|
|
|
12.06.2009 Комплексное расширение и развитие береговой инфраструктуры в казахстанском секторе Каспийского моря необходимо провести до середины 2010 года
Сегодня на долю Мангистауской области приходится 2/3 акватории и береговой линии казахстанской части Каспийского моря и более 30% объемов производства нефтегазодобывающей отрасли Казахстана. Это один из регионов республики, наиболее заинтересованных в реализации Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря в части развития береговой и сопутствующей инфраструктуры. Тема "Развитие береговой инфраструктуры для поддержки офшорных операций в казахстанском секторе Каспийского моря" обсуждалась в ходе прошедшего на днях форума "Актау офшор-2009". По словам министра энергетики и минеральных ресурсов РК Сауата МЫНБАЕВА, принимая во внимание прогнозируемую интенсивность обустройства нефтегазовых месторождений и структур морского шельфа, создание береговой инфраструктуры с необходимой комплексной пропускной способностью становится фактически главным фактором успешного освоения казахстанского сектора Каспийского моря. Министр подчеркнул, что текущий год может стать переломным в развитии береговой инфраструктуры в Казахстане. Он напомнил, что за последнее время государством многое сделано в данном направлении: разработан Генеральный план развития морского порта Курык, заканчивается разработка технико-экономического обоснования нефтепровода Ескене-Курык с резервуарным парком и нефтеналивным терминалом, началось строительство железной дороги Ералиево-Курык и ведется капитальный ремонт автомобильной дороги Актау-Курык. "Всю береговую инфраструктуру предлагается создавать на основе государственно-частного партнерства. Если это партнерство будет успешным, Казахстан в недалеком будущем может стать лидером в Каспийском регионе. А это вопрос уже не только экономический, но и политический. Мы должны успеть заскочить на уходящий поезд", - подчеркнул г-н Мынбаев. Как известно, в настоящее время подписаны соглашения и контракты по месторождениям Кашаган, Жамбай, Тюб-Караган, Аташ, Курмангазы, Жемчужина, Жамбыл. В ближайшее время планируется подписание документов по структурам "Н" и Мертвый Култук, а также по морским участкам Абай, Дархан, Сатпаев, Исатай. Планируются совместные проекты с российской стороной по месторождениям Хвалынское и Центральная. В соответствии с комплексным планом развития береговой инфраструктуры основные объекты поддержки нефтяных операций в казахстанском секторе Каспийского моря расположены в Актау (морской порт, промышленные организации и цеха, технический университет, аэропорт), Курыке (морская база поддержки нефтяных операций южной зоны, перевалка крупнотоннажных грузов и нефти) и Баутино (морская база поддержки нефтяных операций северной части моря).
"Промедлим - упустим выгоду..."
Как сообщил аким Мангистауской области Крымбек КУШЕРБАЕВ, анализ в потребности производственных мощностей показал, что существующие верфи Казахстана могут изготовить металлоконструкции объемом не более 40 тыс. тонн в год. Дополнительно строящиеся сегодня заводы смогут в будущем покрыть потребности в объеме еще 30 тыс. тонн в год. "Исходя из потребности, совокупная производственная мощность всех верфей должна быть не менее 140 тыс. тонн в год. В этой связи требуется создание дополнительных двух верфей мощностью около 40 тыс. тонн в год", - пояснил г-н Кушербаев. По его словам, данные анализа учитывают реализацию только проекта разработки месторождения Кашаган. "При этом не надо забывать, что в Азербайджане вся береговая инфраструктура из пяти верфей давно построена и функционирует, что является сегодня более предпочтительным для инвесторов", - сказал аким области. Кроме того, как известно, одними из основных элементов схемы разработки месторождения Кашаган являются 24 производственных модуля. "Возможность строительства данных модулей в Мангистауской области позволит в ближайшие 10 лет осваивать ежегодно порядка $5 млрд", - заявил он. Как отметил г-н Кушербаев, в рамках концепции полномасштабного освоения месторождения Кашаган предполагается изготовление крупногабаритных металлоконструкций весом 10-20 тыс. тонн. В течение ближайших пяти лет только для Кашаганского проекта потребность в судах составит от 200 до 250 единиц различного типа и размера. А это уже целый флот! "Отсутствие соответствующих производственных мощностей может привести к размещению основных заказов за пределами нашей страны. Этого допустить нельзя", - подчеркнул аким Мангистауской области. Г-н Кушербаев заявил, что комплексное расширение и развитие береговой инфраструктуры в казахстанском секторе Каспийского моря необходимо провести до середины 2010 года, то есть до окончания базового проектирования и полномасштабной разработки месторождения Кашаган. "Мы предлагаем в этих целях максимально использовать возможности специальной экономической зоны "Морпорт Актау" (2000 га, режим СЭЗ до 2028 года), "Каспийского энергетического хаба" (1200 га), мегапроекта "Земля - Море - Небо", Генерального плана рабочего поселка Курык с соответствующей инфраструктурой и концепцией развития морского порта Курык", - предложил аким Мангистауской области. По его словам, кроме Северокаспийского проекта практически отсутствует информация о планах и потребностях в материальных и трудовых ресурсах относительно других морских проектов. "Отсутствие координации по реализации проектов создания объектов береговой инфраструктуры приводит к излишней конкуренции между местными и иностранными компаниями. Тогда как мы должны не конкурировать между собой, а взаимодополнять друг друга, чтобы быть конкурентоспособными на внешних рынках и, в первую очередь, в сравнении с азербайджанскими верфями. Российские верфи будут в основном задействованы на освоении своих месторождений", - заявил г-н Кушербаев. По его мнению, координация должна осуществляться национальной компанией "КазМунайГаз" совместно с акиматами Мангистауской и Атырауской областей. "Наступила пора возложить эти функции на АО "КазМунайТениз" с передислокацией его в г. Актау", - сказал аким. Он также отметил, что дальнейшему развитию береговой инфраструктуры препятствует отсутствие правовых норм при выделении участков на акватории Каспийского моря для нужд строительства объектов береговой инфраструктуры. В соответствии со спецификой деятельности компаний портовая инфраструктура (причалы и волноломы) является неотъемлемой частью объектов. В этой связи необходимо скорейшее принятие нормативно-правовых актов с целью разрешения строительства береговой инфраструктуры. Промедление в этом вопросе ведет к огромным потерям для нашего государства.
Новая концепция по Кашагану - новые инфраструктурные возможности
Заместитель управляющего директора новой операционной компании North Caspian Operating Company (NCOC) Жакып МАРАБАЕВ познакомил с новыми планами по Кашагану в рамках разработки нового концептуального проектирования по Фазе 2. Он напомнил, что Кашаган разрабатывается в нескольких фазах с использованием офшорных хабов общей стоимостью, превышающей $100 млрд. В рамках Фазы I - Опытно-промышленной разработки - будет задействован технологический центр 1 и береговое техническое оборудование. В настоящее время идет процесс строительства этих объектов, реализацией которого занимается Agip KCO. По словам г-на Марабаева, для увеличения местного содержания уже создана Северокаспийская производственная операционная компания, которая будет управлять производственными операциями после завершения строительства. Компания является совместным предприятием между "КазМунайГазом" и Shell, и преследует цель максимизировать наем казахстанских сотрудников и привлечение местных подрядчиков и поставщиков. "Ожидается высокая интенсивность и темп строительства морских работ. И в этой связи поддержка в плане наземных ресурсов в Мангистауской и Атырауской областях для полномасштабного освоения месторождения будет способствовать привлечению значительных инвестиций как в систему региональной материально-технической базы, так и на рынке труда", - отметил он. Новый оператор проекта - компания NCOC - со временем ожидает увеличение объема морских операций в период между 2009-2016 годами. На этот период также попадает начало коммерческой добычи кашаганской нефти по Фазе 1. Фаза 2 предусматривает вовлечение технологических комплексов (2,3), восемь буровых центров и береговой установки подготовки нефти, в строительстве которых задействовано K-WAC Ltd - совместное предприятие между Worley Parsons Europe, Chicago Bridge, Iron UK Ltd и Aker Engineering and Technology. Также в реализации этих проектов участвуют местные казахстанские научно-исследовательские и проектные институты. Строительство будет завершено в 2011 году. К 2021 году добыча будет осуществляться на разных участках. "Даже после завершения капитального строительства на последующих этапах освоения месторождения Кашаган будут огромные возможности для подрядчиков Мангистауской и Атырауской областей для проведения строительных наземных работ по модернизации и усовершенствованию", - сказал г-н Марабаев. Так, только для строительства островов под технологические и буровые центры потребуется свыше 5 млн тонн породы. Эти работы позволят задействовать значительный потенциал местного населения. Для проведения нефтяных операций и строительства прибрежных объектов в Западном Ескене потребуется приблизительно 20 тыс. рабочих. Эти работы предполагают строительство морских сооружений и наземных объектов по переработке сернистого газа. Кроме того, потребуется около 200 тыс. тонн стали и спецоборудования для формирования модулей, трубопроводов, суден, кранов и т.д. В поддержку развития казахстанского содержания будут заключены миллиардные контракты. Каждый технологический центр оборудован эксплуатационными скважинами для добычи 250 тыс. баррелей нефти в сутки, а также нагнетательными скважинами для обратной закачки газа с содержанием сероводорода. Для создания технологических центров в среднем потребуется до 100 тыс. тонн оборудования, включая потребление до 400 мегаватт электричества и обслуживания 165 специалистами.
Наращивание национального потенциала
Не последнюю роль в развитии береговой инфраструктуры в казахстанском секторе Каспийского моря сыграет и АО "МНК "КазМунайТениз". Генеральный директор "КазМунайТениз" Ермек МАРАБАЕВ отметил, что, если в течение последних пяти лет на казахстанском шельфе Каспия было пробурено всего пять разведочных скважин, то в предстоящие три года (2009-2011 гг.) намечается пробурить девять разведочных и оценочных скважин. "То есть только по этому основному виду работ объем увеличивается в три раза, соответственно и нагрузка на береговые инфраструктуры будет расти", - подчеркнул он. Г-н Марабаев остановился более подробно на проводимых национальной компанией основных видах морских операций, "поскольку именно они являются основными потребителями услуг береговой инфраструктуры". При анализе казахстанского содержания в общем объеме закупок товаров, работ и услуг за прошлый год в одной из компаний, которая проводила основные капиталоемкие морские операции, установлено, что 22,8% приходится на долю резидентов РК. Как сказал гендиректор "КазМунайТениз", в структуре закупок в данной операторской компании аренда буровой установки составила 22,3%, интегрированные буровые услуги - 15,6%, сейсморазведка 3Д - 18,2%, и, "к сожалению, в основном они закупаются у нерезидентов". "В связи с этим, конечно же, мы с нетерпением ждем строительства и приобретения собственной самоподъемной буровой установки (СПБУ). Кстати, 16 апреля 2008 года была зарегистрирована 100%-ная дочерняя компания АО МНК "КазМунайТениз" - ТОО "Теѓiз бџрѕылау", основной задачей которой является реализация проекта и последующая эксплуатация СПБУ", - сообщил он. Для проектирования СПБУ выбрана компания Keppel FELS Limited (Сингапур), которая должна завершить соответствующие работы до конца текущего месяца. "В связи с этим нам бы хотелось, несмотря на мировой кризис, решить вопрос о финансировании данного проекта в течение последующих четырех лет в размере Т358 млн, поскольку в общей стоимости строительства скважины доля аренды СПБУ составляет более 30%", - пояснил г-н Марабаев. Кроме того, по его мнению, к моменту ввода в эксплуатацию собственной СПБУ необходимо обеспечить работу базы хранения нефтяного оборудования, подготовить наземные и морские транспортные средства по их доставке и т. д. Он также отметил, что для увеличения казахстанского содержания в вышеуказанных основных видах морских операций в рамках национальной компании необходимо создать специализированные сервисные компании с целью образования совместных предприятий с международными компаниями по различным направлениям оказания сервисных услуг. "Почему бы нам уже сегодня не ставить перед ведущими мировыми компаниями по оказанию интегрированных услуг при бурении (направленное бурение, каротаж при бурении, раствор, цементаж, отбор керна и другие) таких, как Schlumberger, Halliburton и Backer Hughes, задачу по созданию совместных предприятий в Казахстане? И почему бы нам не создать совместно с казахстанскими геофизическими компаниями с привлечением иностранных фирм совместные предприятия для строительства (переоборудования) специализированного судна, необходимого для проведения полевых геофизических исследований, для выполнения сейсмики, что значительно увеличит казахстанскую долю в проектах?", - заявил г-н Марабаев. "На первый взгляд как будто это не относится к береговым инфраструктурам. Но увеличение объема работ по морским операциям автоматически приведет к увеличению потребности к береговым инфраструктурам. Реализация данной концепции позволит нам вывести свой кадровый потенциал и качество товаров и услуг на международный уровень", - подчеркнул он. Г-н Марабаев напомнил, что АО "МНК "КазМунайТениз совместно с АО "Центр инжиниринга и трансферта технологий" также участвует в реализации крупномасштабного проекта - строительство Каспийского энергетического хаба, основная идея которого заключается в создании всех необходимых условий для развития большого количества видов деятельности вторичного и третичного секторов экономики. На сегодняшний день компания со своей стороны подготовила всю необходимую документацию для продвижения данного проекта при решении основных требований на республиканском и региональном уровне.
Две основные точки
Для освоения разведанных запасов углеводородного сырья необходимо формирование и развитие соответствующей инфраструктуры, которая должна развиваться опережающими темпами. В соответствии с Планом мероприятий на 2003 - 2005 годы (I этап) по реализации Госпрограммы освоения казахстанского сектора Каспийского моря, утвержденным постановлением правительства РК № 843 от 21 августа 2003 года, АО "НК "КазМунайГаз" разработал "Комплексный план развития береговой полосы КСКМ", в котором определены пункты, рекомендуемые для баз береговой поддержки, перерабатывающих предприятий, зон выхода на сушу морских трубопроводов и безопасного хранения отходов и других объектов, необходимых недропользователям. В соответствии с планами освоения углеводородных ресурсов КСКМ на территории Мангистауской области определены две основные точки для создания инфраструктуры поддержки морских нефтяных операций: побережье Тупкараганского залива для поддержки морских нефтяных операций Северной и Центральной части КСКМ и побережье залива А. Бековича-Черкасского в районе села Курык - для поддержки морских нефтяных операций в Южной части КСКМ. О ходе реализации проектов в двух основных точках на форуме "Актау офшор-2009" рассказал Нурлан САУРАНБАЕВ, управляющий директор АО "НК "КазМунайГаз". Прежде всего он напомнил, что в настоящее время на восточном побережье Тупкараганского залива в районе поселка Баутино построены и введены в эксплуатацию причальный комплекс по отгрузке каменной породы для строительства искусственных островов мощностью 250 тыс. тонн в месяц, база поддержки морских нефтяных операций, станция заправки морских судов мощностью 140 тыс. 716 кубометров в год, полигон для захоронения токсичных промышленных отходов. Здесь же в ближайшее время, по словам г-на Сауранбаева, национальной компанией планируется начать работы по строительству производственной площадки с целью возведения завода металлоконструкций, сооружение которого будет вестись компанией McDermott. При этом он отметил, что реализация данного проекта находится под угрозой ввиду неурегулированности законодательных актов относительно выделения земель водного фонда и запретов на размещение объектов в водоохранных полосах. К слову, 20 марта 2008 года акиматом Мангистауской области было принято постановление № 181 "Об установлении водоохранных зон и полос в городах Актау, Форт-Шевченко, селе Курык и в зоне отдыха Кендерли", которое ввело ограничения на строительство зданий и сооружений в водоохранной зоне. А незадолго до этого, 25 января 2008 года, по территории Мангистауской области был введен мораторий на выделение земельных участков в прибрежной зоне. При этом законодательно земель водного фонда в Мангистауской области не существует. Все же отсыпка новых земельных участков на водном пространстве и предоставление их в пользование приостановлены. "Нерешенность данных вопросов может привести к срыву дальнейшей реализации Государственной программы освоения КСКМ в части создания инфраструктуры морской нефтедобычи", - заявил г-н Сауранбаев. В этой связи он предложил местным исполнительным органам внести изменения в постановление облакимата №181 от 20.03.08 в части нераспространения ограничений на размещение объектов поддержки береговой инфраструктуры в водоохранных полосах Каспийского моря, а также закрепить земли водного фонда за соответствующими административно-территориальными единицами (в пределах до 1 км, то есть - в территориальных водах РК). Это, по его мнению, позволит беспрепятственно выделять необходимые земельные участки под строительство объектов, включенных в План мероприятий на 2006-2010 годы (2 этап) по реализации Государственной программы освоения КСКМ. Несмотря на трудности в реализации некоторых проектов, по словам г-на Сауранбаева, дочерняя компания "КазМунайГаза" - АО "НМСК "КазМорТрансФлот" - в настоящее время совместно с компанией "Кыран Лтд." и ТОО "Балыкши" осуществляет строительство завода по ремонту малых судов в поселке Баутино. Данный завод предназначен для технического обслуживания и ремонта судов, оперирующих в казахстанском секторе Каспийского моря, и сможет обеспечивать единовременный капитальный ремонт до 8 единиц судов (длиной до 60 м, шириной 16,5 м и весом до 600 тонн), а также текущий (межрейсовый) ремонт всех типов судов. Ввод в эксплуатацию данного объекта планируется в четвертом квартале текущего года. Между тем, по словам г-на Сауранбаева, развитие инфраструктуры в Каракиянском районе Мангистауской области на побережье залива А. Бековича-Черкасского у села Курык связано со сроками, масштабами и темпами освоения морской структуры "Н" и других нефтегазовых структур в южной части КСКМ. В соответствии с разработанным Генпланом рабочего поселка Курык с соответствующей инфраструктурой и концепцией развития морского порта Курык общая сумма инвестиций в строительство объектов составляет $3,2 млрд, в том числе производственные объекты с сопутствующей инфраструктурой - $1,7 млрд, рабочий поселок (город) Курык - $1,5 млрд. Генпланом в районе села Курык предусмотрено создание ряда производственных объектов. Из них в соответствии с постановлением правительства РК от 24.12.2008 г. №1258 "О внесении изменений и дополнений в постановление правительства от 13 июля 2006 г. № 673" за АО "НК "КазМунайГазом" закреплена реализация проектов строительства нефтеналивного терминала, базы поддержки морских нефтяных операций, завода металлоконструкций и судоремонтного/судостроительного завода. Как отметил г-н Сауранбаев, в настоящее время "КазМунайГазом" ведется работа по определению наиболее оптимальной структуры и формы реализации проекта по строительству судоремонтно-судостроительного завода, в связи с чем компания осуществляет поиск инвестора. Одним из возможных партнеров является корпорация Hyundai, с которой "КазМунайГаз" в мае текущего года подписал Меморандум о взаимопонимании. Проект строительства нефтеналивного терминала в районе с. Курык выполняется в рамках реализации проекта Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ), который предназначен для экспорта объемов казахстанской нефти с месторождений Кашаган и Тенгиз через Каспийское море на международные рынки посредством системы Баку - Тбилиси - Джейхан и других нефтетранспортных систем, расположенных на территории Азербайджанской Республики. ККСТ включает в себя нефтепровод Ескене - Курык и Транскаспийскую систему (терминал на казахстанском побережье Каспийского моря в районе с. Курык, танкеры и суда, терминал на азербайджанском побережье Каспийского моря и соединительные сооружения до системы Баку - Тбилиси - Джейхан). Пропускная способность системы на начальном этапе составит 23 млн тонн в год с последующим поэтапным увеличением до 56 млн тонн в год. Ввод объектов ККСТ в эксплуатацию в целом предполагается к началу коммерческой добычи на Кашагане в 2012-13 годах. "Графики реализации проектов отдельных сегментов Казахстанской каспийской системы транспортировки, а также создания и развития маршрутов транспортировки нефти после Баку до терминалов Черного и Средиземного морей будут синхронизированы с графиками освоения и развития месторождений. Интересы АО НК "КазМунайГаз" в данном проекте будет представлять специально созданное для этих целей ТОО "КМГ-Транскаспий", - сказал г-н Сауранбаев. Он напомнил, что 14 ноября 2008 года АО "НК "КазМунайГаз" и Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) подписали Соглашение об основных принципах (СОП) реализации Транскаспийского проекта. Подписанное соглашение определяет основные условия и принципы совместной реализации Транскаспийского проекта, создания АО НК "КазМунайГаз" и ГНКАР совместной проектной компании, финансирования, тарифообразования, условий доступа к создаваемым мощностям и поэтапного развития Транскаспийской системы. В настоящее время АО "НК "КазМунайГаз" и ГНКАР в соответствии с условиями СОП ведут переговоры с подрядными компаниями - участниками СРП по Кашагану и Chevron по ключевым вопросам реализации проекта, включая возможность создания совместной бизнес-структуры, обеспечение системы объемами нефти, проведение технико-экономического обоснования проекта, предоставление грузоотправителями гарантий по объемам нефти для транспортировки по Транскаспийской системе. Одновременно с участием вышеуказанных сторон ведется работа по определению масштабов проекта и подготовки задания на разработку ТЭО реализации Транскаспийского проекта. Следует отметить, что создание и развитие береговой инфраструктуры с производственными и сопутствующими объектами требует привлечения значительных человеческих и финансовых ресурсов, а также решения многих острых проблем в ходе реализации проектов. К примеру, только на заводе металлоконструкций в Баутино будет создано до 3 тыс. рабочих мест, что потребует решения, в том числе, вопросов их размещения. И здесь важна роль местных и центральных государственных органов, поскольку совместное решение задач дает мощный синергетический эффект, позволяя высвободить значительные средства. Ярким успешным примером совместного комплексного решения задач является взаимодействие между "КазМунайГазом" и акиматом Мангистауской области по разработке Генплана морского порта Курык, когда создание и развитие производственных объектов порта увязывались в тесной взаимосвязи с развитием сопутствующей инфраструктуры и поселка Курык. Г-н Сауранбаев также рассказал и об одном из важнейших проектов, который планируется реализовать акиматом Мангистауской области - "Каспийский энергетический хаб", основной целью которого является создание сервисно-технологического центра для дальнейшего развития энергетического сектора страны и региона в частности. Данный проект обладает колоссальным мультипликативным эффектом, поскольку касается не только нефтегазовой отрасли, но и всех сервисных отраслей промышленности, то есть это - подготовка высококвалифицированных кадров, с нехваткой которых сталкиваются все компании, это - создание новых рабочих мест в инжиниринге, в научно-проектных организациях и производстве широкого класса поддерживающих и сервисных компаний. "Поэтому "КазМунайГаз" будет всецело поддерживать и участвовать в данном проекте", - подчеркнул он.
Подготовила Наталья БУТЫРИНА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |