|
|
|
23.06.2009 Доклад Министра экономики и бюджетного планирования РК Султанова Б.Т. на заседании Казахстанско-германской рабочей группы по торгово-экономическому сотрудничеству (Астана, 22 июня 2009 г.)
«Экономическая ситуация в Республике Казахстан. Развитие двусторонних торгово-экономических отношений»
Уважаемый г-н Браунер, Уважаемые дамы и господа - участники заседания!
Казахстан и Германия развивают все более крепкие взаимовыгодные связи, обладающие большим потенциалом. Опыт наших отношений показывает, что Германия - это надежный торговый партнер и стабильный инвестор. С нашей точки зрения, сотрудничество между нашими странами является хорошим примером взаимоотношений с государствами Европейского Союза. На встречах и переговорах между нашими странами на высшем уровне не раз отмечалось, что Германия является ключевым партнером Казахстана на Европейском континенте, так же как и Казахстан для Германии в Центральной Азии. Казахстанско-германское партнерство основывается на солидном фундаменте экономического сотрудничества, активном политическом диалоге, близости позиций по основным вопросам глобальной и региональной политики. У нас интенсивные политические контакты, причем на всех уровнях. Так, по инициативе Берлина, разработана и реализуется Стратегия ЕС в Центральной Азии. Ответным шагом со стороны Казахстана является программа «Путь в Европу». В преддверии завершения Года Казахстана в Германии нами запланировано проведение научно-практической конференции «Путь в Европу: казахстанская модель экономической и социальной модернизации» с участием экспертов РК и ФРГ. ФРГ оказывает существенную поддержку Казахстану в вопросах председательства в ОБСЕ в 2010 году, за что мы искренне благодарим наших германских коллег. Нас искренне радует позитивная динамика торгово-экономического сотрудничества по итогам 2008 года, где товарооборот между РК и ФРГ достиг 3 млрд. долларов США. Причем необходимо подчеркнуть, что Германия занимает первое место среди стран ЕС по поставкам продукции на рынок Казахстана, и это еще раз говорит о признании высокого качества немецкого брэнда. За весь период сотрудничества германские компании вложили в казахстанскую экономику более 3,5 млрд. долларов США. Кроме того, с участием германского капитала в Казахстане создано порядка 700-та предприятий. Однако, за январь-апрель текущего года двусторонний товарооборот составил 709.2 млн. долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (995,9 млн. долларов США) уменьшился на 28,8%. Это говорит, конечно же, о том, что мировой экономический кризис отразился очень сильно и на казахстанско-германском торгово-экономическом сотрудничестве. Надеюсь, что осуществляемая в рамках нашей совместной Рабочей группой деятельность позволит исправить сложившуюся ситуацию и установит более позитивные тенденции в торговых отношениях между нашими государствами. Кроме того, важным направлением двустороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества является развитие партнерства между представителями малого и среднего бизнеса, чему способствует проведение Дней экономики Казахстана в крупнейших промышленно-финансовых центрах Германии. Как вы знаете, в первом полугодии текущего года подобного рода мероприятии прошли сразу в нескольких городах Германии. На сентябрь месяц Посольством Казахстана в ФРГ запланировано проведение Дня экономики в федеральной земле Северный Рейн Вестфалия, где я планирую принять активное участие.
Уважаемые коллеги!
Прошедший год принес серьезные испытания большинству государств. В течение всего 2008 года мы могли наблюдать как нестабильность на мировых финансовых рынках, начавшаяся во второй половине 2007 года, переросла в замедление мировой экономики и снижение деловой активности во всех уголках мира. Несмотря даже на то, что в данное время наметились первые признаки улучшения ситуации, все государства мира продолжают бороться с текущими экономическими вызовами. Казахстан, став частью мировой экономики, проходит эту проверку на прочность. Мы завершили предыдущий год с неплохими в условиях кризиса показателями. На конец 2008 года рост ВВП составил около 3,2%, промышленного производства - 2,1%, инфляция удержана в пределах 9,5%, внешнеторговый оборот Казахстана увеличился на 35,5%, в том числе экспорт - на 49,1%. Вместе с тем, Казахстан одним из первых выработал свою антикризисную программу. Важно отметить, что принятая нами программа не стала статичным документом. Мы постоянно вносим в нее дополнения, стремясь максимально адекватно реагировать на меняющиеся условия. Именно адекватность и эффективность нашей программы были положительно оценены авторитетными экспертами всего мира.Несмотря на усиление негативного влияния внешних факторов на экономику Казахстана, в результате своевременных экономических мер, удалось избежать резкого снижения темпов роста экономики и обеспечить стабильное ее развитие. Принятые меры Правительства и финансовых органов по стабилизации экономики и финансовой системы позволили сохранить в стране благоприятный инвестиционный климат. Нам удалось сохранить основные факторы роста экономики на положительном уровне. Кроме того, созданный Национальный фонд стал не только сберегательным, но и важнейшим инструментом макроэкономического регулирования, направленного на нейтрализацию рисков в экономике, а также гарантом ее устойчивости. В целом, на реализацию антикризисных мероприятий в Казахстане было выделено более 19 миллиардов долларов США, что соответствует 14 % ВВП страны, при этом государство не сократило финансирования ни по одной из социальных программ. Сегодня мы ощущаем первые положительные результаты. Во-первых, нам удалось стабилизировать проблему занятости. Благодаря бюджетным инвестициям в инфраструктуру, транспорт, социальные объекты по всей стране создано уже около 100 тысяч рабочих мест. Безработица остановлена на уровне 7,2 %, и есть уверенность, что выше этого порога она не поднимется. Во-вторых, несмотря на снижение цен по экспортным товарам Казахстана, наши международные резервы стабилизировались на уровне 43 миллиардов долларов США, и даже наметился рост. В-третьих, в целом, была достигнута общая стабилизация финансовой системы. Наблюдается рост объемов кредитования экономики, снижена инфляция. В мае текущего года международное рейтинговое агентство «Standard & Poor’s» повысило прогноз по суверенному рейтингу Казахстана до уровня «стабильный». Это важный позитивный признак того, что мы на правильном пути. Вместе с тем, кризис в очередной раз подтвердил необходимость диверсификации нашей экономики. Это единственно, на наш взгляд, верный путь посткризисного развития, способный обеспечить устойчивое и долгосрочное благосостояние граждан Казахстана. В связи с этим, начиная со следующего года Казахстан приступает к реализации десятилетнего плана, разбитого на два пятилетних, по форсированному индустриально-инновационному развитию страны. Приоритетные направления данного плана включают развитие следующих секторов: - агропромышленный комплекс; - стройиндустрия и строительные материалы; - нефтепереработка и сервисные услуги; - металлургия; - химия и фармацевтика; - энергетика и инфраструктура. Ожидается, что при сбалансированной мобилизации всех ресурсов по вышеназванным направлениям казахстанская экономика может получить добавленную стоимость в объёме порядка 50 миллиардов долларов США, что приближается к половине ВВП нашей страны. Одним из важных факторов успеха данной программы, наряду с мобилизацией финансовых ресурсов, является активное вовлечение в её реализацию иностранных инвесторов. В ходе нашей недавней встрече с г-ном Шлагетером, Послом Германии в Казахстане, я высказал заинтересованность казахстанской стороны в опыте Германии в реализации аналогичных программ. За 12 месяцев 2008 года валовой приток прямых иностранных инвестиций в республику составил около 20 млрд. долларов США, что на 7% больше аналогичного периода 2007 года. Хотел бы отметить, что социально-экономическое положение в Казахстане является стабильным, и будет оставаться достаточно благоприятным для реализации различных бизнес-инициатив. Мы ожидаем, что в 2009 году рост ВВП составит 1%, ВВП на душу населения - более 7 тыс. долларов США. Инфляция планируется на уровне не выше 11%. Также, хотел бы вкратце проинформировать наших германских коллег об инвестиционных возможностях Казахстана. Большинству из присутствующих сегодня на заседании германских коллег известно, что в Казахстане принята и реализуется Программа «30 корпоративных лидеров», главной целью которой является консолидация усилий бизнеса и государства в реализации инвестпроектов, направленных на диверсификацию экономики страны. В рамках Программы для инвесторов предусматривается предоставление ряда необходимых мер государственной поддержки, а именно: - участие государства в финансировании проекта, предоставление долгосрочных займов, государственных гарантий и поручительств; - предоставление прав недропользования, выделение земельных участков, необходимых для реализации проекта; - обеспечение необходимой инфраструктурой и другие. При этом в Программе, наравне с казахстанскими резидентами могут принимать участие и иностранные компании, основное требование к которым заключается в создании «центра прибыли» в Казахстане. Второе, что хотел отметить, это вопрос разделения рисков казахстанской стороной. В Казахстане созданы соответствующие институты развития и нацкомпании, которые наделены широкими полномочиями и могут выступить в качестве партнеров иностранных инвесторов для разделения рисков. Сегодня практически все нацкомпании и институты развития Казахстана объединены в Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Каждый институт развития имеет свою специализацию, а в целом они представляют систему комплексной государственной поддержки инвестиционных и инновационных проектов. В третьих - с 2003 года в Казахстане действует Закон «Об инвестициях», который в полной мере регламентирует правовые и экономические основы стимулирования инвестиций. По оценкам экспертов, данный закон является одним из лучших законов в странах с переходной экономикой. Меры господдержки инвестиций распространяются в равной степени, как на отечественных, так и на иностранных инвесторов. При реализации проектов в несырьевом секторе экономики инвесторам могут быть предоставлены инвестиционные преференции. Четвертое. С 1 января 2009 года вступил в действие новый Налоговый кодекс, который предусматривает реализацию принципа закона прямого действия, снижение общей нагрузки на несырьевые сектора экономики, создание условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики, улучшение условий для ведения бизнеса за счет совершенствования налогового администрирования и упрощение налоговых процедур В целях снижения налоговой нагрузки последовательно, в течение 3-х лет вдвое против действующей уменьшится ставка корпоративного подоходного налога. В дополнение к снижению ставки корпоративного подоходного налога значительно упрощен порядок получения инвестиционных налоговых преференций. Это откроет свободный доступ к инвестиционным налоговым преференциям широкому слою инвесторов, включая концессионные проекты и значительно повысит мотивацию налогоплательщиков к увеличению инвестиций в несырьевой сектор. Одновременно, увеличен срок переноса убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере позволяет воспользоваться преимуществами инвестиционной льготы. Ставка налога на добавленную стоимость с 2009 года равна 12 процентам. Это делает казахстанскую ставку НДС одной из самых низких в мире среди стандартных ставок этого налога. Снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор, создание благоприятных инвестиционных условий требует повышения экономической отдачи от добывающего сектора экономики. В целом, принятие нового Налогового кодекса способствует стимулированию экономической активности и является важным инструментом Программы стабилизации экономики Казахстана в условиях мирового экономического и финансового кризиса. В пятых. Казахстан имеет уникальное географическое положение, между рынками Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, что предопределяет особую актуальность участия Казахстана как равноправного партнера в формировании мировой транспортной системы. В целях реализации транзитного потенциала Казахстана, проработаны схемы финансирования и в скором времени будет начато строительство нового транспортного коридора Юг-Запад с автотрассой международного значения Западная Европа - Западный Китай.
Уважаемые коллеги!
Пользуясь случаем, хотел бы проинформировать вас о том, что 12 марта т.г. в г. Астана состоялся II Астанинский экономический форум. В работе форума приняли участие заместитель Генерального Секретаря ООН, Исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии ООН Ян Кубиш, Министр экономики и планирования Королевства Саудовской Аравии Халед Бен Мохаммед аль-Кусейби, Президент Исламского Банка Развития Ахмад Мохаммед Али аль-Мадани, Лауреаты Нобелевской Премии по экономике профессора Эдмунд Фэлпс и Роберт Манделл, экс-президент Европейского Банка Реконструкции и Развития, советник Председателя правления банка «BNP PARIBAS» Жан Лемьер. Экономический форум собрал воедино мнения и рекомендации ученых мира о дальнейшей перспективе развития как мировой экономики, так и Казахстана в частности. По итогам форума были получены положительные заключения известных ученых о проводимой антикризисной политике в Республике Казахстан. По итогам II Астанинского экономического форума на основе выступления Президента Н.А. Назарбаева и мнений, высказанных высокопоставленными гостями, были разработаны и приняты рекомендации участников форума для саммита «большой двадцатки» (G-20). Указанные рекомендации были направлены для ознакомления руководителям Секретариатов стран-участниц G-20. В этой связи хотел бы призвать германских коллег, принять активное участие в работе III Астанинского экономического форума, который состоится 5-7 июля 2010 года.
Уважаемые дамы и господа!
В заключении хотел бы еще раз подчеркнуть, что во взаимоотношениях между Казахстаном и Германией существует большой потенциал, который нам совместно необходимо будет реализовать. Хотел бы вас заверить, дорогие коллеги, в том, что казахстанская сторона приложит максимальные усилия в реализации поставленных нами целей.
Благодарю за внимание.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |