|
|
|
01.07.2009
Результаты исследования «Казнет» после внесения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» Мнение профессионального сообщества // Июнь 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Цели и задачи исследования Методология Объект исследования Методика исследования Аудитория исследования РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Оценка уровня вовлеченности профессиональных участников в работу над законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РеспубликиКазахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» (далее законопроект) Оценка мнения профессионального сообщества к инициативе госсектора приравнять все Интернет-ресрсы к СМИ Влияние законопроекта на себестоимость работ профессиональных Участников Казнета Оценка перспективы спроса на Казнет после ужесточения регулирования ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Данное исследование было проведено в Республике Казахстан по инициативе Международного центра журналистики MediaNet при поддержке Фонда Сорос-Казахстан. “Мнения, заключения, рекомендации в настоящем исследовании принадлежат авторам и необязательно отражают позицию Фонда Сорос-Казахстан”
Цели и задачи исследования
Основная цель исследования - оценка влияния законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей" на рынок казахстанского сегмента Интернета.
Задачи исследования:
1. Оценить уровень вовлеченности профессиональных участников рынка при разработке и обсуждении законопроекта. 2. Оценить отношение профессионального сообщества к инициативе госсектора приравнять все Интернет-ресурсы к средствам массовой информации. 3. Оценить влияние законопроекта на себестоимость работ компаний предоставляющих доступ к Интернету, компаний формирующих контент Интернет-ресурсов. 4. Оценить перспективы спрос на Казнет и уровень его популярности после.
Объект исследования:
· Провайдеры · Владельцы Интернет-ресурсов
Методика исследования:
· анкетный опрос профучастников Казнета · анализ вторичных источников информации
Аудитория исследования:
В опросе приняли участие 64 респондента: - менеджеры 20 компаний, оказывающих услуги по предоставлению доступа в Интернет, - менеджеры 44 самых посещаемых сайтов на основе рейтинга CountZero
Респонденты
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Оценка уровня вовлеченности профессионального сообщества в работу над законопроектом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей".
Вопрос к респондентам:
Был ли проявлен интерес со стороны госсектора к вашему мнению?
Провайдеры
Как показал опрос, профессиональные участники Казнета не участвовали ни на уровне разработки законопроекта, ни на уровне его обсуждения. Хотя у разработчиков законопроекта Агентства РК по информатизации и связи (АИС) и депутатов парламента РК было достаточно времени для тестирования в профессиональной среде предложенных поправок. Постановление правительства о внесении на рассмотрение в Мажилис проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей" датировано 18 декабря 2008 года. Из 20 опрошенных Интернет-провайдеров, только одна компания ответила положительно на вопрос «Был ли проявлен интерес со стороны госсектора к вашему мнению?» 19 компаний дали отрицательный ответ. Отсюда можно сделать вывод, что технологическая часть регулирования отношений между субъектами «Казнета», которая во многом зависит от технологической оснащенности Интернет-провайдеров, разработчиками законопроекта не рассматривалась. По крайней мере, официальные представители АИС не давали комментариев о том, как повлияет законопроект на рынок предоставления доступа в Интернет. На сегодняшний день в Казахстане насчитывается свыше 400 Интернет-провайдеров, большая часть из них относится к субъектам малого предпринимательства. Резкие изменения технических правил игры со стороны госорганов может нанести непоправимый удар по бизнесу небольших Интернет-провайдеров.
Интернет-ресрсы
Еще более убедительно фактор игнорирования профессионального мнения при разработке законопроекта выявлен при опросе владельцев Интернет-ресурсов.
В опросе приняли участие представители самых популярных сайтов Казнета - 44 сайта. Из них только представитель одного сайта дал положительный ответ на вопрос «Был ли проявлен интерес со стороны госсектора к вашему мнению?». Другие респонденты (43 ответа) указали на то, что со стороны госсектора не был проявлен интерес к их мнению. Следует отметить, что участвовавшие в опросе представители Интернет-ресурсов Казнета составляют основу казахстанского сегмента Интернета. На их долю приходится свыше 300 тысяч посещений в день. Мнения, высказанные некоторыми представителями Интернет-ресурсов, по вышеуказанному вопросу показывают, что между госсектором и владельцами популярных Интернет-ресурсов нет конструктивного взаимодействия в принятии решений. Разработчик законопроекта, АИС, противоречит одобренной правительством «Концепции формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети Интернет (Казнет) на 2008-2012 годы». В статье концепции «Мониторинг и оценка развития Казнета (4.5.) в качестве базовых принципов механизма модернизации пространства Казнет перечислены следующие пункты (курсивом выделены те, которые на наш взгляд, были проигнорированы АИС):
1. научное обоснование выбираемых вариантов решения проблем и оценка рисков; 2. модельная и экспериментальная проработка принятых вариантов; 3. анализ и оценка возможных последствий их практического внедрения; 4. широкое общественное обсуждение и обобщение полученных результатов на основе данного обсуждения; 5. эволюционный подход к осуществлению принятых решений на практике.
АИС не предоставил профессиональной общественности анализ оценки рисков предлагаемого законопроекта. Также, не было опубликовано каких либо материалов со стороны разработчиков по поводу экспериментальной проработки законопроекта, к примеру, на базе официальных Интернет-ресурсов. Кроме этого, агентство не предоставило «анализа и оценки возможных последствий практического внедрения» законопроекта. И как показал опрос, АИС проигнорировал такой пункт как «широкое общественное обсуждение и обобщение полученных результатов на основе данного обсуждения.
Комментарии респондентов «Был ли проявлен интерес со стороны госсектора к вашему мнению?»
· «Достаточно сложный в исполнении законопроект, вряд ли будет реализован в ближайший год, поскольку Интернет является международной площадкой и существует не только для граждан Казахстана. · «Никаких запросов, от госорганов не поступало, анкетирования не проводилось. Но мы активно печатали взвешенные без «пены у рта» материалы, где рассматривались все «за» и «против» по законопроекту. · «АИС, консультировался с нашей компанией, для предстоящей информационной поддержки законопроекта в СМИ, самостоятельно инициируя данную проблему». · «Собственно говоря, как обычно, «власть предержащим» даже в голову не пришло, что нужно кого-то спрашивать. Впрочем, со своей стороны какой-либо активности заинтересовать «госсектор» мы, конечно, тоже не проявляли». 2. Оценка мнения профессионального сообщества к инициативе госсектора приравнять все Интернет-ресрсы к СМИ
Вопрос к респондентам:
Согласны ли вы с тем, что все Интернет-ресурсы приравниваются к средствам массовой информации?
Как видно из графиков представители госсектора при работе над законопроектом проигнорировали позицию профессионального сообщества о несогласии приравнивать Интернет-ресурсы к средствам массовой информации. В данном случае мы имеем беспрецедентный случай принятия законопроекта, который не отвечает интересам общества. Из 20 опрошенных Интернет-провайдеров, 16 выступили против того, чтобы Интернет-ресурсы приравнивать к СМИ. Среди владельцев сайтов, также подавляющее большинство против - 34 респондента. 8 опрошенных выразили согласие, двое затруднились ответить. Согласно законопроекту, все источники информации в сети должны нести ту же правовую ответственность, что и СМИ, будь то, чат, блог, социальная сеть или веб-презентация компании. С профессиональной точки зрения такое натянутое сравнение дает основание полагать, что авторы законопроекта имеют низкую компетенцию в сфере СМИ. Разработчики не удели внимания принципиальной разнице между средством массовой информации, не важно, на каком оно носителе (бумага, телеэфир, глобальная сеть), и информационной площадкой в интернете. Любое СМИ вне зависимости от географии несет ответственность за качество своей продукции. Информационный продукт в СМИ - это редакторская работа, подразумевающая обработку данных и фактов, стиль написания, построения вопросов, стратегию поиска тем и т.д. Если СМИ продает некачественный продукт - ложную информацию, информацию противоречащую закону, оно в полной мере несет ответственность перед своей аудиторией. Так же как любой производитель автомобилей или лекарств. В свою очередь информационные площадки не генерируют собственного информационного продукта, они дают возможность для размещения информации, мнений и т.д.. В их компетенцию не входит ни редакторская работа, ни проверка фактов. Терминологическое превращение Интернета в СМИ в правовом поле противоречит логике всемирной сети. Также негативное отношение к приравниванию Интернет-ресурсов к СМИ выразили и представители СМИ. 24 июня 12 неправительственных журналистских организаций Казахстана направили главе государства письмо с просьбой блокировать законопроект. Многие респонденты в оценке инициативы госсектора приравнять все Интернет-ресурсы к СМИ использовали такие эпитеты как бред и абсурд. Как видно из опроса данная инициатива не нашла понимание и какой-либо поддержки со стороны профессионального сообщества. На наш взгляд игнорирование профессионального мнения широкой общественности дискредитирует национальную концепцию формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети Интернет. Вышеуказанный документ является базовым ориентиром для профучастников и потенциальных инвесторов в понимании развития Казнета до 2012 года. Нарушение пункта концепции «широкое общественное обсуждение и обобщение полученных результатов на основе данного обсуждения» подорвет доверие инвесторов к глобальному рынку Казнета. Фактически АИС создало прецедент, который дает основание оценивать казахстанский сектор Интернета как рынок с высокой степенью политических рисков. Регулятор рынка в течение года дважды меняет правила игры в одностороннем порядке. В апреле 2008 года была принята концепция развития Казнета, а уже в декабре, разрабатывается законопроект, противоречащий этой концепции.
Комментарии респондентов. Согласны ли вы с тем, что все Интернет-ресурсы приравниваются к средствам массовой информации?
Провайдеры
· «В сети полно ресурсов предоставляющих возможность выражения мнения физическим лицам, они не могут быть приравнены к сотрудникам информационных агентств, и официально заявлять, о чём-либо от лица информационного агентства. Приравнивание всех Интернет-ресурсов к средствам массовой информации - полный абсурд». · «Заняться нечем больше государству». · «Категорически не согласен с этим законом, чтобы приравнять все интернет-ресурсы к СМИ, нужна лицензия каждому, а это полный бред» · «Согласен, но присутствует много НО…»
Интернет-ресурсы
· «То, за что ратуют с самого создания в 1990-х протокола WWW все сетевые и околосетевые полит-, бизнес- и культурные деятели, как раз предполагает интерактив: то есть активное участие интернет-пользователей в работе ЛЮБОГО сайта. Иными словами, не пассивное прочтение того, что выложено контент-группой, а активное обсуждение, выражение своих мнений, возможность оставления той информации, которая по тому же поводу имеется у них. Но не все интернет-ресурсы имеют возможность модерировать размещаемый извне контент. Всякое эмоциональное высказывание посетителя можно и за уши притянуть под определение «способный разжечь межконфессиональную, межнациональную вражду», а значит, появляется инструмент воздействия и давления на СМИ со стороны государственных структур, политических партий, бизнес-сообществ. · «Интернет-ресурсы должны нести ответственность за опубликованную информацию, поскольку посредством web-ресурсов возможно вести пропагандистскую и экстремистскую деятельность. Необходимо четко обозначить свод нарушений попадающих под уголовную или административную ответственность. Данные правила обсудить всенародно, посредством специально-созданного web-ресурса и только потом отправлять в парламент». · «Это очевидный для любого знакомого с сутью интернет-технологий преступный бред. Как и любой преступный бред, увы, он может стать законной реальностью». · «Мы не готовы нести ответственность за комментарии пользователей к материалам сайта, в целом же к закону относимся положительно». · «Нет, я не согласен. Да, часть сайтов действительно является СМИ, но их не такое уж большое количество. Все остальное нельзя приравнивать к СМИ». · «Любой здравомыслящий человек понимает, что это бред. Правда, госчиновники, которые разрабатывают данный законопроект, считают по-другому». · «Не все сайты соответствуют формату СМИ, поэтому закон не должен приравнивать их». · «Не согласен только в том, что владелец должен нести ответственность за высказывания посетителей сайта, материалы же самого издания могут регулироваться теми же законами, что и в отношении к СМИ». · «С законом знаком слабо, но некоторая цензура должна присутствовать. Бизнес-сайты также должны нести ответственность за размещенную информацию» · «Мы - законопослушная компания, у нас законопослушный сайт, поэтому я не могу ответить на вопрос. Как государство решит, так и будет. Вообще, чрезмерный ажиотаж вокруг этого закона».
3. Влияние законопроекта на себестоимость работ профессиональных участников Казнета
Вопрос для Интернет-провайдеров:
Законопроект предполагает внесение изменений в «Закон о связи», чтобы Интернет-провайдеры хранили все данные об абонентах (адреса обращения к интернет ресурсам, идентификаторы Интернет-ресурса) в течение двух лет. Приведет ли данная инициатива к увеличению расходов Интернет провайдеров.
Все провайдеры однозначно ответили, что необходимость хранения информации в течение двух лет приведет к удорожанию себестоимости их работ. Причем 16 респондентов предполагают, что их расходы увеличатся более чем на 10%. Четыре респондента считают, что их расходы не превысят 10% от сегодняшних значений. Данные опроса показывают, с вводом новых механизмов регулирования взаимоотношений между субъектами Интернета вероятность удорожания услуг по предоставлению доступа в Интернет для конечных потребителей значительно возрастает. Если учитывать тот фактор, что стоимость услуг Интернета в Казахстане одна из самых высоких в странах СНГ, то рост цен на услуги передачи данных сократит динамику роста проникновения Интернета в Казахстане. Принятый законопроект ставит под удар такие стратегические направления экономики как информатизация общества и ИТ.
Вопрос для владельцев Интернет-ресурсов:
Как отразится на себестоимости работ по поддержке вашего сайта введение в правовое действие вышеуказанного законопроекта?
Две трети владельцев Интернет-ресурсов принявших участие в опросе будут вынуждены увеличивать затраты на поддержку сайтов при введении законопроекта в казахстанское правовое поле. 30% респондентов (13 ответов) предполагают значительное увеличение расходов - свыше 10%. 36% респондентов (16 ответов) ждут незначительного удорожания работ по поддержке сайта. Треть опрошенных (15 ответов) не ожидают удорожания работ в связи с вводом законопроекта. На сегодняшний момент в казахстанском сегменте Интернет насчитывается более 6 тысяч активно работающих сайтов. Из них 90% по оценкам различных экспертов являются убыточными. Закрепление личной ответственности, за любую размещенную информацию на Интернет-ресурсе, приведет к снижению рентабельности проектов в Казнете. Многим владельцам сайтов придется расширять штат модераторов, или сокращать возможности для интерактивного общения. Высока доля вероятности того, что часть сайтов просто не сможет соответствовать новым требованиям, к примеру, такие площадки как форумы и блоги с вводом законопроекта в силу начнут исчезать из казахстанского сегмента Интернета. Однозначно можно говорить о том, что предложенный механизма регулирования отношений между субъектами Интернета, спровоцирует процесс качественного обеднения Казнета. В первую очередь будут сокращаться интерактивные Интернет-ресурсы. А их доля среди зарегистрированных сайтов в доменной зоне KZ превышает 50%. К примеру, из 10 самых посещаемых сайтов Казнета, по версии рейтинга CountZero, 6 сайтов имеют модули для интерактивного общения.
В итоге законопроект может привести к спаду следующие рынки: - предоставление доступа к Интернету; - сопровождение и информационная поддержка Интернет-ресурсов; - дизайн и разработка сайтов.
По самым скромным подсчетам в совокупности эти рынки обеспечивают свыше 20 тысяч рабочих мест в Казахстане, а косвенно - более 200 тысяч.
Комментарии респондентов
Провайдеры
· «Плюс к расходам, это ещё и тотальный контроль за всеми и каждым, что противоречит закону» · «Это огромные затраты на носители информации!» · «Точно не можем сказать на сколько %, но однозначно приведет к расходам»
Владельцы Интернет-ресурсов
· «Полное соответствие вообще невозможно без изменения сути Интернет-ресурсов в Казахстане. Почему бы следующим шагом не признать всех граждан Казахстана СМИ. И не заставить их купить диктофоны, и хранить всё, ими сказанное, в течение 2 лет?» · «2 года, а что дальше? После скажут, 10 лет». · «Себестоимость увеличится. Если прибыль не будет покрывать расходы - мы будем вынуждены закрыться». · «Себестоимость увеличится незначительно только за счет того, что мой сайт является развлекательным. Информация на сайте и так хранится за все время его жизни (около 5 лет)». · «Вся информация на нашем сайте хранится вот уже 8 лет, и мы ее всячески аккумулируем, потому что она носит большей частью информационный характер, а у информации бывает лишь один изъян - ложность или сфальсифицированность, чего мы стараемся избегать. Что касается комментариев, оставляемых пользователями, то они постмодерируемы: после уведомления на почту об их появлении, модератор видит IP-адрес пользователя, имеет возможность удалить его высказывание, запретить этому адресу оставлять комментарии вообще. Кроме того, сама функция размещения комментариев доступна в период с 9:00 до 21:00 времени Астаны (+6 GMT). Таким образом, у нас не происходит накрутки себестоимости из-за рабочей единицы (текущей штатной, или дополнительной, или внештатной), которой вменяется в обязанности и ночами модерировать сайт».
4. Оценка перспективы спроса на Казнет после ужесточения регулирования отношений между его субъектами.
Вопрос к владельцам Интернет-ресурсов
Отразится ли на посещаемости вашего сайта введение в правовое действие вышеуказанного законопроекта?
23 респондента предполагают, что введение механизма регулирования в Интернете понизит популярность их сайтов. В большей мере, к такому мнению приходят владельцы тех Интернет-ресурсов, где развиты опции интерактивного общения. 21 респондент считает, что после ввода законопроекта в силу, количество посетителей на их сайты останется на прежнем уровне. В комментариях респондентов отражается главный тренд Обязательства по предоставлению информации об абонентах по запросу уполномоченных органов - вызовет дискомфорт у пользователей сайтов.
Комментарии респондентов
· «Если будут прецеденты, то, конечно же, уменьшится». · «Если вдруг органы запросят информацию и абонент узнает, что информация была передана, то количество пользователей уменьшится». · «Не каждый пользователь готов раскрывать свою анонимность». · «Количество пользователей уменьшится, так как в интернете человек старается оставаться в привате, а если он будет знать, что сведения, которые получит администратор ресурса, будут разглашены, он попросту не станет к нам ходить, а пойдёт на рунетовские аналоги. Посещаемость упадёт значительно». · «Информация и услуги, опубликованные на нашем сайте, публична. Поэтому мы не видим проблем с возможным уменьшением пользователей, так как компания работает в формате торгово-рыночных отношений». · «Нет, мы уверены, что не отразится, поскольку редакция сайта вот уже больше 8 лет контролирует и жестко модерирует начала на Форумах, а теперь и в комментариях: Такую политику сайт вел с самого своего рождения и возможно поэтому наш Форум не так посещаем как некоторые иные, и комментарии к статьям у нас довольно редки:). Зато те, что есть, во многом отличаются интеллектуальным уровнем от обычных «каментов», потому что их оставляют люди, которые приходят сделать попытку разобраться в обсуждаемом вопросе, а не просто погорланить, покрасоваться, оставаясь анонимными или «слить» компромат».
ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
Принятый парламентом проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» выступает диссонансом с одобренной правительством «Концепцией формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети Интернет (Казнет) на 2008-2012 годы».
В частности, нарушены базовые механизмы модернизации пространства Казнета, прописанные в концепции, а именно:
1) научное обоснование выбираемых вариантов решения проблем и оценка рисков; 2) модельная и экспериментальная проработка принятых вариантов; 3) анализ и оценка возможных последствий их практического внедрения; 4) широкое общественное обсуждение и обобщение полученных результатов на основе данного обсуждения;
(Из «Концепции формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети Интернет (Казнета) на 2008-2012 годы»; статья 4.5. Мониторинг и оценка развития Казнета.)
Последствия такой дискредитации - это снижение итак не очень высокой инвестиционной привлекательности Казнета. Сектор вебтехнологий в Казахстане попадет в разряд рынков с высоким инвестиционным и политическим риском. Создается такой прецедент, когда регулятор рынка меняет в одностороннем порядке правила игры без учета интересов профучастников и потребителей. Законопроект таит в себе значительные экономические риски для рынка Казнета, где работает свыше 20 тысяч казахстанцев. Депутаты парламента Республики Казахстан и Агентство РК по информатизации и связи не уделили должного внимания экономической составляющей законопроекта. Свыше 90% опрошенных профучастников Казнета, не принимали никакого участия ни при разработке законопроекта, ни при его обсуждении в парламенте. У законопроекта нет технико-экономического обоснования. Разработчики законопроекта и депутаты парламента противоречат интересам профессионального сообщества. Против инициативы приравнивать Интернет-ресрсы к СМИ выступило большинство Интернет-провайдеров - 80% и большинство владельцев Интернет-ресурсов - 77%. Возникает вопрос для кого разрабатывался законопроект в действительности, если он не нашел поддержки со стороны участников отрасли. С вступлением законопроекта в силу стоимость Интернета в Казахстане увеличится. Все опрошенные провайдеры предполагают увеличение себестоимости работ в связи с необходимостью хранения информации об абонентах в течение двух лет. Расходы провайдеров неизбежно лягут на рядовых пользователей Интернета. В свою очередь это негативно отразится на динамике прироста новых пользователей. На сегодня уровень проникновения Интернета в Казахстане остается крайне низким - всего 16%. Определяющим фактором такого скромного показателя является высокая цена на Интернет. В последнее время динамика прироста наметилась, но она окажется лишь временной, если закон будет принят. Предложенный АИС механизм регулирования отношений между субъектами казахстанского сегмента Интернета сократит число казахстанских веб-ресурсов и понизит уровень рентабельность Казнета. Две-трети опрошенных владельцев Интернет-ресурсов считают, что законопроект приведет к удорожанию работ по поддержке сайтов. Серьезные расходы понесут те, кто имеет на своем сайте опции обратного связи и интерактивного общения (комментарии, форумы, блоги). В Казнете Интернет-ресурсы с интерактивными площадками превышают долю в 50% от общего числа зарегистрированных сайтов в доменной зоне kz. Последствия принятия закона усилят «эмиграцию» казахстанских пользователей Интернет в российскую интернет зону, а Казнет утеряет роль отраслевого регионального лидера. 52% опрошенных владельцев Интернет-ресурсов, ожидают снижение популярности своих сайтов после введения цензуры в интернете. Казнет рискует закрепить за собой роль поставщика клиентов для Рунета и утерять наметившееся отраслевое лидерство в Центрально-Азиатском регионе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» не соответствует реалиям рынка, не учитывает интересов его участников и общества, не отвечает международным правовым стандартам, а также противоречит национальной концепции развития Казнета. В связи с этим, авторы исследования настаивают на соблюдении тех подходов, которые определены документом «О концепции формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети Интернет (Казнета) на 2008-2012 годы".
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |