|
|
|
Источник: Прочие
28.07.2009 Закону о государственной службе - 10 лет
Т.К. Жумагулов, начальник управления - председатель Дисциплинарного совета Агентства РК по делам государственной службы по Акмолинской области, кандидат юридических наук
Сегодня для нашей республики становится актуальной способность государственного аппарата адекватно реагировать на потребности общества.
Повышение эффективности государственной службы должно происходить в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, обеспечения открытости и регламентации деятельности государственных органов и государственных служащих, создания положительного имиджа государственной службы. После распада СССР в 1991 году и провозглашения государственной независимости в Казахстане, впервые на постсоветском пространстве было разработано совершенно новое законодательство о государственной службе, создан подчиненный и подотчетный Президенту страны уполномоченный орган по делам государственной службы — Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы, которое с 1998 года осуществляет единую государственную политику в сфере государственной службы. Основополагающим документом при проведении реформы государственной службы стала Стратегия развития Казахстана до 2030 года. Сегодня в Казахстане идет сложный процесс трансформации роли самого государства. Именно поэтому и сложилась ситуация, при которой реформирование государственной службы является приоритетным направлением реформ. В данном вопросе уже достигнуты определенные успехи, создана законодательная база, определены статус, права и обязанности государственных служащих, регламентированы полномочия государственных органов. Вместе с тем развитие общества, изменение условий и требований нынешнего дня требуют оценки возможностей изменения во взаимоотношениях государства и граждан в целях более эффективного и качественного повышения уровня жизни населения. Нельзя забывать и о том, что Казахстан закономерно стремится к региональному лидерству и максимально тесному сближению с мировым сообществом. На повестке дня - председательство в ОБСЕ в 2010 году и планы по вхождению в 50 мировых лидеров. И это требует дальнейшей модернизации и профессионализации государственной службы. Ведь от того, насколько она адаптирована к новым условиям, зависит прогресс всего общества. Суть нового этапа административной реформы в Казахстане сводится к краткой формуле: от администрирования к менеджменту, - целью которой является создание мобильного и профессионального государственного аппарата, действующего на принципах корпоративного управления, транспарентности и подотчетности обществу. Поэтому сегодня необходимо особое внимание в деятельности центральных и местных органов уделять оптимизации и стандартизации, предоставляемых населению государственных услуг и осуществлению контроля за их качеством. В государственном секторе, как и в частном, граждан следует рассматривать как потребителей услуг, клиентов госслужбы, требующих качественного обслуживания. И если частные компании в условиях жесткой конкуренции вынуждены улучшать качество своих услуг, то в государственном секторе услуги оказываются на монопольной основе, и этому вопросу уделялось мало внимания. Поэтому появилась необходимость устанавливать стандарты качества предоставления государственных услуг и осуществлять контроль за их соблюдением. Не случайно в Послании Президента страны к народу Казахстана «Казахстан - 2030» Глава государства Нурсултан Назарбаев пишет о том, что «чиновник новой генерации - это слуга нации, патриотичный и справедливый, преданный своему делу и профессиональный. Создание и поддержка высокой репутации госслужбы - наша стратегическая задача, которую мы должны решить в ближайшие годы». Сейчас идет процесс упрощения и повышения качества оказания государственных услуг. В 2007 году Правительством утверждены типовые стандарты и регламенты оказания государственных услуг, а также реестр государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам, на их основе соответствующие стандарты и регламенты работы разработаны в каждом государственном органе. Конечно, работа еще далека от завершения. Нам предстоит продолжить разработку нормативных и целевых показателей доступности и качества государственных услуг. Необходимы регулярные социологические опросы населения для оценки качества и доступности государственных услуг. В то же время с целью повышения ответственности госслужащих контроль за качеством оказания государственных услуг будет возложен на конкретный госорган. В настоящее время в ходе проверок госорганов Управлением также проводится анализ по вопросам оказания госуслуг. Так, согласно поручению Агентства РК по делам государственной службы секретариатом Дисциплинарного совета была осуществлена проверка государственных органов Акмолинской области, финансируемых из местного бюджета, на предмет соблюдения законодательства о государственной службе, антикоррупционного законодательства, Кодекса чести государственных служащих и качества предоставления государственных услуг юридическим и физическим лицам, с широким привлечением политических партий, неправительственных и общественных организаций, СМИ. В областных, городских, районных газетах были опубликованы объявления о проверках с указанием предмета, сроков проверки, телефонов доверия. Проведено анкетирование населения города с целью изучения качества предоставляемых государственных услуг. Результаты опроса выявили основные проблемы, с которыми сталкиваются респонденты в процессе взаимодействия с государственными органами. К наиболее часто встречающимся относятся: 1. неудовлетворительное качество обслуживания - 23,5 процента; 2. значительная трудоемкость при получении госуслуг - 13,7 процента; 3. большое количество потребителей услуг (очередность) - 12,8 процента; 4. предоставление документа не в установленный срок - 11,1 процента; 5. грубость со стороны персонала - 8 процента; 6. незнание нормативно-правовой базы - 4,9 процента. В Казахстане главной задачей, на наш взгляд, является изменение ментальности госслужащих всех уровней, которые должны усвоить, что их задача не командовать, приказывать, а оказывать услуги основному потребителю - населению, на средства которого и содержится весь госаппарат. Только совместными усилиями мы создадим современную профессиональную государственную службу в Казахстане, стоящую на страже интересов общества и государства.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |