|
|
|
17.07.2009 Некоторые вопросы юридического представительства в суде
Благодаря постоянному вниманию и поддержке Главы государства в стране проводится масштабная судебно-правовая реформа, результаты которой всем известны. Не вдаваясь в анализ сделанного и намечаемого, можно с уверенностью констатировать: реформы в судопроизводстве намного опережают реформы в прокуратуре, следствии и в адвокатуре, хотя они должны проводиться одновременно. Если учесть, что судопроизводство строится на состязательной основе, то становится очевидным, что качество отправления правосудия напрямую зависит по уголовным делам от качества работы предварительного следствия, прокурорского надзора, позиции участвующих в процессе прокуроров, а по гражданским делам - от качества оказываемой юридической помощи гражданам и юридическим лицам. Последнее представляется особенно актуальным, поскольку количество обращений в суд за защитой своих конституционных прав ежегодно возрастает, а проблема обеспечения физических и юридических лиц квалифицированной правовой помощью остается нерешенной. Статья 13 Конституции Республики Казахстан провозглашает, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, бесплатно. Возведение права на квалифицированную юридическую помощь до конституционного уровня обусловлено важным обстоятельством. Отсутствие данной нормы лишает лицо возможности получить юридическую помощь, что, в свою очередь, приводит не только к существенному ограничению либо ущемлению законных прав и интересов человека и гражданина, нарушению принципа равенства перед судом, но иногда и к необратимым последствиям для граждан и всего общества в целом. И нельзя не согласиться с мнением президента Союза адвокатов Казахстана А. Тугела о том, что «по сути, положение Конституции о гарантировании каждому квалифицированной защиты прав, свобод и законных интересов, оказалось декларативным» («Казахстанская правда», 28 апреля 2009 г.). И разделяем обеспокоенность проблемой непрофессионализма многих представителей сторон в суде. Согласно статье 58 ГПК Республики Казахстан граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. По подавляющему большинству дел граждане сами защищают свои права в суде. И это несмотря на то, что юридические процедуры постоянно усложняются, требования к составлению процессуальных документов возрастают. Ранее закон обязывал судей принимать меры для установления объективной истины по делу, собирать по собственной инициативе доказательства, разъяснять сторонам закон, с тем, чтобы они могли правильно реализовать свои права и т.д., то есть в определенной степени работу адвокатов, представителей выполнял сам судья, поэтому любой обратившийся с иском гражданин мог рассчитывать на юридическую помощь со стороны суда. Однако в первые же годы обретения независимости гражданское процессуальное законодательство было реформировано, и теперь в соответствии со статьей 15 ГПК Республики Казахстан гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Суд полностью освобожден от сбора доказательств по собственной инициативе в целях установления фактических обстоятельств дела. Любые попытки со стороны судьи оказать помощь стороне в сборе доказательств либо в определении правильной правовой позиции чреваты тем, что другая сторона может обвинить судью в необъективности, предвзятости и даже в коррупции. Статья 14 Конституции Республики Казахстан утверждает, что все равны перед законом и судом, а согласно статье 15 ГПК Республики Казахстан стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. И хотя стороны избирают свою позицию, способы и средства ее отстаивания самостоятельно, государство должно создавать такие условия, чтобы каждая из сторон могла реализовать свои конституционные права на получение квалифицированной юридической помощи в полном объеме, независимо от своего социального положения, образования, национальности и материального положения. В сложившихся условиях необходимо всемерно развивать институт представительства, сделать его доступным для граждан, а главное, чтобы оно осуществлялось квалифицированно. Во многих странах участие в суде граждан без юридического сопровождения просто не допускается, а в вышестоящих суде6ных инстанциях выступают только профессиональные адвокаты. В залах суда представители сторон ведут диалог на юридическом языке, ссылаясь на законы и судебную практику. У нас же нередко граждане говорят о чем угодно, только не о законе, и призывать к соблюдению законов бессмысленно, поскольку они просто их не знают. Согласно закону представителями по гражданскому делу могут быть профессиональные адвокаты либо представители по доверенности. Говорить о широкой доступности юридической помощи, особенно малоимущим и социально незащищенным слоям населения, со стороны адвокатуры, вряд ли приходится. В областных центрах и крупных городах эта проблема в большинстве своем как-то разрешена, чего не скажешь о сельских населенных пунктах, особенно отдаленных. В настоящее время в Союзе адвокатов состоят 3625 человек. Из них более половины специализируются на оказании юридической помощи по уголовным делам, остальные адвокаты обеспечивают представительство по гражданским делам. Если учесть, что в 2008 году судами республики по первой инстанции окончено производством 435 638 гражданских дел, то становится очевидным явное несоответствие численности адвокатов потоку исковых заявлений в судебные учреждения. Особенно катастрофическим является положение дел с оказанием правовой помощи адвокатами в сельской местности. Ежегодно до 2-х десятков районных судов в сельской местности отправляют правосудие без участия адвокатов. На трех судей в сельских районах приходится только один адвокат. Почти прекратилось пополнение рядов адвокатов на селе за счет выпускников юридических вузов. Во многих районах адвокатами работают юристы старшего поколения, и число их ежегодно сокращается. Организационная деятельность Союза адвокатов особых изменений не претерпела. Коллегии адвокатов не оказывают какой-либо конкуренции на рынке оказания юридических услуг, проявляя полную инертность и незаинтересованность, в результате доля участия в судах частнопрактикующих юристов ежегодно возрастает. Юридические компании, в том числе и иностранные, давно специализируются на обслуживании крупных компаний и фирм, оказании правовых услуг в сфере налогообложения, «вложения» инвестиций, по вопросам коммерческой торговли, оказания транспортных услуг и т. д. В целом, по республике не имеется ни одной специализированной юридической консультации. Стало проблемой составление исковых заявлений и иных процессуальных документов на государственном языке, вследствие чего сужается сфера применения казахского языка в судопроизводстве, поскольку в соответствии с законом избрание языка судопроизводства зависит от того, на каком языке составлено исковое заявление в суд. Снижение обращаемости граждан и юридических лиц к услугам профессиональных адвокатов обусловлено во многом тем, что государство отказалось от регулирования тарифов на оказание юридических услуг, установив свободные договорные цены, без каких-либо ограничений, в результате некоторые адвокаты, обеспечив себе крупный гонорар по нескольким гражданским делам, отказываются от оказания юридической помощи населению, ссылаясь, что их не устраивает предлагаемая клиентом сумма вознаграждения. Попытки юристов, депутатов поставить в определенные рамки эту деятельность адвокатуры встречают яростное сопротивление, хотя в той же богатой, цивилизованной и демократической стране, как Германия, да и в других странах, государство занимается регулированием тарифов на адвокатские услуги, устанавливая нижние и верхние ставки гонораров в зависимости от сложности дела, как за составление процессуальных документов, так и за выступление в судах различных уровней, поэтому население этих стран участвует в судопроизводстве в основном через своих представителей - профессиональных адвокатов. Без количественного роста в несколько раз нынешнего адвокатского корпуса невозможно обеспечить исполнение требований Конституции о предоставлении гражданам квалифицированных юридических услуг, к тому же в ряде случаев и бесплатно. Основной преградой к этому является, как ни странно, Министерство юстиции, которое, взяв на себя функции проведения квалификационного экзамена и выдачи лицензии, фактически допускает вмешательство государственных институтов в дела общественных объединений, каковым является Союз адвокатов, подменяя их функции по приему в ряды адвокатов. Если Министерство юстиции заинтересовано в укреплении адвокатуры, то ему в первую очередь необходимо отказаться от администрирования, развивать адвокатское самоуправление, передав свои функции по приему адвокатов самим коллегиям адвокатов. Министерство юстиции Республики Казахстан может и должно заниматься правовой и методической помощью адвокатуре, представлять интересы адвокатуры в государственных органах, реализацией конституционных положений о предоставлении бесплатной юридической помощи по гражданским делам, разработкой механизмов, позволяющих осуществлять контроль за правильной гонорарной практикой и предоставлять населению дешевые, но, в то же время, качественные юридические услуги. Ослабление роли адвокатуры оказалось на руку случайным лицам. Суды всех уровней буквально наводнены представителями по доверенности, многие из которых не имеют отношения к юриспруденции, но заслужили славу народных заступников в силу своих личных качеств, далеких от безупречности. Среди них имеются немало мошенников, которые обещают гражданам «развести» дела любой сложности и на любом уровне, требуя за это солидное вознаграждение, часть которого они якобы намерены использовать для подкупа судей и других должностных лиц. В своей практике судьи встречаются с разного рода представителями, например, страдающими физическими недостатками слуха или зрения, бузотерами, склочниками, хулиганами, политическими спекулянтами. Желание выиграть судебный процесс любыми средствами, кроме юридических, заставляет их объединяться в различного рода общественные объединения, например, фонды по борьбе с коррупцией и т. д. Два года тому назад участники одного из таких объединений устроили возле здания Верховного суда несанкционированный пикет, угрожая облить себя бензином и сжечь, если не будут решены положительно судебные иски их клиентов. Такое поведение профессиональных адвокатов трудно себе представить, так как существует Устав Союза адвокатов и этические нормы поведения, обязательные для адвокатов, за нарушение которых может наступить дисциплинарная ответственность. В отношении представителей по доверенности у суда не имеется механизмов воздействия на их поведение, более того, судья не может отстранить его от участия в деле со ссылкой на юридическую безграмотность либо неэтичное поведение. В интересах правосудия следует, на наш взгляд, законодательно ограничить участие в судах представителей по доверенности. Для этого необходимо всемерно развивать институт адвокатуры в количественном и качественном отношении, с тем, чтобы в судах выступали только профессиональные адвокаты. Те частнопрактикующие юристы, которые участвуют в судах в качестве представителей, должны вступить в ассоциации адвокатов и иметь прикрепление к юридической консультации, выступать в суде по ордеру, выданному юридической консультацией, а все денежные операции проводить через кассовый аппарат юрконсультации. Такие же требования должны быть предъявлены к юристам предприятий и организаций. Если они желают выступать в суде, то они должны одновременно являться членами ассоциаций адвокатов. Объединение всех юристов, выступающих в судах, в ассоциации адвокатов позволит вести целенаправленную работу по повышению деловой квалификации адвокатов, укреплению дисциплины, улучшению гонорарной практики, позволит проводить работу по противодействию коррупции и направить усилия адвокатского корпуса на улучшение правовой пропаганды и правового воспитания граждан. Увеличение в несколько раз численности адвокатов, усиление контроля за поступлением взносов и других отчислений в коллегии адвокатов позволит ассоциациям адвокатов иметь достаточные средства для улучшения материальной базы, повернуться лицом к оказанию правовой помощи беднейшим и малоимущим слоям населения. Министерству юстиции Республики Казахстан. Союзу адвокатов следовало бы изучить опыт Российской Федерации, где в порядке эксперимента в сельских регионах создана государственная адвокатура. Следует на законодательном уровне установить запрет на участие в суде истцов и ответчиков без юридического сопровождения. В тех случаях, когда гражданин не имеет средств, суд сам должен назначить ему адвоката. При этом в законе необходимо предусмотреть дисциплинарную и материальную ответственность адвокатов за срыв судебных процессов без уважительных причин, за отказ от оказания правовой помощи, за нарушение гонорарной практики. Целесообразно ввести обязательную аккредитацию адвокатов, выступающих в областных судах и в Верховном суде Республики Казахстан. Это будет способствовать карьерному росту адвокатов, повышению их оплаты труда, что позволит избавиться от адвокатов-посредников по коррупционным делам и повысит качество юридического обслуживания в вышестоящих судах. Представляется, что перечисленные выше меры будут способствовать реализации на деле положений Конституции Республики Казахстан о праве граждан на получение квалифицированной юридической помощи, о равенстве всех граждан перед законом и судом.
Сансызбек Раимбаев, судья Верховного суда Республики Казахстан
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |