Государство как акционер:
«Государство выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами». Эта норма ч. 1 ст. 149 Модельного Гражданского кодекса для стран СНГ, как и аналогичные нормы законов многих стран мира, закрепляет право государства быть равноправным участником гражданско-правовых отношений. Об актуальности вопроса руководитель проекта «Гражданское и экономическое право государств Кавказа и Центральной Азии» в университете Бремен, профессор Тбилисского государственного университета, доктор права (Германия) Ладо Чантурия.
Выступление в Алматы 29-30 мая 2008 года в рамках ежегодных цивилистических чтений состоялась международная научно-практическая конференция «Государство и гражданское право», посвященная памяти и 85-летию со дня рождения доктора юридических наук, профессора Юрия Григорьевича Басина
Однако гражданские кодексы не предписывают, в каких случаях должно государство воспользоваться этим правом. Учитывая то обстоятельство, что участие в гражданско-правовых отношениях не является главной задачей и основной деятельностью государства, закономерно возникает вопрос целесообразности и необходимости участия государства в данных отношениях. В отличие от частных лиц, государство не правомочно произвольно принимать решения о своем участии в частно-правовых сделках или в других объединениях частного права. Публично-правовые обязанности государства сковывают и ограничивают его свободу в частном праве.[1] Особую актуальность приобретает данный вопрос в корпоративном праве, когда речь идет об участии государства в качестве акционера акционерных обществ или партнера других коммерческих организаций. Актуальность этого вопроса возрастает в государствах СНГ, где, несмотря на процесс массовой приватизации, в государственной собственности пока еще остается большое количество предприятий. То обстоятельство, что массовая приватизация государственных предприятий без получения надлежащих инвестиций привела к крупномасштабному уничтожению государственного имущества, не создавая взамен ничего ценного, уже не вызывает никакого сомнения и признана даже сторонниками либерализма в экономике.[2] Что должно остаться в собственности государства? В каких случаях должно государство выступать в качестве предпринимателя? Это вопросы, которые по-прежнему заслуживают внимания. В первой части доклада будут рассмотрены предпосылки участия государства в коммерческих обществах на примере права Германии, которое подробно регламентирует целесообразность государственного участия в коммерческой деятельности.[3] Вторая часть посвящается решению Европейского суда по закону о Фольксвагене, в котором суд увидел нарушение свободы перемещения капитала.
Предпосылки участия государствав предприятиях частного права
Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|