует всего одна компания. Никакой конкуренции нет, следовательно, тендер признается несостоявшимся, идет закуп из одного источника, — отметил В. Дворецкий. По его мнению, имеют место ситуации, когда потенциальному поставщику предъявляют требование, которое может удовлетворить одна-единственная, причем наперед известная компания. — Конкуренция подавляется, искусственно создается монополия, и вполне возможно, что в ряде таких случаев может наличествовать тема для правоохранительных органов, — считает представитель «Нур Отана». По информации В. Дворецкого, группой фонда «Самрук-Казына» только по Астане и Алматы с участием партии проведены 422 тендера по закупкам товаров, работ и услуг на общую сумму 261 миллиард 83 миллиона тенге. Из них ряд тендеров не состоялся... Выступающие отмечали необходимость введения контроля за процедурами государственных закупок со стороны гражданского общества. Так, председатель Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП «Нур Отан» сенатор Оралбай Абдыкаримов считает, что заседания тендерных комиссий обязательно должны посещать журналисты. — Эта мера позволит сделать государственные закупки действительно прозрачными, иначе число наших госслужащих, руководителей национальных холдингов, организаторов госзакупок, привлеченных к уголовной ответственности, будет постоянно расти, — отметил О. Абдыкаримов. Он также подтвердил ранее озвученную информацию о том, что сегодня около 30 процентов от общего количества тендеров признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок потенциальных поставщиков товаров и услуг, отклонения заявок по несоответствию квалификационным требованиям и отсутствия конкурентной среды. При этом, по словам О. Абдыкаримова, зачастую очевидно, что бюрократические «придирки» создаются специально. Также сенатор считает, что национальные компании, получившие право не проводить конкурсы, уже начинают нарушать принципы открытого и справедливого процесса закупок, что вызывает критику со стороны предпринимательского сообщества. Конкретно о проблемных вопросах проведения тендеров компаниями ФНБ «Самрук-Казына» рассказала первый заместитель председателя НЭП РК «Союз «Атамекен» Екатерина Никитинская. По данным, представленным ею, при участии в конкурсах по государственным закупкам по-прежнему возникают проблемы в отношении подтверждения статуса отечественных товаропроизводителей и отечественных поставщиков услуг. Законодательство о государственных закупках не содержит норм, регулирующих данный вопрос. — Это пробелы в законодательстве, которые на практике приводят к тому, что организаторы конкурсов не признают статус отечественного производителя, и, соответственно, победителем становится поставщик продукции зарубежного производства, — сказала она. Также, отметила Е. Никитинская, в процедурах сформировалась устойчивая тенденция подмены отечественных товаропроизводителей торгово-посредническими фирмами, которые неизвестно каким образом получают справки о том, что являются производителями. Она привела целый ряд примеров, когда отечественные товаропроизводители проигрывали тендеры или даже не допускались к ним под разными предлогами. Есть и курьезные факты, когда, например, тендер по одеялам и пледам в АО «Пассажирские перевозки» выиграло ТОО «Семипалатинский мыловаренный завод», а единственные производители этой продукции — АО «Каргалы» и ТОО «Ак-Бура-НС» остались не у дел... Подводя итоги, участники совещания отметили, что главными критериями проведения государственных закупок должны являться местное содержание и экономия государственных средств. Это соответствует политике, проводимой Главой государства, и антикризисной программе. Соответственно, если реалии идут в разрез с такой политикой, это нужно рассматривать по меньшей мере как вредительство...
Лаура ТУСУПБЕКОВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |