|
|
|
25.06.2009 Барьер для… золота. Что мешает благородному металлу стать важным инструментом финансового рынка
Казахстан находится на третьем месте по доказанным месторождениям золота среди стран СНГ после России и Узбекистана. Ресурсы страны оцениваются в 1,8 тысячи тонн, запасы - около 800 тонн, или 75,5 миллиарда долларов (904 долларов за одну тройскую унцию). При этом около 70 процентов добычи золота приходится на мелкие и средние по запасам месторождения. По некоторым данным, в стране насчитывается 122 коренных золоторудных, 81 комплексное и 34 россыпных месторождения. Зарегистрировано около ста золотодобывающих компаний, но в настоящее время только 35 из них ведут добычу золота и проводят геологоразведочные работы. Самым крупным производителем является компания KazakhGold Group Ltd. В 2001 году в республике было добыто 16,4 тонны золота, а в 2008 году - около восьми тонн. Существенное падение объясняется рядом факторов. В первую очередь отсутствием масштабного государственного участия в этом секторе. Разобщенность золотодобывающей промышленности, нехватка финансирования и развал инфраструктуры привели к потере государственного участия в золотодобыче. На его падение также повлияла нехватка технологий и инвестиций в отрасль. Иностранные инвесторы заинтересованы во вложении средств в уже разведанные месторождения. В целом перспективы роста золотодобычи в Казахстане имеются, и в этом процессе необходимо обеспечить интересы государства и населения. Сравнительный анализ законодательства в сфере оборота золота показывает, что в конце 90-х годов рынок драгметаллов Казахстана являлся наиболее перспективным среди стран СНГ и самым передовым в законодательном отношении. Тогда принятие ряда законодательных актов привело к активному вовлечению коммерческих банков в инвестирование золотодобычи, увеличению объема операций с драгоценными металлами. Казахстанские банки и производители имели преимущества перед участниками рынка драгоценных металлов из других стран СНГ также и в отношении таможенного законодательства. Например, в России в то время существовала экспортная таможенная пошлина в размере пяти процентов, что отрицательно сказалось на расширении объемов операций с драгметаллами. Наша законодательная база помогла привлечь инвестиции иностранных и отечественных компаний, коммерческих банков, привела к активному инвестированию золотодобычи, увеличению объема операций с драгметаллами, несмотря на падение цены золота на мировых рынках. Началось активное внедрение новых технологий в добычу и производство золота, инвестиции отечественных банков составляли большую часть объема инвестирования в золотодобывающую отрасль страны. Доля участия иностранных компаний в развитии отрасли в конце 90-х - начале 2000-х годов составляла 40,7 процента от общего количества работающих в этой сфере фирм. С участием отечественных и иностранных компаний осуществлена техническая модернизация ряда обогатительных фабрик, введены в действие заводы по выпуску сплава Доре и катодного золота. В результате производство драгоценных металлов в республике выросло. Так, если в 1998 году Казахстан произвел 8,9 тонны, в 1999-м - 9,6 тонны, то в 2000 году - 11,5 тонны. В январе - июле 2001 года Казахстан произвел 16,4 тонны. Банки второго уровня активно проводили операции с аффинированным золотом. Так, например, объем операций банка ЦентрКредит на внутреннем рынке в 1998-2001 годы составил 68 839 тройских унций, а на внешнем рынке - 69 983 тройских унций золота. Однако, после изменения законодательства в 2002 году, когда была отменена нулевая ставка НДС по реализации аффинированных драгоценных металлов собственного производства, банки практически перестали заниматься операциями с золотом. В действующем законодательстве Казахстана все еще точно не определена экономическая природа драгоценных металлов, как сырьевого товара, или финансового актива. К примеру, по закону о валютном регулировании, аффинированные драгоценные металлы в слитках относятся к валютным ценностям, а Налоговым и Таможенным кодексам они понимаются как товар. Двойственная экономическая природа драгоценных металлов должна находить свое отражение и в правилах налогообложения операций с ними. Неопределенность относительно толкования золота как товара или финансового инструмента может нанести существенный ущерб государственным интересам. Действующее законодательство привело к тому, что золото рассматривается как товар со всеми вытекающими отсюда последствиями. То есть обороты по золоту облагаются НДС, таможенными пошлинами при ввозе из заграницы. А при экспорте золота и сырья НДС возвращается производителю, таможенные пошлины не взимаются. Торговля золотом в слитках не разрешается между резидентами, хотя поправки давно находятся на рассмотрении в Парламенте. Например, в таких развитых странах, как Великобритания, Швейцария и США НДС на аффинированное золото в слитках при купле-продаже не взимается, а в Японии покупка золота населением облагается НДС, но возвращается при ее обратной продаже. Торговля золотом между резидентами разрешена. Прорехи в законодательстве, по нашему мнению, не только препятствуют развитию рынка золота в Казахстане, но и наносят определенный ущерб государственным интересам. Нормативно-правовая база, регулирующая рынок золота, не способствует концентрации золота внутри страны, но поощряет его вывоз за границу. Кроме того, действующее нормативно-правовое поле препятствует ввозу золота (как валюты) на территорию страны. Так, например, при ввозе в страну золота необходимо уплатить таможенную пошлину и НДС, которые не взимаются при ввозе иностранной наличной валюты. Таким образом, золото (то есть валюта) не накапливается внутри республики. Производители не заинтересованы в продаже золота на внутреннем рынке в силу налоговых нагрузок и заключенных контрактов. Хотя, несомненно, золото пользовалось бы большим спросом внутри Казахстана, как со стороны госорганизаций, так и со стороны других юридических и физических лиц. Со стороны государственных организаций главным покупателем золота выступил бы Национальный банк. Центральные банки с давних пор используют золото в качестве резерва. Особенность золота состоит в том, что оно выступает и в качестве финансового актива, при чрезвычайных обстоятельствах исполняющего роль денег, и в качестве обычного товара, подчиняющегося законам спроса и предложения. Золото не подвержено непосредственному влиянию экономической политики отдельно взятой страны. Поэтому его позиция не может пострадать от инфляции в той стране, чья валюта была бы взята как резерв. Резервы, сформированные из ценных бумаг иностранных государств, в случае административных мер правительств этих стран (замораживание вкладов, мораторий на выплаты по обязательствам) оказываются наиболее уязвимы. Золото защищено намного лучше и при необходимости может быть использовано. Продажа золота Нацбанку обеспечила бы страну дополнительным и существенным источником пополнения международных резервов страны, при этом Нацбанк не понес бы валютных рисков. По предварительным расчетам, НБ РК мог бы покупать до половины произведенного золота в Казахстане или около пяти тонн в год при нынешних объемах производства. Для решения этого вопроса необходимо обязать производителей золота продавать определенный объем произведенного золота Национальному банку на взаимовыгодных условиях. При положительном решении вопроса НБ РК мог бы эффективно удовлетворять потребности внутреннего рынка в золоте. В Казахстане имеется РГП на праве хозяйственного ведения «Казахстанский монетный двор НБ РК», на базе которого осуществляется выпуск инвестиционных золотых монет, сертифицированных (международное сертификационное общество «Tv Cert») мерных слитков из аффинированного золота разных параметров. В настоящее время потенциал Казахстанского монетного двора по выпуску мерных слитков составляет около шести тонн в год или 500 килограммов в месяц. Загрузка предприятия золотом успешно бы обеспечила спрос внутреннего рынка на них и способствовала бы развитию биржи по торговле драгметаллами. Для успешного функционирования «золотой» биржи, наряду с устранением законодательных барьеров, необходимо провести государственную стандартизацию мерных (массой менее одного килограмма) слитков. Стандартизация слитков значительно облегчит и упорядочит их оборот на биржевых площадках. Снятие ограничений и НДС на оборот золота на внутреннем рынке позволит населению диверсифицировать свои активы. Доллары перестанут быть единственной альтернативой сбережению вкладов. Приоритетность хранения сбережений в золоте заключается в защите от инфляции. Также следует отметить устойчивую обратную корреляцию золота против долларов. То есть золото является действенным инструментом защиты против падения курса доллара. Либерализация рынка драгметаллов позволила бы частично произвести де-долларизацию экономики. Таким образом, для развития внутреннего рынка золота и для обеспечения страны дополнительным источником пополнения международных резервов необходимо внести определенные изменения в Налоговый кодекс в части введения нулевой ставки НДС на обороты аффинированного золота, изготовленного как из собственного, так и из несобственного сырья, отменить таможенные пошлины на импорт золота и золотого сырья. Эти меры позволят завозить золотое сырье и золото из соседних стран. Также необходимо разрешить торговлю аффинированным золотом между резидентами страны.
Есжан БИРТАНОВ, заместитель директора департамента монетарных операций НБ РК, Жангали ДАДЕБАЕВ, заместитель начальника управления дилинговых операций
Подготовила Алевтина ДОНСКИХ
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (https://www.kazpravda.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |