|
|
|
Акцизы
В Казахстане изначально в перечень подакцизных товаров входили такие товары, относящиеся к предметам роскоши, как ювелирные изделия, хрусталь, осетровые и лососевые рыбы и их икра, меховые изделия, а также электроэнергия. Кроме того, существовали подакцизные виды деятельности, такие, как игорный бизнес, организация и проведение лотерей. В течение ряда лет данный перечень изменялся и в проект Налогового кодекса, который вступает в силу с 1 января 2009 г., вошли следующие подакцизные товары: 1) этиловый спирт; 2) алкогольная продукция; 3) пиво с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5 процента; 4) табачные изделия; 5) бензин, дизельное топливо; 6) автомобили с объемом двигателя более 3 000 куб. см; 7) сырая нефть, газовый конденсат. Основной причиной такого подхода в определении перечня подакцизной продукции является то, что обложение акцизами определенных товаров, считающихся вредными или ассоциирующихся с негативными побочными явлениями (табачные изделия и алкоголь), а также, например, бензина и дизельного топлива, потребление которых связано с загрязнением атмосферы, отчасти воспрепятствует их потреблению.
Ставки акцизов
Одним из проблемных моментов для плательщиков акцизов являлось то, что на протяжении ряда лет ставки акцизов утверждались постановлением Правительства РК и, соответственно, могли меняться неоднократно, в том числе и в течение года, что вызывало определенные недовольства и нарекания со стороны налогоплательщиков. И для того, чтобы максимально способствовать налогоплательщикам в планировании своей предпринимательской деятельности и создании возможности в самостоятельном исполнении налоговых обязательств, было принято решение о включении ставок акцизов в Налоговый кодекс. Кроме того, в целях выработки единой акцизной политики со странами ЕврАзЭС и Таможенного союза, а также в связи с проводимой работой по переговорному процессу по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию, принято решение о постепенном выравнивании ставок акцизов на отечественные и импортируемые товары. Так, Налоговым кодексом предусмотрено, что окончательное выравнивание ставок акцизов по алкогольной продукции будет произведено в 2014 г., по табачной продукции - в 2011 г. При этом ставки акцизов на переходный период будут указаны в Законе о введении в действие Налогового кодекса. Что касается ставок акцизов на нефтепродукты, то данные ставки не подлежат изменениям, поскольку отечественная и импортная ставка акциза по нефтепродуктам находится на одном уровне.
Новшества по администрированию акцизов
1. Проведена оптимизация даты представления налоговой отчетности введением единого срока представления налоговой отчетности - не позднее 15 числа второго месяца после окончания налогового периода, т.е. налогоплательщику предоставляется 45 дней для составления и представления налоговой отчетности в налоговый орган. 2. Для упрощения процедуры уплаты акцизов вместо существующего подекадного срока уплаты введен единый срок - 15 числа месяца, следующего за отчетным (кроме плательщиков акцизов, осуществляющих производство маркируемой учетно-контрольными марками алкогольной продукции, для них срок уплаты - до получения УКМ).
Особенности налогообложения спирта и киноматериала в случае установления разных ставок
Новым Налоговым кодексом предусмотрено установление различных ставок акцизов при реализации виноматериала на разные цели. Ранее такая норма распространялась только на спирт, т.е. если операции нецелевого использования спирта, например, на технические нужды, облагались по базовой ставке акциза, то операции по реализации спирта на производство алкогольной продукции облагались по ставке ниже базовой. Такой же подход будет распространен и на виноматериал. Применение дифференцирования ставок на виноматериал и спирт, используемых для дальнейшего производства подакцизных товаров, позволяет уменьшить налоговую нагрузку на единицу сырья при производстве подакцизных товаров и взимать акциз в большей мере непосредственно при реализации алкогольной продукции конечному потребителю, что соответствует регулирующей функции акциза, направленной на ограничение потребления алкогольной продукции. Уменьшение затрат при приобретении сырья позволит налогоплательщику направлять больше оборотных средств на другие производственные задачи и, соответственно, производить более качественную продукцию.
Корректировка налоговой базы по акцизам
В действующей редакции Налогового кодекса отсутствуют нормы, регулирующие корректировку исчисленного акциза в случаях возврата подакцизной продукции. На практике производители алкогольной продукции довольно часто производят корректировку исчисленной суммы акциза при возврате товара, отсутствие законодательно закрепленных норм в Налоговом кодексе не позволяет эффективно контролировать этот процесс, при проверке инспектору приходится оценивать законность произведенного возврата подакцизного товара и, соответственно, корректировку акциза, прибегая к нормам из других разделов Налогового кодекса и иных законодательных актов, домысливая и проводя параллели, что непозволительно и может привести к коррупционным правонарушениям. Часто на практике налогоплательщиком производится подмена «обратной реализации» на «возврат». При этом, в соответствии с гражданским законодательством, наличие отгрузки и оплаты товара означает смену прав собственности, и экономическим содержанием обратной отгрузки товара производителю будет являться обратная реализация, а не возврат товара, исключающая корректировку ранее начисленной суммы.
Вычет суммы акциза
В действующей редакции Налогового кодекса не был предусмотрен вычет по акцизу, уплаченный за подакцизные товары собственного производства при их дальнейшем использовании для выпуска подакцизных товаров. В связи с предлагаемой дифференциацией ставок акциза по спирту и виноматериалу норма ограничивает отнесение на вычет сумм акциза, уплаченных при нецелевом использовании виноматериала. Вычет может производиться при розливе алкогольной продукции в потребительскую тару, при производстве ликероводочных изделий, где может использоваться алкогольная продукция (коньяк, вино). Кроме того, расписан перечень документов, на основании которых налогоплательщик имеет право производить вычеты на сумму акциза, исчисленную исходя из объема подакцизного сырья, фактически использованного на изготовление подакцизных товаров в налоговом периоде.
Место уплаты акциза
Новым Налоговым кодексом предусмотрено, что налогоплательщик будет уплачивать акциз по месту нахождения объекта обложения, за исключением плательщиков акциза, осуществляющих оптовую, розничную реализацию бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, которые должны будут уплачивать акциз по месту нахождения объектов, связанных с налогообложением, к которым относятся оптовые базы и автозаправочные станции.
Н. Байгазиев, главный эксперт УАА НК МФ РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |