|
|
|
З А К О Н
О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 4 июля 2009 года (введены в действие с 1 января 2009 г.)
О мерах по реализации Закона см. распоряжение Премьер-Министра РК от 15 декабря 2008 года № 282-р
Статья 1. Ввести в действие Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) с 1 января 2009 года, за исключением пункта 2 статьи 3, который вводится в действие с 1 июля 2009 года.
Статья 2. Приостановить до 1 января 2010 года действие пункта 5 статьи 273 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), установив, что в период с 1 января 2009 года до 1 января 2010 года не производится возврат превышения налога на добавленную стоимость: 1) налогоплательщику, осуществляющему расчеты с бюджетом в специальных налоговых режимах, установленных для: субъектов малого бизнеса; крестьянских или фермерских хозяйств; юридических лиц — производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов; 2) налогоплательщику, применяющему положения статьи 267 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс); 3) налогоплательщику, у которого превышение налога на добавленную стоимость не более 2000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Статья 3. Приостановить до 1 января 2010 года действие подпункта 3) пункта 2 и пункта 4 статьи 584 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), установив, что в период приостановления датой представления налоговой отчетности в электронном виде считать дату уведомления о доставке налоговой отчетности до сервера транспортной системы, обеспечивающей гарантированную доставку сообщений. Органы налоговой службы обязаны не позднее пяти рабочих дней с даты доставки налоговой отчетности до сервера транспортной системы, обеспечивающей гарантированную доставку сообщений, направить налогоплательщику уведомление о принятии или непринятии налоговой отчетности.
Статья 4. Приостановить до 1 января 2011 года действие пункта 1 статьи 147 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) в части размера ставки корпоративного подоходного налога, установив, что в период приостановления действуют следующие размеры ставки корпоративного подоходного налога: 1) с 1 января 2009 года до 1 января 2010 года в размере 20 процентов; 2) с 1 января 2010 года до 1 января 2011 года в размере 17,5 процента.
Статья 5. Приостановить до 1 января 2011 года действие пункта 3 статьи 147 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) в части размера ставки корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, установив, что в период приостановления действует ставка корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, в размере 15 процентов.
Статья 6. Приостановить до 1 января 2011 года действие подпункта 1) статьи 194 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) в части размера ставки подоходного налога у источника выплаты, установив, что в период приостановления действуют следующие размеры ставки подоходного налога у источника выплаты: 1) с 1 января 2009 года до 1 января 2010 года в размере 20 процентов; 2) с 1 января 2010 года до 1 января 2011 года в размере 17,5 процента.
Статья 7. Приостановить до 1 января 2011 года действие частей первой и второй статьи 336 и части первой статьи 339 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), установив, что в период приостановления действуют следующие ставки налога на добычу полезных ископаемых: 1) на сырую нефть, включая газовый конденсат, в фиксированном выражении по следующей шкале:
В случае реализации сырой нефти и газового конденсата на внутреннем рынке Республики Казахстан в порядке, предусмотренном подпунктами 1)-3) пункта 2 статьи 332 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), к установленным ставкам применяется понижающий коэффициент 0,5; 2) на минеральное сырье, прошедшее первичную переработку (обогащение), и уголь в следующих размерах:
Статья 8. Приостановить до 1 января 2011 года действие подпункта 1) пункта 1 статьи 426 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), установив, что в период приостановления подпункт 1) пункта 1 указанной статьи действует в следующей редакции: «1) специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса включает в себя: специальный налоговый режим на основе разового талона; специальный налоговый режим на основе патента; специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;».
Статья 9. Приостановить до 1 января 2011 года действие пункта 1 статьи 428 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), установив, что в период приостановления пункт 1 указанной статьи действует в следующей редакции: «1. Субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним: 1) общеустановленный порядок; 2) специальный налоговый режим на основе разового талона; 3) специальный налоговый режим на основе патента; 4) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. Данное условие не распространяется на лиц, реализующих товары на рынках (за исключением осуществляющих торговлю в стационарных помещениях на территории рынков по договорам аренды).».
Статья 10. Приостановить до 1 января 2011 года действие пункта 1 статьи 645 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), установив, что в период приостановления пункта 1 указанной статьи на территории Республики Казахстан денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Положение настоящей статьи не распространяется на денежные расчеты: 1) осуществляемые между физическими лицами, не подлежащими обязательной государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, кроме лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность; 2) индивидуальных предпринимателей (кроме реализующих подакцизные товары): осуществляющих деятельность на основе разового талона или патента в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса; осуществляющих деятельность в рамках специального налогового режима для крестьянских или фермерских хозяйств; 3) в части оказания услуг населению по перевозкам в общественном городском транспорте с выдачей билетов по форме, утвержденной уполномоченным государственным органом в области транспорта по согласованию с уполномоченным органом.
Статья 11. Приостановить до 1 января 2012 года действие статьи 34 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), установив, что в период приостановления статья действует в следующей редакции: «Статья 34. Порядок погашения налоговой задолженности Погашение налоговой задолженности производится в следующем порядке: 1) сумма недоимки; 2) начисленные пени; 3) сумма штрафов.».
Статья 12. Приостановить до 1 января 2012 года действие статьи 66 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), определив на период приостановления особенности установления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость в соответствии с настоящей статьей. 1. Декларация по налогу на добавленную стоимость предназначена для исчисления суммы налога на добавленную стоимость плательщиками налога на добавленную стоимость и отражения информации о (об): 1) сумме облагаемого и необлагаемого оборота; 2) сумме облагаемого импорта; 3) сумме приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Казахстан; 4) сумме налога на добавленную стоимость, подлежащего отнесению в зачет; 5) выбранном методе отнесения суммы налога на добавленную стоимость в зачет и результатах его применения; 6) превышении суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога на добавленную стоимость, в том числе на конец налогового периода; 7) исчислении суммы налога на добавленную стоимость. Декларация по налогу на добавленную стоимость может содержать требование по возврату превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога на добавленную стоимость. При этом требование по возврату превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога на добавленную стоимость может быть отражено в первоначальной, очередной и (или) ликвидационной декларациях по налогу на добавленную стоимость. 2. Приложения к декларации по налогу на добавленную стоимость предназначены для детального отражения в них информации об исчислении налогового обязательства, используемой органами налоговой службы для целей налогового контроля. Формы приложений к декларации по налогу на добавленную стоимость могут содержать следующую информацию по: 1) оборотам по реализации, облагаемым по нулевой ставке; 2) оборотам по реализации, освобожденным от налога на добавленную стоимость; 3) импорту товаров, по которым изменен срок уплаты налога на добавленную стоимость; 4) импорту товаров, налог на добавленную стоимость по которым уплачивается методом зачета; 5) приобретенным у нерезидента работам, услугам и сумме налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате за такого нерезидента; 6) корректировке размера облагаемого оборота и суммы налога на добавленную стоимость, отнесенного в зачет; 7) счетам-фактурам по приобретенным товарам, выполненным работам, оказанным услугам и по реализованным товарам, выполненным работам, оказанным услугам в разрезе поставщиков и покупателей; 8) документам на выпуск товаров из государственного материального резерва, выписанным уполномоченным государственным органом по государственным материальным резервам, в разрезе покупателей.
Статья 13. Приостановить до 1 января 2012 года действие пункта 2 статьи 90 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции: «2. Не признаются доходом от снижения размеров провизий (резервов), созданных банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций на основании лицензии, суммы провизий (резервов), ранее отнесенные на вычеты, при уменьшении размера требований к должнику в следующих случаях: 1) исключения из Государственного регистра юридических лиц в связи с ликвидацией юридического лица-должника по решению суда по основаниям, установленным законодательными актами Республики Казахстан; 2) признания физического лица-должника на основании вступившего в силу решения суда безвестно отсутствующим или объявления его умершим, недееспособным или ограниченно дееспособным, установления ему инвалидности I, II группы, а также в случае смерти физического лица-должника; 3) вступления в законную силу постановления судебного исполнителя о возврате исполнительного документа банку или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций на основании лицензии, в случае, когда у должника и третьих лиц, несущих совместно с должником солидарную или субсидиарную ответственность перед банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций на основании лицензии, отсутствует имущество, в том числе деньги, ценные бумаги, или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным исполнителем предусмотренные законодательством Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей меры по выявлению его имущества или доходов оказались безрезультатными; 4) вступления в законную силу решения суда об отказе банку или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций на основании лицензии, в обращении взыскания на имущество, в том числе деньги, ценные бумаги, или доходы должника; 5) уступки налогоплательщиком прав требования по кредиту (займу) организации, определяемой Правительством Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан, приобретающей сомнительные и безнадежные требования банков второго уровня для управления и (или) их последующей реализации, реструктуризации и (или) секьюритизации, — в части отрицательной разницы между стоимостью права требования по кредиту (займу), по которой налогоплательщиком произведена уступка, и стоимостью требования по кредиту (займу), подлежащей получению налогоплательщиком от должника, на дату уступки права требования по кредиту (займу) согласно первичным документам данного налогоплательщика.
Статья 14. Приостановить до 1 января 2012 года действие подпункта 3) пункта 3 статьи 103 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), установив, что в период приостановления подпункт 3) пункта 3 указанной статьи действует в следующей редакции: «3) предельный коэффициент для финансовых организаций равен 9, для иных юридических лиц — 6.».
Статья 15. Приостановить до 1 января 2012 года действие статьи 123 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), установив, что в период приостановления данная статья действует в следующей редакции: «Статья 123. Инвестиционные налоговые преференции 1. Инвестиционные налоговые преференции (далее — преференции) применяются по выбору налогоплательщика в соответствии с настоящей статьей и статьями 124, 125 настоящего Кодекса и заключаются в отнесении на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию. Право на применение преференций имеют юридические лица Республики Казахстан, за исключением указанных в пункте 6 настоящей статьи. 2. К объектам преференций относятся впервые вводимые в эксплуатацию на территории Республики Казахстан здания и сооружения производственного назначения, машины и оборудование, которые в течение не менее трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию, соответствуют одновременно следующим условиям: 1) являются активами, указанными в подпункте 2) пункта 1 статьи 116 настоящего Кодекса, или основными средствами; 2) используются налогоплательщиком, применившим преференции, в деятельности, направленной на получение дохода; 3) не являются активами, которые в силу специфики их использования имеют прямую причинно-следственную связь с осуществлением деятельности по контракту (контрактам) на недропользование, если иное не установлено пунктом 7 настоящей статьи; 4) в налоговом учете последующие расходы, понесенные недропользователем по данным активам, не подлежат распределению между деятельностью по контракту (контрактам) на недропользование и внеконтрактной деятельностью, если иное не установлено пунктом 7 настоящей статьи. 3. Последующие расходы на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования подлежат отнесению на вычеты в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, при соответствии таких зданий и сооружений, машин и оборудования одновременно следующим условиям: 1) учитываются в бухгалтерском учете налогоплательщика в качестве основных средств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности; 2) предназначены для использования в деятельности, направленной на получение дохода, в течение не менее трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию после осуществления реконструкции, модернизации; 3) временно выведены из эксплуатации на период осуществления реконструкции, модернизации; 4) не являются активами, которые в силу специфики их использования имеют прямую причинно-следственную связь с осуществлением деятельности по контракту (контрактам) на недропользование, если иное не установлено пунктом 7 настоящей статьи; 5) в налоговом учете последующие расходы, понесенные недропользователем по данным активам, не подлежат распределению между деятельностью по контракту (контрактам) на недропользование и внеконтрактной деятельностью, если иное не установлено пунктом 7 настоящей статьи. Для целей применения преференций реконструкция, модернизация основного средства — вид последующих расходов, результатами которых одновременно являются: изменение, в том числе обновление, конструкции основного средства; увеличение срока службы основного средства более чем на три года; улучшение технических характеристик основного средства по сравнению с его техническими характеристиками на начало календарного месяца, в котором данное основное средство временно выведено из эксплуатации для осуществления реконструкции, модернизации. 4. Для целей применения преференций к зданиям производственного назначения относятся нежилые здания (части нежилых зданий), кроме: торговых зданий (части таких зданий); зданий культурно-развлекательного назначения (части таких зданий); зданий гостиниц, ресторанов и других зданий для краткосрочного проживания, общественного питания (части таких зданий); офисных зданий (части таких зданий); гаражей для автомобилей (части таких зданий); автостоянок (части таких зданий). Для целей применения преференций к сооружениям производственного назначения относятся сооружения, кроме сооружений для спорта и мест отдыха, сооружений культурно-развлекательного, гостиничного, ресторанного назначения, для административных целей, для стоянки или парковки автомобилей. 5. Для целей применения преференций первым вводом в эксплуатацию вновь возведенного на территории Республики Казахстан здания (части здания) является: при строительстве путем заключения договора строительного подряда — передача объекта строительства застройщиком заказчику после подписания государственной приемочной комиссией акта ввода в эксплуатацию здания (части здания); в остальных случаях — подписание государственной приемочной комиссией акта ввода в эксплуатацию здания (части здания). 6. Не имеют права на применение преференций налогоплательщики, соответствующие одному или более чем одному из следующих условий: 1) налогообложение налогоплательщика осуществляется в соответствии с разделом 5 настоящего Кодекса; 2) налогоплательщик осуществляет производство и (или) реализацию подакцизных товаров, указанных в подпунктах 1)-4) статьи 279 настоящего Кодекса; 3) налогоплательщик применяет специальный налоговый режим, предусмотренный главой 63 настоящего Кодекса. 7. Правительство Республики Казахстан вправе разрешить недропользователю применить преференции по: 1) объектам преференций, предназначенным для использования (используемым) в деятельности, осуществляемой в рамках контракта (контрактов) на добычу полезных ископаемых, заключенного (заключенных) в период с 1 января 2009 года до 1 января 2012 года, по которым добыча после коммерческого обнаружения полезных ископаемых начата в этот же период; 2) последующим расходам на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования, предназначенных для использования (используемых) в деятельности, осуществляемой в рамках контракта (контрактов) на добычу полезных ископаемых, заключенного (заключенных) в период с 1 января 2009 года до 1 января 2012 года. Недропользователи, которым в соответствии с настоящим пунктом разрешено применение преференций, не имеют права на применение положений пункта 6 статьи 120 настоящего Кодекса.».
Статья 16. Приостановить до 1 января 2012 года действие пунктов 4 и 6 статьи 141 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), установив, что в период приостановления данные пункты действуют в следующей редакции: «4. Расчет суммы авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу, подлежащей уплате за период до сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу за предыдущий налоговый период, представляется за первый квартал отчетного налогового периода не позднее 20 января отчетного налогового периода в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика. Сумма авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу, подлежащая уплате за период до сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу за предыдущий налоговый период, исчисляется в размере одной четвертой от общей суммы авансовых платежей, исчисленной в расчетах сумм авансовых платежей за предыдущий налоговый период, умноженной на соотношение ставки корпоративного подоходного налога, установленной на отчетный налоговый период, и ставки корпоративного подоходного налога, установленной на предыдущий налоговый период.»; «6. Сумма авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу, подлежащая уплате за период после сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу за предыдущий налоговый период, исчисляется в размере трех четвертых от суммы корпоративного подоходного налога, исчисленного за предыдущий налоговый период в соответствии с пунктом 1 статьи 139 и статьей 199 настоящего Кодекса, умноженной на соотношение ставки корпоративного подоходного налога, установленной на отчетный налоговый период, и ставки корпоративного подоходного налога, установленной на предыдущий налоговый период.». См. Письмо Налогового комитета МФ РК от 12.01.09 г. № НК-25-24/98; Письмо Налогового комитета МФ РК от 02.04.09 г. № НК-06-26 /3020
Статья 17. Приостановить до 1 января 2012 года действие подпункта 3) статьи 194 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) в части размера ставки подоходного налога у источника выплаты, установив, что в период приостановления действует ставка подоходного налога у источника выплаты в размере 10 процентов.
Статья 18. Приостановить до 1 января 2012 года действие пункта 4 статьи 307 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции: «4. Для недропользователей, разрабатывающих обводненные, малодебетные, выработанные месторождения (группу месторождений, части месторождения), месторождения высоковязких видов углеводородного сырья, а также осуществляющих деятельность по низкорентабельным контрактам, в том числе по контрактам на недропользование, заключенным до 1 января 2009 года, ставки налога на добычу полезных ископаемых устанавливаются Правительством Республики Казахстан. Ставка налога на добычу полезных ископаемых для недропользователей, осуществляющих деятельность по низкорентабельным контрактам на недропользование, устанавливается на период неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка на соответствующее минеральное сырье. При этом ставка налога на добычу полезных ископаемых устанавливается индивидуально для каждого такого контракта на недропользование с учетом его экономики и конъюнктуры мирового рынка на соответствующее минеральное сырье на календарный год и не подлежит пересмотру в течение года. В случае, если ставка налога на добычу полезных ископаемых на соответствующий календарный год устанавливается в течение указанного года, то налог на добычу полезных ископаемых, уплаченный с начала календарного года, пересчитывается по ставке, установленной в соответствии с настоящим пунктом. Порядок отнесения контрактов на недропользование к категории низкорентабельных, а также месторождения (группы месторождений, части месторождения) к категории высоковязких, обводненных, малодебетных или выработанных и перечень таких контрактов, месторождений определяются Правительством Республики Казахстан.».
Статья 19. Приостановить до 1 января 2012 года действие подпункта 8) пункта 3 статьи 557 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).
Статья 20. Приостановить до 1 января 2012 года действие подпункта 2) статьи 657 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), установив, что в период приостановления данный подпункт действует в следующей редакции: «2) предоставления программного обеспечения для представления налоговой отчетности в электронном виде;».
Статья 21. Приостановить до 1 января 2014 года действие строк 1-13, до 1 января 2011 года действие строк 14-18 подпункта 1) пункта 4 статьи 280 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), установив, что в период приостановления: 1) с 1 января 2009 года до 1 января 2010 года действуют следующие ставки акцизов:
2) с 1 января 2010 года до 1 января 2011 года действуют следующие ставки акцизов:
3) с 1 января 2011 года до 1 января 2012 года действуют следующие ставки акцизов:
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |