|
|
|
10.06.2009 Кризис: тачку на прокачку или на базар? 10 июня 2009Жить возле рынка - сплошное «удовольствие»: перейти дорогу в час пик - утром или вечером - практически невозможно. Транспорт идет сплошным потоком. Крутые, тюнингованные по последнему слову иномарки. Именно в Шымкенте появляются в первую очередь новомодные автомобили известных брендов. Насколько это правило претерпело корректировки в период кризиса? Упала ли покупательская способность южноказахстанцев? И как поживают в таких непростых условиях многочисленные автосалоны? Вот несколько вопросов, ответы на которые могут охарактеризовать ситуацию на авторынке юга в целом. Если судить только по заманчивому предложению, когда за покупку дорогой иномарки предлагают в подарок один миллион тенге, автомобильный бизнес пришел в упадок. К такому же выводу можно прийти, побывав на любом авторынке или просмотрев объявления в «Шара-баре». По сравнению с прошлым годом цены на подержанные авто снизились чуть ли не вполовину и продолжают падать. «Динамика снижения покупательского спроса, продаж очевидна. Если сравнивать, то сегодня количество проданных машин гораздо меньше, чем за тот же период прошлого года. Хотя, конечно, есть покупатели, которые, невзирая на кризис, предпочитают приобретать солидные машины. Но все же большим спросом пользуются машины среднего класса. В нашем салоне минимальная стоимость иномарки - 830 тысяч тенге, максимальная популярной «Нексии» - 1 млн. 530 тыс. тенге. Клиенты есть и на ту, и другую, но уже не в тех количествах», - рассказывает директор ТОО «Шериф Авто» С. Раматов. Его мнение разделяют коллеги из автосалона «Автовек» - клиентов, действительно, стало меньше. Так как объемы купли- продажи резко упали, многие автовладельцы с удовольствием идут на бартер. Машины разного класса обмениваются с доплатой. Торг уместен, и о сумме доплаты обе стороны договариваются сами. Естественно, что при обмене учитывается год выпуска, техсостояние и рыночная цена обоих автомобилей. Доплата - от двух до четырех тысяч долларов. По мнению специалистов, главная причина снижения спроса и, соответственно, цены автомобилей заключается в перенасыщении рынка. И впрямь, стоит проехать по салонам, которые находятся чаще всего на выезде из города, и увидишь: они напичканы иномарками. Но связывать себя автокредитами в условиях кризиса желающих все меньше. А вот тех, кто, продав машину, пытается расплатиться по счетам, чтобы не оказаться в долговой яме со всеми вытекающими последствиями, все больше. И выгоняют такие тачки в большинстве случаев на базар. В итоге цены на них бросовые. Но даже при таком раскладе желающих купить меньше, чем продать. Единственные, кто может выиграть в такой ситуации, - перекупщики. Но никто не даст гарантии, что стоимость иномарок начнет расти в ближайшее время, даже несмотря на то, что доллар вернулся к своей первоначальной стоимости в 150 тенге. Было время, когда приобретение автомобиля с большим пробегом являлось «непрестижным», да и просто ненужным - зачем, если намного легче взять кредит? До недавнего времени он действительно был более простым решением. Но мало кто знает, что совсем иначе обстоит дело на Западе. Практичные европейцы и американцы хорошо усвоили, что покупка авто с пробегом обеспечит их гораздо более престижной и лучше оснащенной машиной, чем за те же деньги новой, купленной в салоне. Известно, что решив продать купленный всего год назад автомобиль, владелец теряет до 30% первоначальной стоимости, а сумма, отданная за машину не новее трех лет, остается практически неизменной при дальнейшей перепродаже (естественно, при условии аккуратной эксплуатации). В западных странах существует даже определенная «престижная» категория автомобилей с пробегом. В основном это наиболее удачные модели известных марок, которые уже не выпускаются, или знаковые, ставшие классикой, как хорошее вино, ценящееся с возрастом все больше. Кризис спровоцировал бережное отношение авто-владельцев к своим машинам, делятся соображениями специалисты. Хозяева авто стали чаще в сравнении с аналогичным периодом 2008 года обращаться с заказами не только на ремонт кузова, но и его повреждений, будь то вмятина от столкновения, царапина на двери или же прогнившее крыло. А с тем, что восстановлению не подлежит или не продается даже по минимальной цене, автовладельцы расстаются частями. Авторынок переживает не лучшие времена, но пробки на наших дорогах становятся все длиннее, а это значит, что никто не спешит пересаживаться в общественный транспорт. Стоя на остановке, подсчитайте количество проехавших мимо джипов, и вы поймете: менталитет южанина не позволяет ему где-то за городом очень недорого покупать драндулет вместо кабриолета. И. Ставринаки
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |