|
|
|
Источник: Газеты «Мегаполис» (www.megapolis.kz)
15.06.2009 Вне берегов, но в рамках законов
В русский язык термин «офшорная зона» пришел из английского, где «off-shore» буквально обозначает «вне берега», «в открытом море». То есть изначальный смысл понятия «офшорные операции» подразумевал некие инженерно-технологические действа, осуществляемые на море, в значительном удалении от берегов. Лишь позже сие словосочетание стало также обозначать и систему фискально-финансовых концепций, создающих оптимальные условия для привлечения в ту или иную страну иностранных инвестиций и способствующих при добросовестном, конечно, применении таких схем, взаимовыгодному использованию иностранных капиталов и технологий как для доноров, так и для реципиентов. Чаще всего подобные механизмы применяются там, где имеются гигантские запасы минеральных ресурсов, но недостаточно финансовых и технических средств для успешного их освоения.
Оптимальное сочетание взаимных интересов
Если же говорить конкретно о Мангистауской области, то в рамках этого региона два разных значения упомянутого выше термина в последние годы, так сказать, сомкнулись самым теснейшим образом. Неудивительно: ведь на долю Мангистау приходится две трети всей акватории, а также береговой линии казахстанской части моря и более 30 процентов объемов производства нефтегазодобывающей отрасли Казахстана. При этом наиболее перспективные месторождения углеводородного сырья и среди них грандиозная нефтегазоносная провинция Кашаган сосредоточены на морском шельфе, в разработке которого самое активное участие принимает иностранный капитал и зарубежные технологии. Так что область является одной из наиболее заинтересованных сторон при реализации Государственной программы освоения Казахстанского сектора Каспийского моря в части развития береговой и сопутствующей инфраструктуры, а также создания системы оптимального сочетания интересов привозного и внутреннего капитала, иностранных и отечественных технологий, зарубежной и местной рабочей силы. Не случайно на состоявшийся на минувшей неделе в областном центре региона форум «Актау Офшор-2009» - Развитие береговой инфраструктуры для поддержки офшорных операций в Казахстанском секторе Каспийского моря» прибыли министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев, министр труда и социальной защиты населения страны Гульшара Абдыкаликова, полномочные представители министерств охраны окружающей среды, сельского хозяйства, руководители ряда иностранных компаний-недропользователей, крупные отечественные и зарубежные предприниматели, представители среднего и малого бизнеса РК. Они обсуждали здесь проблемы развития береговой инфраструктуры для поддержки морских операций в Казахстанском секторе Каспия, вопросы увеличения местного содержания в нефтегазовых проектах, охраны окружающей среды, социальной ответственности бизнеса, ряд других важнейших тем. Наша газета уже сообщала вкратце об итогах этого совещания. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей основные, наиболее важные, на наш взгляд, выдержки из выступлений участников форума.
Наши возможности и их потребности
В настоящее время подписаны соглашения и контракты по месторождениям Кашаган, Жамбай, Тюб-Караган, Аташ, Курмангазы, Жемчужина, Жамбыл. В ближайшее время планируется подписание по Блоку «Н», Мертвому Култуку, месторождениям: Абай, Дархан, Сатпаев, Исатай. Планируются совместные проекты с российской стороной по месторождениям Хвалынское и Центральная. Между тем анализ потребности производственных мощностей показывает, что существующие верфи Казахстана могут изготовить металлоконструкции не более 40 тыс. тонн в год, а дополнительно строящиеся сегодня заводы смогут добавить к этому еще не более 30 тыс. тонн в год. В то же время совокупная производственная мощность всех верфей должна достигнуть не менее 140 тыс. тонн в год. Следовательно, требуется создание дополнительно еще двух верфей мощностью около 40 тыс. тонн в год. При этом надо помнить, что в соседнем Азербайджане вся необходимая береговая инфраструктура из 5 верфей давно построена и инвесторам проще и экономически выгоднее использовать их потенциал. Концепция полномасштабного освоения только месторождения Кашаган предполагает изготовление крупногабаритных металлоконструкций весом 10 - 20 тыс. тонн. Потребность в квалифицированных трудовых ресурсах для этих целей составит до 5 тысяч человек в год в течение 5 лет. Напомним, что одним из основных элементов схемы разработки этого месторождения является создание 24 производственных модулей. Если разместить это производство у нас, можно будет только за счет этого в ближайшие 10 лет осваивать ежегодно порядка 5 млрд долларов!
Кораблестроение и инвестиционные рейтинги
В течение ближайших 5 лет только для Кашаганского проекта потребность в специальных плавсредствах, способных работать в условиях уникального каспийского мелководья, составит от 200 до 250 судов различного типа и размера. Целый флот! В то же время отсутствие соответствующих производственных мощностей отечественной принадлежности может привести к тому, что все эти капиталоемкие заказы будут размещены за пределами нашей страны. Сегодня для привлечения инвестиций в регион создаются привлекательные условия. Несмотря на непростую общеэкономическую ситуацию в стране и снижение большинства рейтингов, за последний год инвестиционный рейтинг Мангистауской области был повышен дважды. (Долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте до «BB+». Краткосрочный рейтинг в иностранной валюте подтвержден на уровне «B». Fitch также повысило национальный долгосрочный рейтинг области с уровня «А(kaz)» до «AА-(kaz)». По долгосрочным рейтингам в иностранной и национальной валюте и национальному долгосрочному рейтингу сохранен прогноз «Стабильный»). Так что для комплексного расширения и развития береговой инфраструктуры в Казахстанском секторе Каспийского моря, каковые жизненно необходимо провести до середины 2010 года, то есть до окончания базового проектирования, у нас есть все возможности и ресурсы. В этих целях следует максимально использовать возможности специальной экономической зоны «Морпорт Актау» (2000 га, режим СЭЗ до 2028 года), «Каспийского энергетического Хаба» (1200 га, СП), мегапроекта «Земля-Море-Небо», реализации Генерального плана рабочего поселка Курык с соответствующей инфраструктурой и концепцией развития здесь нового современного морского порта.
Не конкурировать, а сотрудничать
Между тем отсутствие координации по реализации проектов создания объектов береговой инфраструктуры приводит к излишней конкуренции между местными и иностранными компаниями. Тогда как мы должны не конкурировать между собой, а взаимодополнять друг друга, чтобы быть конкурентоспособными на внешних рынках и в первую очередь в сравнении с азербайджанскими верфями. Так как российские верфи будут в основном задействованы на освоении своих месторождений. Координация должна осуществляться национальной компанией «КазМунайГаз» совместно с акиматами Мангистауской и Атырауской областей. Наступила пора возложить эти функции на АО «КазМунайТениз» с передислокацией его в г. Актау, исполнив наконец прошлогоднее поручение главы государства. Вместе с тем дальнейшему развитию береговой инфраструктуры препятствует и отсутствие правовых норм при выделении участков на акватории Каспийского моря для нужд строительства объектов береговой инфраструктуры. А ведь в соответствии со спецификой деятельности компаний портовая инфраструктура (причалы и волноломы) является неотъемлемой частью объектов. В этой связи необходимо скорейшее принятие нормативно-правовых актов с целью разрешения проблем ускоренного строительства береговой инфраструктуры. Промедление в этом вопросе ведет к огромным потерям для нашего государства.
Разрабатывать недра, не погубив моря
И еще об одном важнейшем для региона и страны вопросе. Как вам известно, одной из актуальных проблем Прикаспийского региона является ухудшающаяся экологическая ситуация в акватории Каспийского моря. Этому в большой степени способствует наличие на территории области большого количества скважин, находящихся в зоне затопления и подтопления Каспийского моря. В 2004 году по результатам соответствующей инвентаризации составлен кадастр 1383-х затопленных и подтопленных нефтяных скважин на площадях и месторождениях Атырауской и Мангистауской областей и кадастр 90 скважин, требующих безотлагательных изоляционно-ликвидационных работ. В то же время в соответствии с программой «Ликвидация и консервация нефтяных и самоизливающихся гидрогеологических скважин» по состоянию на 1 января 2007 в зоне затопления Каспийского моря ликвидировано всего 36 скважин. В целях снижения текущей техногенной нагрузки на акваторию Каспийского моря все скважины, представляющие серьезную угрозу биоресурсам Каспия, должны быть ликвидированы до начала разработки структуры Кашаган.
* * *
На форуме была разработана перспективная стратегия и тактика организации морских операций «вне берегов», но в рамках соответствующих законов, предполагающая постоянный контроль за соблюдением баланса национальных интересов и интересов зарубежных инвесторов. В первую очередь должны быть обеспечены: - увеличение казахстанского содержания в нефтегазовых проектах, выдвижение местных компаний на подрядные и субподрядные работы, использование материалов местной индустрии, конечно же, при соблюдении требований к качеству; - приоритетное использование местной рабочей силы, подготовка и переподготовка национальных кадров; - жесткий экологический контроль над осуществлением всех проектов (в особенности на море); - ускоренная реализация социальных проектов инвесторов для планомерного повышения качества жизни наших граждан.
Александр ТОНКОПРЯДЧЕНКО
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |