|
|
|
19.06.2009 Кому нужны горе-специалисты?
Пушкинские строки «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», бывает, очень точно приходятся к месту, когда видишь некачественно построенные дома, только что отремонтированные, но уже раздолбленные дороги, покупаешь в магазине бракованный товар. Иначе говоря, когда сталкиваешься с «топорной» работой. Нет, люди, трудившиеся над всем этим, не желали кому-то зла, просто в свое время их, мягко говоря, плохо учили. И потому не случайно Президент утвердил Государственную программу развития технического и профессионального образования на 2008—2012 годы, а в нынешнем Послании народу Казахстана отметил необходимость осуществления нового плана дальнейшей модернизации экономики и реализации стратегии занятости, которая предусматривает широкомасштабную работу по переобучению и переподготовке кадров для обеспечения посткризисного развития страны. Свое мнение по этой проблеме высказывает директор павлодарского КГП «Центр подготовки и переподготовки кадров», депутат городского маслихата Аскар Бахралинов. — Аскар Сагадатович, недавно прошли парламентские слушания по вопросам профессионально-технического образования, на которых однозначно был поставлен вопрос о внесении изменений в ряд законов. Что, на ваш взгляд, необходимо менять в системе подготовки кадров? — Я считаю, что мы должны пересмотреть, с учетом требований времени, некоторые методики обучения специалистов. И здесь нам подходит, как представляется, германская дуальная система, которая позволяет за короткий срок обучить необходимые кадры. Курсанту дается основательная теоретическая подготовка, а практику он проходит на базовом предприятии. Естественно, параллельно, на перспективу, государство и крупные производства создают полноценные базы профтехобучения. Есть специальности, по которым нет единых государственных стандартов. Да и в методиках обучения профессиям нет единого подхода. В итоге работаем, как в той поговорке: кто в лес, а кто — по дрова. Не ради саморекламы приведу в пример Центр подготовки и переподготовки кадров. Мы имеем лицензию, обучаем на основе государственных стандартов и планов. В то же время на предприятиях областного центра есть курсы подготовки, которые, не имея лицензии, обучают работников по своим методикам. Я сомневаюсь в том, что на производствах станут читать, скажем, токарю полновесный курс лекций по материаловедению или посвятят сорок типовых часов технике безопасности. Более того, в Павлодаре есть фирмы, занимающиеся подготовкой и выдающие удостоверения о прохождении обучения и полученной специальности буквально через несколько дней после обращения к ним курсантов. Есть и другая крайность. Мне довелось побывать в учебном центре одной из западноказахстанских нефтяных компаний. Мощнейшая база обучения по госстандарту, приличная стипендия у курсантов, жилье, питание и униформа. Но по окончании этого «рабочего университета» фирма удостоверения (дипломы) не выдает. В итоге такой работник может применять свои профессиональные навыки только на данном производстве. Еще раз скажу вслед за депутатами, что нужны стандарты и новые нормативные акты по профессиональному обучению и переподготовке кадров, единые образцы документов, подтверждающих уровень подготовки работника, а не «корочки» повышения разряда, которые «штампует» начальник цеха. В России, к примеру, есть Институт профтехобразования, который постоянно разрабатывает и совершенствует методики обучения новым профессиям и переподготовки кадров. Требуется такой и Казахстану. — И еще нужно поднять на должную высоту профессию мастера производственного обучения... — Да, это одна из наиглавнейших задач. С одной стороны, из-за низкой зарплаты эти люди уходят на производство, где зарабатывают больше, а с другой, немалая часть преподавателей забыла, когда повышала свою квалификацию. Это относится не только к сельским профшколам, где механизаторов обучают на технике 80—90-х годов прошлого века, в то время когда на полях во всю работают посевные комплексы и другая высокопроизводительная техника на электронике. Нужно открывать специальные кафедры в институтах, где непосредственно станут учить мастеров профтехобразования и периодически повышать их технический уровень, или по-иному строить систему профессионального обучения. Скажем, в таких центрах, как у нас, в профшколах и лицеях давать будущим работникам прочные теоретические знания по госстандарту, а практику обеспечивать на базовых производствах, где есть современные оборудование и технологии. Вряд ли когда-нибудь профшколы будут иметь для обучения последние новинки техники. Это по силам крупным государственным или совместным с производствами учебным центрам. А может, предпочтительнее создавать совместные с реальным производством учебные СПК. — Сегодня можно четко определить потребность в специалистах на рынке труда? — Многие структуры занимаются подготовкой кадров, а единой политики и точных данных по трудовым ресурсам с перспективой на годы нет. Я сомневаюсь в том, что нынешние сведения о потребности в работниках реальны. Недавно у меня был разговор с руководителем одного из предприятий, которому якобы необходимы пятнадцать газоэлектросварщиков. Я поинтересовался: к какому сроку мы должны подготовить этих работников. Он ответил, что они ему не нужны. И что потребность в кадрах он указал для того, чтобы от него «отстали» структуры исполнительной власти. Это пример старой методики: дали на подготовку кадров, скажем, миллион тенге и надо его обязательно истратить и отчитаться. Следует провести мониторинг по специальностям, которым обучают в лицеях, профшколах и других учебных заведениях. Кто-то хорошо обучает сварщиков, а кто-то — токарей и строителей. Вот пусть и специализируются. Надо, наконец, поставить заслон потоку горе-специалистов.
Сергей ГОРБУНОВ, г. Павлодар
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |