|
|
|
11.06.2009 Пациентов будут защищать от врачей
Автор: Анастасия ПРИЛЕПСКАЯ, Татьяна ПАНЧЕНКО
Защищать больного от нерадивых докторов теперь будут общественные комитеты - новые органы при областных управлениях здравоохранения. Как пояснил на брифинге в Астане заместитель председателя Комитета минздрава по контролю в сфере медицинских услуг Жумагали Исмаилов, принимать жалобы пациентов будут представители госорганов, НПО, политических партий и СМИ. Независимые эксперты эту идею одобряют, но считают, что она должна быть реализована иначе, нежели планируется.
На первый взгляд идея выглядела прогрессивно: медиков будут проверять не-медики, то есть исключается мощный фактор корпоративной солидарности. Второй очевидный плюс — экономия времени. По словам Жумагали Исмаилова, комитеты задуманы, чтобы решать проблемы больного, недовольного лечением, в досудебном порядке. - По принципу «здесь и сейчас», — пояснил замглавы комитета Минздрава.
Добро пожаловаться!
Появление новых органов вызвало несколько вопросов. Во-первых, если речь идет о разборе претензий больного к медикам, сложно обойтись без изучения медицинской карты. А судя по предполагаемому составу комитетов, с диагнозом и лечением смогут ознакомиться и представители политических партий, и СМИ. Как же тогда быть с врачебной тайной? Но зампред Комитета по контролю в сфере медуслуг заверил, что конфиденциальность не пострадает, врачебная тайна не будет нарушена, поскольку общественному комитету читать истории болезни не дадут. - Самый главный вопрос — обеспечить пациенту защиту его здоровья. Будет рассматриваться только обращение пациента, — уточнил Жумагали Исмаилов. То есть компетенция общественных комитетов ограничена. Если случай потребует экспертизы и заключения специалистов, его передадут в региональные департаменты Комитета Минздрава по контролю в сфере оказания медицинских услуг. Журналисты задали вполне резонный вопрос: зачем тогда создавать общественные комитеты в «довесок» к государственным органам с аналогичными функциями? Пояснения замглавы комитета Минздрава были не совсем внятными, но, с другой стороны, полными скрытого смысла. Когда журналисты в очередной раз спросили — «зачем?», он попросил всех быть внимательными и повторил, что при рассмотрении жалоб в общественном комитете «во главе угла стоит пациент и его интересы». Участники встречи задумались, а что же тогда в другом углу, за защиту которого отвечают территориальные департаменты?.. Хотя г-н Исмаилов, скорее всего, просто оговорился. Он, конечно, не имел в виду, что подразделения Минздрава будут в любой ситуации защищать интересы медиков, как мудрый ворон в старой поговорке, который не станет клевать в глаз своего собрата. По его версии, общественные «книги жалоб» при облздравах понадобились для того, чтобы разгрузить Комитет по контролю в сфере медуслуг. - Неплановые работы, связанные с решением проблем пациентов по принципу «здесь и сейчас», освобождают комитет от несвойственных функций, в пользу внедрения более действенных современных технологий управления качеством, — пояснил Жумагали Исмаилов.
Тренировались на «Нур Отане»
По линии «более действенных технологий» на брифинге были названы внутренний аудит и аккредитация больниц и поликлиник, к которой комитет планирует приступить во втором полугодии. Предполагается, что все лечебные учреждения пройдут проверку на соответствие национальным стандартам. Аккредитованные стационары и амбулатории получат привилегии при распределении государственного заказа на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Проект же с общественными комитетами Минздрав планирует запустить в течение одного-двух месяцев, когда будут урегулированы все формальности. Предваряя новую серию вопросов, представитель министерства заявил, что испытания уже проведены. Медики тренировались на... «Нур Отане». - Мы это осуществляли на базе на базе медицинских организаций, где гражданам оказывают гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Комиссии создавали с привлечением представителей партии «Нур Отан», — поделился зампред комитета. По его словам, за два месяца пилотным общественным комитетом было рассмотрено 649 обращений пациентов. То есть за год жалоб может быть как минимум в шесть раз больше. А по данным Минздрава, 55% претензий пациентов к медикам — обоснованные.
Защищать должны врачи!
Прокомментировать инициативу Минздрава мы попросили Бахыт Туменову, президента общественного фонда «Аман-саулык», давно и плодотворно занимающегося вопросами здравоохранения. Услышав о создании общественных комитетов, она вначале полностью одобрила это начинание, заметив, что необходимость контроля общественности в сфере защиты прав пациента давно не ставится под сомнение — даже властями. В качестве примера она привела повсеместное распространение горячих линий, открытие блогов министров. По мнению президента фонда, большое значение имеет именно внешний аудит в отличие от учреждаемого сейчас внутреннего: все там не исключена ситуация, когда «рука руку моет». Бахыт Туменова упомянула, что председатель Комитета по контролю в сфере оказания медуслуг Салидат Каирбекова передавала ей проект положения об общественных комитетах для оценки и внесения предложений. Со своей стороны «Аман-саулык» предложил в качестве органа общественного контроля создавать в помещениях медучреждений (а потом, возможно, и в учреждениях образования, социальной защиты и т.д.), если так можно выразиться, «посты» для приема и анализа жалоб. Выслушивать недовольных пациентов должны представители так называемых пациентоцентрических НПО, которые получили этот государственно-социальный заказ на конкурсной основе. Однако когда мы спросили, будет ли корректным разбор конкретных историй болезни со стороны представителей политических партий и СМИ, Бахыт Ниязбековна даже несколько растерялась. - Какие политические партии? Ни в коем случае! Знаете, кесарю — кесарево. Это, по моему мнению, попытка заболтать хорошее начинание, — возмущенно объяснила она. Но все же, переспросили мы, как же посторонние люди, будь они даже представители выбранного по конкурсу НПО, будут читать истории болезни, разбираться в диагнозах и лечении? - Так это должны быть только врачи! — как само собой разумеющееся объяснила она. — Как вариант, это могут быть неработающие сегодня в системе здравоохранения врачи — молодые пенсионеры. И не надо путать божий дар с яичницей! Что, нуротановцам заняться больше нечем? Пусть антикризисной программой занимаются! Как мы понимаем, получается, что продвигаемые Минздравом общественные комитеты сильно смахивают на попытку довести хорошую, в общем-то, идею до абсурда и в конце концов с легким сердцем отказаться от нее. Действительно, трудно представить себе, например, беременную женщину, которая пожелает, чтобы в ее жалобе на участкового гинеколога разбирались ответственные партработники.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |