|
|
|
09.06.2009 Единство слова и дела
Выступая на внеочередном XII съезде НДП «Hyp Отан», Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил: «Диверсификация экономики так и не стала реальным приоритетом всех органов власти и общенациональной идеей страны» и выделил три основные причины. Среди них — ненадлежащая опора на внутренние ресурсы, недоступность основных факторов производства для предпринимателей, неэффективная организация работы государственного аппарата. Следует отметить, что сегодня Казахстан имеет все основания для того, чтобы комплексно, продуманно и целенаправленно подойти к реализации задачи по переходу с первого января 2010 года к пятилетке форсированного индустриально-инновационного развития. Но для этого необходимо, чтобы каждое наше веское слово подкреплялось делами, на что и обратил внимание Президент в своем выступлении на съезде партии: «Правительство много говорило, но не доводило до конца работу...» В философском словаре читаем, что: «Единство слова и дела - общественный и моральный принцип, обобщенно выражающий общечеловеческую нравственную норму, моральное требование верности слову. Без определенной степени доверия невозможны совместная деятельность и человеческое общение. Поэтому в рамках всякой социальной общности от ее членов требуется подкрепление слова делом». И до сих пор актуальны слова древнекитайского мыслителя и философа Конфуция: «Слушаю слова людей и смотрю на их действия», выражающего необходимость соблюдения единства слова и дела. Всегда ли обеспечивается эта непреложная аксиома на практике? К сожалению, нет. Чтобы не быть голословным, приведу ряд примеров. Очень деликатный и болезненный для многих из нас вопрос - развитие государственного языка в стране. В сентябре 1989 года был принят первый закон о языках, в 1997 году - уже второй Закон «О языках в Республике в Казахстан». На мой взгляд, оба закона неплохие, но многие эксперты называют их нефункциональными и декларативными из-за неисполнения ряда норм. Когда принимался закон о языках 1989 года, не учитывалась специфика нашей республики. При его принятии говорили, что через пять-семь лет делопроизводство будет переведено на казахский язык. Так писали во всех СМИ, хотя на самом деле никаких предпосылок к тому не было. Не было в достаточном количестве учебников казахского языка, хороших педагогов. Причем вместо того чтобы вести обучение казахскому языку с уровня детского сада и начальной школы, знание казахского языка стали требовать со студентов вузов, государственных служащих. Было много шума и помпезных мероприятий, деньги уходили и уходят по-прежнему не туда, куда следовало бы. Что в конечном итоге работает на подрыв казахского языка. Ситуация после принятия второго закона о языках изменилась, но не настолько, чтобы бить в литавры. За годы независимости количество казахских школ увеличилось в 1,4 раза, а контингент обучаемых на казахском языке возрос до 62 процентов от общего числа обучаемых в школах. Однако при таких темпах перехода на казахский язык обучения, когда испытываешь острый недостаток в школьных помещениях, учителях и учебниках, выполнение закона может затянуться еще на многие годы. До настоящего времени на государственную службу в большинстве своем приходят юноши и девушки, слабо или недостаточно владеющие казахским языком, а детсадов с казахским языком обучения, особенно в областных центрах, Алматы и Астане, крайне недостаточно. Несколько лет назад (2003-2005 годы) со страниц СМИ не сходили с повестки дня вопросы индустриально-инновационного развития и импортозамещения, ни дня не обходилось без телевизионного материала (репортажа, интервью), газетной статьи. Совсем заболтали эти темы, не подкрепив их реальными делами. Образовался колоссальный разрыв между риторикой членов Правительства и их практическими действиями. Прошло некоторое время, и мы вновь заговорили об этом - об увеличении доли казахстанского содержания в товарах и услугах, индустриально-технологическом развитии страны. В одном из программных документов предусматривалось с 2008 года перейти на двенадцатилетнее общее среднее образование, создать сеть межрегиональных профессиональных центров. И опять-таки идеология целей доминировала над ресурсами и наши благие намерения так и остались пока на бумаге. Миллиарды тенге, направленные государством для кредитования студентов, не имеющих возможности оплачивать обучение, остаются невостребованными. Новая льготная программа кредитований студентов действует уже около двух месяцев, но заметных результатов, увы, не дает. Предусматривалось выделить порядка 40 тысяч студенческих кредитов, однако их получили не более 500 человек. Из 15 миллиардов тенге, выделенных на эти цели, освоено около 30 миллионов. И таких примеров немало. Почему это происходит? Прежде всего потому, что у многих должностных лиц, готовивших вышеназванные стратегические документы, не всегда доставало высокого профессионализма, чувства личной ответственности за совершаемые творческие деяния, вследствие чего они нередко выдавали желаемое за действительное. Порой им не хватало перспективного мышления и продуманности, аргументированности и выверенных расчетов прогнозных данных, научной обоснованности программ, правильной расстановки кадров, четкой организации исполнения, контроля и определения персональной ответственности каждого, кто причастен к реализации этих планов. А ведь именно от высококачественного выполнения вышеперечисленных составляющих и зависит превращение слова с доведенной до сведения людей программы деятельности (решения, планы, обязательства) в реальность. Немаловажно и то, что государственные служащие и должностные лица, наделенные полномочиями принимать решения, нередко при рассмотрении архиважных вопросов предпочтение отдают сиюминутной личной выгоде. Недавно один из депутатов Мажилиса Парламента в беседе со мной заявил: «Главная беда нашего государства в том, что за последние двадцать лет на ключевые должности государственного управления пришло немало «младотюрков» и «реформаторов», у которых на уме не интересы родного и вскормившего его Отечества, а свои кровные интересы». Конечно, можно с этим утверждением и поспорить, но оно в немалой степени справедливо, о чем свидетельствуют последние скандалы текущего года с топ-менеджерами ряда компаний и ведомств. Если проследить всю цепочку от задумки до реального воплощения в действительность программ, то на каждом отдельно взятом отрезке могут быть сбои, которые в конечном счете и приводят к срыву их выполнения. Чтобы обеспечить слитность мыслей, слов и последующих поступков, целесообразно приоритетное внимание уделить процессу разработки программы. Она должна быть, образно говоря, обсчитана и обглодана с учетом всех объективных и субъективных факторов, опираться на мнение большинства членов казахстанского общества и опыт других зарубежных стран. Например, сильным признаком американской деловитости является единство слова и дела. Американский менеджер верен и предан взятым обязательствам, своему слову, букве подписанного контракта. Выполнить устное или зафиксированное слово - это своего рода «деловой азарт», в котором сконцентрированы честь, престиж, совесть и профессионализм руководителя. Слово, которое дано, - это своего рода начало и продолжение дела, а не слово о деле, которое не будет сделано. По правилам этики бизнеса, невыполненное обещание, нарушенное слово влекут за собой худшее из наказаний - подрыв доверия к менеджеру, отнесение к разряду «болтунов». Слово по-американски - это не средство откладывания чего-либо «на потом», не сиюминутное средство успокоения или «управленческой терапии», что чрезвычайно распространено в современном Казахстане, а средство практического решения или ускорения дела. Единство слова и дела исторически возвысили американского руководителя и создали ему репутацию делового человека. Верность данному слову позволяет в целом ряде случаев обходиться без излишних и неэкономичных средств «болтливого управления» - подтверждающих, заверяющих, обещающих, удостоверяющих, разрешающих, дозволяющих и прочих «щих-бумаг», которые всегда обюрокрачивают процесс управления. К проявлению американской деловитости следует также отнести краткость и ясность слова. В данной стороне деловитости реализуется правило экономии языковых средств. Многословность - это один из врагов организации и управления. Как правило, тот, кто много говорит, не может многого сделать, поскольку его захлестывает привычка к «словоизвержению». И наоборот, кто привык много делать, не может много говорить. К организации любого дела американский менеджер подходит довольно тщательно, учитывая по возможности все стороны, которые определяют успех/неуспех этого дела. Здесь для него не бывает мелочей, ему не свойственна работа «навалом», «нахрапом», «натиском». Эффективность любой организационной системы или организации определяется, в первую очередь, ее отработанностью с различных позиций - правовой, кадровой, материальной, финансовой, временной, внешних условий и так далее. Признаками непрофессионализма менеджера считаются неумение определять ресурсоемкость целей, задач, или, говоря по-иному, «целевой романтизм», когда выбирается такой объем целей, который становится нереальным из-за отсутствия требуемых материальных, финансовых, кадровых и временных ресурсов. Именно в данном отношении имеется значительное различие между «управлением по-американски» и «управлением по-казахстански». В нашем понимании: хочется за короткий промежуток времени достигнуть многого, «догнать и перегнать» конкурента. Но ресурсы - это своего рода ограничители или лимитаторы любой цели и задачи. Чтобы выполнять реальные цели, нужно считаться с имеющимися ресурсами. К сожалению, это не всегда берут в расчет, и нередко происходят невообразимые вещи. Более того, иногда руководители идут на всякие хитрости и уловки. По телевидению 23 апреля 2009 года видел, как руководитель строительной компании по своей личной инициативе обещал Главе государства на совещании по городу Астане завершить строительство торгово-развлекательного комплекса «Хан шатыр» к девятому сентября 2009 года. Прошел буквально месяц, и тот же руководитель обещает уже Премьер-Министру завершить объект в декабре 2009 года. Какому же слову руководителя компании верить? Что изменилось за месяц, если срок сдачи объекта практически удлинился на три месяца? Таких примеров, когда наши должностные лица, призванные по долгу службы оказывать услуги населению качественно и в обусловленные сроки, не выполняют своих обещаний, много. Тысячи и тысячи казахстанцев, подписавших контракты с руководителями строительных фирм по ипотечному жилью, оказались, образно говоря, у «разбитого корыта». Нанесен непоправимый материальный и моральный урон не только «дольщикам», но и власти, продекларировавшей об ускоренном обеспечении населения доступным жильем. Одним словом, нам можно многое из вышеприведенного американского менеджмента взять на свое вооружение. Есть опыт по этим вопросам и в других странах. Но ни в коем случае нельзя слепо переносить даже самый передовой опыт этих государств на нашу действительность. На это еще раз обратил внимание Глава государства, подчеркнув, что банковский сектор Казахстана «...не прошел проверку свободным рынком, став «проводником» внешних шоков...» Следует учитывать все обстоятельства - экономическую и политическую ситуацию, наличие людских, материальных и природных ресурсов, подготовленность и убежденность руководителей, рядовых исполнителей в осуществлении намеченного и другое. При разработке любого плана или программы этому должна предшествовать скрупулезная и тщательная работа по изучению ситуации в регионах, в целом по стране. Нельзя отдавать на откуп нескольких лиц, пусть даже самых высокопрофессиональных чиновников и специалистов, вопросы стратегического развития страны или отрасли. Важно учитывать все мнения, в том числе и негативного (реакционного) характера, и только на основе всего этого готовить соответствующие планы и программы. Ведь единство не всегда означает полное единообразие. Не должны стоять в стороне от этого важного дела и научно-исследовательские учреждения, которые призваны подпитывать государственные органы и органы, отвечающие за развитие страны, необходимой информацией и прогнозными данными. К сожалению, многие из них оказались не готовыми к работе в условиях кризиса, о чем с некоторой иронией отметил Н. Назарбаев в своем выступлении на внеочередном съезде НДП «Hyp Отан». Государственным органам при принятии решений по жизненно важным вопросам не стоит отгораживаться от населения и СМИ непреодолимой стеной. Надо взять на вооружение опыт России, где в некоторых регионах транслируют еженедельные заседания властей. Например, в любой точке планеты можно увидеть, как принимаются важные для Санкт-Петербурга решения, зайдя на административный сайт. Генплан города, правила землепользования и застройки, закон о градостроительных регламентах и охранных зонах принимались при непосредственном участии жителей. Открытость власти здесь категория не абстрактная, а конкретная, что крайне важно для инвестиций. Вторая, не менее важная задача - доведение до исполнителей основных направлений программного документа и организация работы по его реализации, что является необходимым условием превращения слова в дело. Одна из основных задач - определить конкретного исполнителя в реализации той или иной задачи и цели программы как во временном отрезке, так и в профессиональном плане. Должна быть живая заинтересованность членов общества (отрасли, коллектива), умение руководителей опереться на них в ходе реализации программы. Следует чаще встречаться и разговаривать с людьми, что будет способствовать укреплению в них чувства сопричастности общему делу. Поэтому дальнейшее укрепление единства слова и дела предполагает совершенствование не только идейно-воспитательной работы, но и, прежде всего, дальнейшего совершенствования механизма управления. На это особое внимание акцентировал Глава государства: «...нам придется усовершенствовать систему государственного управления, пересмотреть кадровую политику в центре и на местах. Подготовка кадров для новой экономики - наша важнейшая задача…» И последнее. Контроль и проверка исполнения - это те виды профессиональных услуг, посредством которых обеспечивается единство слова и дела. В последнее время (по времени совпало с мировым кризисом) Администрацией Президента стало больше внимания уделяться этому вопросу. Члены Правительства, сотрудники государственных органов стали чаще выезжать с инспекторскими проверками по «дорожной карте», другим стратегическим программам в регионы, чтобы воочию посмотреть, как на местах идет фактическая реализация планов. Это позволяет выверить практические шаги с реальной действительностью и при необходимости внести соответствующие коррективы в них, не допустить в дальнейшем ошибок и обеспечить качественное исполнение намеченных мер. Конечно, проверка с выездом на место - это эффективная форма контроля. В то же время из центра невозможно все поручения проверить таким образом. На практике больше доверяешься информациям, справкам, присылаемым из регионов и ведомств. Как подсказывает мой многолетний опыт, как правило, в них оценка деятельности местных органов и ведомств несколько завышена, больше несет информационный характер, без должного анализа и конкретных предложений по улучшению (совершенствованию) этой работы. Приходится уповать на честность и добросовестность чиновников, готовящих и подписывающих эти информации и справки. К сожалению, не всегда они бывают объективными, допускается приукрашивание реального положения дела. Бывают порой и откровенные приписки, фальсификации - в СМИ нередко приводят такие факты, когда деньги потрачены, акт о приемке объекта подписан, а на самом объекте - масса недоделок и упущений. Например, недавно читал в газете, что водопроводная сеть в одном из аулов по программе «Питьевая вода» по отчетам уже сдана в эксплуатацию, а воды питьевой в ней как не было, так и нет. И жители этого аула вынуждены, как и раньше, пить воду из водоема и арыка. Руководители, идущие на такой обман, подрывают авторитет власти не только на местах, но и в центре, саботируют и тормозят дело, дальнейшее его продвижение. Еще раз подчеркиваю: подрывают авторитет и имидж государства. Ключ для решения этой проблемы опять-таки один - подбор и расстановка кадров по профессиональным и деловым качествам, когда во главу угла ставят интересы нашего родного Отечества. Каждый из нас, государственных служащих и лиц, наделенных властью и принимающих важнейшие решения, должен уяснить для себя простую истину, которую можно выразить словами персидского поэта Абулькасима Фирдоуси: «Если дело достойно завершено, вознесет и прославит тебя оно».
Мухтар БАЙШАК, госслужащий
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (https://www.kazpravda.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |