|
|
|
05.08.2009 Инвентаризация мест содержания под стражей в Республике Казахстан в рамках Факультативного протокола к Конвенции против пыток. Обзорный документ. - Алматы, 2009
Автор: С. Н. Лер, независимый эксперт
ISBN 978-601-7162-14-6
Обзорный документ «Инвентаризация мест содержания под стражей в Республике Казахстан в рамках Факультативного протокола к Конвенции против пыток» подготовлен при технической поддержке Представительства Международной тюремной реформы (Penal Reform International) в Центральной Азии и Посольства Великобритании в Астане. Мнения и взгляды, содержащиеся в нем, могут не совпадать с позицией Представительства Международной тюремной реформы в Центральной Азии и Посольства Великобритании в Астане.
Содержание
1.2. Учреждения для инвалидов и престарелых 1.3. Психиатрические организации 1.4. Места принудительного лечения лиц, больных наркоманией, алкоголизмом и токсикоманией 1.6. Места содержания под стражей Министерства юстиции и Комитета национальной безопасности 1.7. Места содержания под стражей Министерства обороны
В июне 1998 г. Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее - Конвенция против пыток). В декабре 2007 г. Республика Казахстан признала компетенцию Комитета ООН против пыток рассматривать заявления в отношении Казахстана от других государств-участников Конвенции и индивидуальные жалобы от граждан Казахстана о невыполнении обязательств и применении пыток[1]. В июне 2008 г. Парламент Республики Казахстан ратифицировал Факультативный протокол к Конвенции против пыток (далее - Протокол), обязывающий государства гарантировать и обеспечить двухступенчатую - на международном и национальном уровне - систему предотвращения применения пыток на основе регулярного и периодического мониторинга всех мест содержания под стражей[2]. Протокол был принят 18 декабря 2002 г. Генеральной ассамблеей ООН[3] как итог длительных переговоров и международной кампании по продвижению идеи о создании системы регулярных визитов и посещений мест содержания под стражей во всем мире. Известно, что значительную роль при создании этой системы сыграл положительный опыт Международного Комитета Красного Креста, который в соответствии с положениями Женевских конвенций[4] посещает военнопленных и другие категории заключенных, удерживаемых в период вооруженного конфликта и внутренних беспорядков, чтобы предотвратить применение пыток, дурного обращения или иных оскорбительных методов обращения. Предлагаемая Протоколом система сосредоточена больше на предотвращении и предупреждении пыток и бесчеловечного обращения, чем реагировании на уже имевшие место факты пыток. Протокол основывается на убеждении, что чем больше будут открыты для общества места содержания под стражей, тем меньше в них будут допускаться нарушения. Следует подчеркнуть, что Протокол определяет термин «место содержания под стражей» довольно широко и не дает исчерпывающего перечня таких учреждений с целью обеспечения наиболее полной защиты всех лиц, de-jure и de-facto лишенных свободы при различных обстоятельствах. Следовательно, посещения таких мест не будет ограничиваться только пенитенциарными учреждениями или полицейскими участками. Оно будет осуществляться и в других учреждениях, где могут содержаться лица по направлению государственных органов. Для осуществления мониторинга на международном уровне Протокол предусматривает специальный орган - Подкомитет по предупреждению пыток, - в состав которого входят эксперты и специалисты различных профессий[5]. Мандат Подкомитета предполагает регулярные посещения мест содержания под стражей в государствах-участниках Протокола, подготовку докладов по итогам визитов с рекомендациями для властей и участие в создании национальных механизмов предотвращения пыток[6]. Национальный уровень предупреждения пыток заключается в создании национальных органов, наделенных полномочиями по осуществлению регулярных посещений мест содержания под стражей и дачи рекомендаций властям[7]. Так, ст. 3 Протокола обязывает государство-участника создать, назначить или поддержать на национальном уровне один или несколько органов для посещений в целях предупреждения пыток, т. е. национальных превентивных механизмов (НПМ)[8]. Республика Казахстан, как государство-участник представила второй отчет в Комитет против пыток в ноябре 2008 г., по итогам рассмотрения которого были приняты рекомендации, в частности, касающиеся скорейшего создания или назначения одного или нескольких национальных превентивных механизмов для предотвращения пыток и принятия всех мер для обеспечения его (их) независимости[9]. Согласно со ст. 17 Протокола государство-участник обязуется создать национальные механизмы не позднее чем через один год после ратификации Протокола или после его вступления в силу. Важно, что при создании НПМ в той или иной стране Протокол оставляет за государством-участником право выбора формы национального механизма, наиболее подходящей и отвечающей политическим и экономическим особенностям государства, который, однако, должен соответствовать требованиям и критериям самого Протокола, гарантирующим его независимость и беспристрастность. После ратификации Протокола должна последовать совместная работа государства и заинтересованных организаций гражданского общества по выполнению требований данного международного инструмента. Решение о создании одного или нескольких НПМ требует инвентаризации всех мест содержания под стражей. Опыт других стран, например Южной Африки, говорит о положительном эффекте для целей создания НПМ такой инвентаризации, которая может включать в себя, например, определение количества и типов мест содержания под стражей[10]. В настоящей работе дается обзор учреждений и мест содержания под стражей, подлежащих посещениям в целях Протокола в Республике Казахстан. Он выполнен на основе доступной из открытых источников информации. По итогам проведенного анализа вниманию читателя представлена рабочая матрица мест содержания под стражей в Республике Казахстан. Обзор не претендует на составление исчерпывающего перечня подобных мест. Авторы будут благодарны всем замечаниям и предложениям по содержанию данной публикации. На их основе будет подготовлена обновленная редакция данного обзорного документа.
Учреждения, подлежащие общественному контролю в рамках Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания
Для целей Факультативного протокола понятие лишение свободы толкуется шире, чем в действующем законодательстве и правоприменительной практике Казахстана. Оно понимается как любая фактическая форма содержания лица под стражей или тюремного заключения, при которой в государственные и частные учреждения и организации помещаются лица, чья свобода ограничена временно или длительно по решению любого судебного, административного или иного органа, и кто не может покинуть это учреждение по своей воле[11]. Протокол дает широкое толкование понятию «места содержания под стражей». Согласно ст. 4(1) Протокола контролю подлежат как официальные, так и неофициальные места содержания под стражей, т.е. там, где de-facto содержатся и удерживаются люди[12]. К местам содержания под стражей, например, относятся полицейские участки, изоляторы временного содержания, следственные изоляторы, тюрьмы, центры для содержания несовершеннолетних, международные зоны аэропортов и портов, места по содержанию лиц, нарушивших миграционный или пограничный режим, изоляторы для содержания иммигрантов и лиц, ищущих убежище, психиатрические организации, места органов национальной безопасности и разведки, учреждения по содержанию военнослужащих, места административного задержания и специальные транспортные средства для доставления заключенных. Данный перечень не является исчерпывающим [13]. В Казахстане определенные виды учреждений по содержанию той или иной категории лиц могут находиться под управлением одного или нескольких министерств. В этой связи в обзорном документе информация об учреждениях сгруппирована по категориям граждан (несовершеннолетние, инвалиды, лица, страдающие психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией) в случае нахождения их под контролем нескольких ведомств. В иных случаях учреждения инвентаризованы в соответствии с их ведомственной или профильной принадлежностью.
Из анализа законодательства Республики Казахстан следует, что существуют государственные и частные учреждения, в которых несовершеннолетние лица помещаются по решению государственных органов и находятся там под их непосредственным или косвенным контролем. В целом, к ним относятся организации, осуществляющие социальную поддержку, оказывающие медико-социальные, педагогические, психологические услуги и помощь детям до 18 лет. Такие учреждения находятся в ведении четырех органов исполнительной власти, а именно Министерства здравоохранения, Министерства образования и науки, Министерства внутренних дел[14] и Министерства юстиции Республики Казахстан[15]. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка» от 8 августа 2002 г. содержит перечень детских учреждений, которые подпадают под цели мониторинга в рамках Протокола, однако он не предусматривает четкого деления между разными группами подобных учреждений. Для целей инвентаризации мы используем следующую классификацию таких учреждений на группы: 1) дома ребенка; 2) интернатные организации образования; и 3) центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних (далее - ЦВИАРН). Такая классификация нами осуществлена на основе отличий по категориям детей, которые направляются в эти учреждения, по порядку их направления, а также по режиму и условиям их содержания. 1. Дома ребенка являются медико-социальными учреждениями здравоохранения для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям от молодых матерей, рожденных вне брака, а также детям с дефектами умственного и физического развития[16]. Согласно ст. 7 Закона Республики Казахстан «О системе здравоохранения» Министерство здравоохранения разработало и утвердило в 2003 г. номенклатуру организаций здравоохранения[17]. Дома ребенка (городские, областные) согласно п. 6 Номенклатуры относятся к типу лечебно-профилактических организаций системы здравоохранения и к виду организаций охраны материнства и детства. В качестве подвидов выделяются дома ребенка общего типа и специализированные дома ребенка.[18] Согласно ч. 1 ст. 30 Закона Республики Казахстан «О правах ребенка» в домах ребенка содержатся дети от рождения и до достижения ими трех лет, в специализированных домах ребенка дети с дефектами психического и физического развития - до четырех лет. По данным Министерства в стране функционирует 27 домов ребенка. По состоянию на 1 января 2008 г. в домах ребенка находилось 1963 ребенка в возрасте до 4 лет[19]. 2. Деятельность интернатных организаций образований предусмотрена Законом Республики Казахстан «Об образовании», согласно которому они обеспечивают государственные гарантии прав на образование определенных категорий лиц с предоставлением места проживания[20]. Организации образования подразделяются на: дошкольные, внешкольные, специальные и организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Интернатные организации могут быть как государственные, так и частные с получением необходимой лицензии. В зависимости от вида интернатного учреждения, решение о направлении несовершеннолетних принимают департаменты образования и здравоохранения, органы опеки и попечительства, либо суд[21]. По данным, представленным в Концепции ювенальной юстиции, в республике открыты 722 интернатных учреждения для детей с охватом 79 674 человек[22]. Согласно ч. 4 ст. 40 Закона Республики Казахстан «Об образовании» Министерство образования утвердило номенклатуру типов и видов организаций образования. В соответствии с данной номенклатурой интернатные организации образования делятся на четыре вида учреждений: 1) интернаты общего типа; 2) специализированные интернаты; 3) специальные интернатные организации; 4) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[23]. К интернатам общего типа относятся следующие подвиды учреждений: 1) интернат при общеобразовательной школе; 2) интернат при колледже; 3) школа-интернат; 4) школа-интернат-комплекс. К специализированным интернатам относятся восемь подвидов учреждений: 1) школа-интернат с углубленным изучением различных предметов; 2) специализированная музыкальная школа-интернат; 3) специализированная школа-интернат музыкально-эстетического профиля; 4) специализированная школа-лицей-интернат; 5) специализированная школа-гимназия-интернат; 6) школа-интернат для одаренных детей в спорте; 7) военная школа-интернат; 8) кадетская школа-интернат. К специальным интернатным организациям в соответствии с номенклатурой относятся: 1) школа-интернат санаторного типа; 2) школа-интернат для детей с девиантным поведением; 3) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями в развитии. При этом под школами-интернатами для детей с девиантным поведением в контексте Закона Республики Казахстан «О правах ребенка», по-видимому, следует понимать так называемые специальные организации образования для детей с девиантным поведением[24]. В Законе Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» упоминаются специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания. В свою очередь этим же Законом[25] они делятся на учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения[26] для несовершеннолетних в возрасте от 11 до 18 лет. Существуют и другие разночтения в наименованиях, связанных со специальными интернатными организациями. В специальные организации образования помещаются дети, систематически совершающие правонарушения административного характера и самовольные уходы из семьи и детских учебно-воспитательных (интернатных) организаций, злостно уклоняющихся от получения начального, основного среднего и общего среднего образования, совершающие иные антиобщественные действия (злоупотребление спиртными напитками, наркотическими средствами и психотропными веществами)[27]. Несовершеннолетний может быть направлен в специальные организации образования на срок от одного месяца до одного года по решению суда[28]. Условия содержания несовершеннолетних характеризуются круглосуточным наблюдением за их поведением, ограничением свободного доступа и входа на территорию учреждения, охраной территории учреждения[29]. В случае самовольного ухода воспитанника за пределы территории специальной организации образования, администрация учреждения немедленно информирует об этом органы образования и внутренних дел и совместно с ними принимает меры по розыску и возращению воспитанника[30]. Специальные организации образования с особым режимом содержания предназначены для несовершеннолетних, совершивших опасные деяния, имеющие признаки уголовно-наказуемого преступления, освобожденных от уголовной ответственности на основании ст. 81 Уголовного кодекса Республики Казахстан[31] (далее - УК РК)[32]. Подросток может быть направлен в учреждение по решению суда сроком от шести месяцев до двух лет за совершение умышленного преступления средней тяжести[33]. После истечения срока пребывания в учреждении, допускается продление пребывания в случае необходимости завершить несовершеннолетнему общеобразовательную подготовку, но не более чем до достижения им 18 лет[34]. Согласно законодательству особый режим содержания означает охрану территории указанного учреждения, ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лиц и самовольного ухода из него воспитанников, круглосуточное наблюдение и контроль над несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна, проведение личного осмотра несовершеннолетних, их вещей и спальных помещений[35]. В лечебно-воспитательные учреждения помещаются дети с различными нарушениями и отставаниями в развитии, нуждающиеся в лечебной коррекции и диагностике[36]. К интернатным организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся: 1) школа-интернат общего типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных семей; 2) комплекс «детский дом-школа»; 3) дом ребенка[37]; 4) детский дом; 5) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями; 6) дошкольный детский дом; 7) детский дом по типу семьи; 8) детский дом семейного типа; 9) детская деревня семейного типа; 10) дом юношества; 11) центр для временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей (приют[38]) и другие[39]. 3. Особое место в системе детских учреждения занимают Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних (ЦВИАРНы) - специальные детские учреждения, находящиеся в ведении органов внутренних дел, обеспечивающие прием и временное содержание несовершеннолетних. Порядок организации и деятельность данной группы учреждений регулируется ст. 11 Закона Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности». В Казахстане действует 18 Центров[40]. В ЦВИАРН помещаются несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния до достижения ими возраста, с которого наступает уголовная ответственность[41], обвиняемые в совершении преступлений в случаях, когда по условиям жизни и воспитания невозможно дальнейшее их проживание по прежнему месту жительства (сроком до шести месяцев), направляемые в специальные организации образования для детей с девиантным поведением и организации образования с особым режимом содержания, безнадзорные и беспризорные в возрасте от трех до 18 лет (сроком от 30 суток до шести месяцев), дети, оставшиеся без попечения родителей (сроком до шести месяцев)[42]. Свободный вход на территорию учреждения посторонних лиц и выход воспитанников ограничен режимом содержания, ведется круглосуточное наблюдение и контроль над несовершеннолетними, в том числе в отведенное для сна время, осуществляется проведение личного осмотра несовершеннолетних, их вещей и спальных помещений[43]. Вышеуказанные нормативно-правовые акты не предусматривают доступа общественности для наблюдения и мониторинга детских учреждений, а также строго запрещают самовольный уход содержащихся в них несовершеннолетних. На практике регулярный общественный мониторинг детских учреждений на предмет гуманного обращения с несовершеннолетними лицами не проводится. В регионах осуществлялись разовые проекты по мониторингу деятельности ЦВИАРН и специальных интернатных организаций образования силами местных НПО, но они носили непостоянный, точечный и краткосрочный характер[44]. Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан иногда посещает детские учреждения, где содержатся несовершеннолетние. Так, в 2006-2007 гг. уполномоченный посетил шесть образовательных и воспитательных детских учреждений[45], четыре ЦВИАРНа, шесть домов ребенка, одну воспитательную колонию[46], один следственный изолятор[47]. Принимая во внимание ограниченное количество сотрудников и большое число детских учреждений, на сегодняшний день не представляется возможным организовать регулярное посещение таких учреждений в республике со стороны офиса Уполномоченного по правам человека. 1.2. Учреждения для инвалидов и престарелых
Условия государственного обеспечения и содержания инвалидов предусмотрены в Законе Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», статьи 23-24 которого гарантируют одиноким инвалидам, а также инвалидам, нуждающимся в постоянном уходе и помощи, предоставление социального обслуживания через дома-интернаты. Дома-интернаты относятся к медико-социальным учреждениям общего типа, предназначенные для временного или постоянного проживания престарелых и инвалидов первой и второй группы, нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и медицинском обслуживании[48]. Законодательство предусматривает функционирование как государственных, так и частных учреждений. Руководство деятельностью домов-интернатов для престарелых и инвалидов осуществляют областные управления труда и социальной защиты населения. По данным Агентства по статистике Республики Казахстан на 2007 год в Казахстане насчитывалось 69 домов-интернатов для престарелых и инвалидов-взрослых[49]. Помещение в дома-интернаты происходит по добровольному решению (заявлению) пожилого или человека инвалида. В Казахстане имели место факты применения сотрудниками и администрацией некоторых домов-интернатов грубых форм обращения с пожилыми людьми, не имеющими возможности покинуть учреждение. Такие случаи были отмечены в г. Таразе в 2004 г. и в г. Уральске в 2005 г.[50] В казахстанском законодательстве не предусматривается общественный мониторинг домов-интернатов или иных учреждений, в которых содержатся и проходят лечение престарелые люди и инвалиды. В докладе Уполномоченного по правам человека отмечается «недостаточно открытый для общества характер функционирования системы домов-интернатов. Часто администрация не сотрудничает с национальными и международными неправительственными организациями, занимающимися проблемами престарелых и инвалидов. Между тем посещение социальных учреждений представителями общественных организаций является наиболее эффективным способом контроля над соблюдением прав лиц, проживающих в них»[51]. Уполномоченный по правам человека посетил за 2006-2007 гг. четыре дома-интерната для престарелых и инвалидов в Восточно-Казахстанской, Костанайской и Актюбинской областях.
1.3. Психиатрические организации
К лицам, находящимся в психиатрических организациях относятся и взрослые, и дети, и престарелые, и инвалиды, т. е. все лица, нуждающиеся в специализированной медицинской помощи. Согласно Номенклатуре организаций здравоохранения к типу психиатрических организаций относятся лечебно-профилактические организации следующих видов: 1) специализированные больничные организации: психоневрологическая больница (республиканская, областная, городская), психиатрическая больница (республиканская, областная, городская), детская психиатрическая больница (республиканская, областная, городская); 2) организации здравоохранения особого типа: представлена одной психиатрической больницей строгого наблюдения (республиканская); 3) психоневрологические диспансеры (областной, городской)[52]. По данным, доступным в Интернете, к 1990 году психиатрическая система Казахстана представляла собой систему, в которой функционировали 18 психиатрических больниц (9605 мест), 22 психоневрологических диспансера (5435), а также 11 психиатрических отделений в составе многопрофильных больниц (675 мест)[53]. На сайте Министерства здравоохранения не отражены более свежие статистические данные о видах и количестве психиатрических организаций. Порядок и принципы оказания психиатрической помощи регулируется Законом Республики Казахстан «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 16 апреля 1997 г. № 96-I. Согласно Закону специализированная психиатрическая медицинская помощь может оказываться в виде психиатрического освидетельствования в психоневрологическом диспансере по месту жительства лица, либо в психотерапевтических кабинетах, в виде амбулаторной помощи в психоневрологических диспансерах и в виде госпитализации в психиатрические стационары (по Номенклатуре - психиатрические организации). Госпитализация в психиатрические организации осуществляется при наличии у лица психического расстройства в добровольном порядке с согласия лица или его законного представителя, кроме случаев опасности лица для самого себя и окружающих, его беспомощности, ухудшения его состояния. Помещение в психиатрические организации также обуславливается проведением судебно-психиатрической экспертизы в добровольном или принудительном порядке по решению суда или постановлению следователя, а также для применения мер принудительного медицинского характера в порядке особого производства в рамках уголовного процесса[54]. 1) Основным видом специализированных психиатрических организаций является психиатрическая больница (для детей и взрослых отдельно). Психиатрическая больница является лечебно-профилактическим учреждением, осуществляющим стационарное обследование, лечение и социально-трудовую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами, а также экспертные функции[55]. В структуре психиатрической больницы создаются отделения, которые могут регулироваться отдельными положениями (например, судебно-психиатрическое отделение, отделения дневного и ночного стационара, лечебно-производственных мастерских). Для проведения принудительного лечения психически больных, совершивших правонарушение, больных со стойким общественно-опасным поведением, в составе психиатрической больницы может быть организовано закрытое отделение специализированного типа[56]. Пункт 54 Положения о психиатрической больнице устанавливает закрытый режим содержания больных, предусматривая доступ в лечебные корпуса только персоналу больницы. В противном случае требуются разрешения главного врача и заведующего отделением. В ходе подготовки данного обзорного документа не удалось установить правовые источники, подробно регулирующие деятельность других подвидов специализированных больничных организаций, оказывающих психиатрическую помощь (в том числе существуют ли в настоящее время психиатрические отделения в составе многопрофильных больниц и каким нормативным актом регулируется их деятельность). 2) Ко второму виду психиатрических организаций относятся медицинские организации особого типа. К лицам, совершившим преступления и страдающим психическими заболеваниями, применяются меры безопасности, заменяющие меру пресечения, в частности помещение в специальное медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь[57] (по Номенклатуре не ясно, какие организации могут быть названы специальными медицинскими учреждениями, но, скорее всего, в их число и входят т. н. «медицинские организации особого типа» - психиатрическая больница строгого наблюдения, а также «специализированные больничные организации» - закрытое отделение специализированного типа психиатрической больницы). Если лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, уже находилось под арестом, когда был установлен факт его заболевания, оно переводится по постановлению прокурора в «специальное медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь, приспособленное для содержания больных в условиях строгой изоляции»[58]. Из действующего законодательства неясно, являются ли «условия строгой изоляции» идентичными по содержанию «строгому наблюдению», а также распространяется ли данное понятие на закрытые отделения специализированного типа специализированных больничных организаций. Более того, следует отметить, что Верховный суд Республики Казахстан оперирует совершенно иной классификацией психиатрических организаций, где может осуществляться принудительное лечение. В этой связи в Нормативном постановлении Верховного суда Республики Казахстан «О судебной практике по применению принудительных мер медицинского характера» говорится о следующих специализированных медицинских учреждениях, в которые при необходимости обеспечения мер безопасности могут помещаться лица: психиатрический стационар общего типа, психиатрический стационар специализированного типа, психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением[59]. Таким образом, в настоящее время в законодательстве Республики Казахстан существуют серьезные противоречия в классификации видов психиатрических организаций, в том числе в тех, где должны обеспечиваться меры безопасности и осуществляться принудительное лечение лиц. 3) Диспансеры как специальная лечебно-профилактическая организация создаются для оказания специализированной медицинской помощи определенным контингентам населения и осуществления систематического наблюдения за состоянием их здоровья. Лечение в психиатрическом диспансере оказывается в форме амбулаторной помощи, на дому, полустационарно и в стационаре при диспансере[60]. Согласно Положению о психоневрологическом диспансере он имеет закрепленную за ним административную территорию и принимает всех нуждающихся в амбулаторной и стационарной помощи, проживающих в зоне обслуживания, а также больных, нуждающихся в неотложной госпитализации и обязательном лечении[61], независимо от места постоянного жительства[62]. Психоневрологические диспансеры, как и больницы, находятся в ведении городского, областного, республиканского органа здравоохранения. Согласно Правилам устройства и эксплуатации психиатрических организаций доступ на территорию посторонних лиц должен быть ограничен и находиться под надзором[63]. Главный врач вправе ограничить время и условия свиданий лица с родственниками. Жалобы на плохое обращение с больными со стороны персонала рассматриваются назначенными главным врачом лицами. Лица, принудительно помещенные в психиатрические больницы и диспансеры, содержатся в закрытом режиме и не имеют возможности покинуть учреждения по своему желанию.[64] Закон Республики Казахстан «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» предусматривает доступ граждан, общественных организаций в психиатрические организации для осуществления деятельности по осуществлению прав содержащихся в них лиц. Часть 2 ст. 42 Закона обязывает общественные объединения согласовывать с администрацией психиатрических или психоневрологических организаций условия посещения находящихся в них лиц. Действия, которые могут предприниматься общественностью, заключаются в привлечении общественного внимания к фактам нарушения прав лиц, содержащихся в психиатрических организациях, создании независимых наблюдательных и инспекционных миссий по вопросам соблюдения прав и свобод человека при оказании психиатрической помощи, оказании лицам юридической помощи. Во время избирательных кампаний предусмотрен свободный доступ граждан и НПО к избирательным участкам, созданным при психиатрических учреждениях[65]. Ведомственные приказы детализируют круг субъектов, подлежащих допуску в учреждения и к лицам в них содержащимся, к которым относятся отдельные граждане, общественные организации, объединения, фонды, ассоциации, представители религиозных объединений, международных некоммерческих неправительственных объединений. При этом эти субъекты обязаны согласовывать, следовательно, получать разрешение у администрации учреждения для осуществления своей деятельности на территории учреждений[66]. В 1998 г. приказом Министерства здравоохранения был утвержден порядок создания общественного консультационно-экспертного совета по психиатрии, цель которого изучать условия и качество оказываемой помощи путем проверки работы соответствующих лечебно-профилактических учреждений. Следует отметить, что для осуществления своих функций члены совета имеют право запрашивать из учреждений здравоохранения медицинскую документацию граждан. К сожалению, не представилось возможным найти какую-либо информацию о деятельности вышеупомянутого Совета. Несмотря на то, что общественный контроль над деятельностью медицинских учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, законодательно закреплен и прописана схема создания общественного совета, на практике мониторинг и посещения учреждений не проводятся. В отчете о деятельности уполномоченного за 2006 г. говорится, что «мониторинг соблюдения прав лиц, содержащихся в психиатрических учреждениях, несмотря на развитие навыков правозащитного мониторинга в стране, уже в течение длительного времени остается вне внимания общественных организаций…»[67]. В 2006-2007 гг. Уполномоченный по правам человека посетил Актюбинский и Семипалатинский дома-интернаты для психоневрологических больных[68], областные психиатрические больницы в Акмолинской и Костанайской областях и Талдыкорганский региональный психоневрологический диспансер в Алматинской области.
1.4. Места принудительного лечения лиц, больных наркоманией, алкоголизмом и токсикоманией
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Казахстан «О медико-социальной реабилитации лиц, больных наркоманией» (далее - Закон) в стране могут создаваться наркологические организации или центры (учреждения, отделения) медико-социальной реабилитации.[69] К видам наркологических организаций относятся: «больницы, диспансеры, центры, отделения или кабинеты, которые оказывают наркологическую помощь»[70]. Однако в соответствии с Номенклатурой организаций здравоохранения в Казахстане могут создаваться только наркологические больницы, наркологические диспансеры и наркологические реабилитационные центры. Наркологические организации являются самостоятельными организациями здравоохранения, осуществляющими профилактическую работу, оказывающие специализированную медицинскую помощь (стационарно или амбулаторно) и медицинскую реабилитацию лиц, зависимых от психоактивных веществ (далее - ПАВ), в том числе от алкоголя, наркотиков, психотропных веществ, психостимуляторов, галлюциногенов, летучих растворителей, табака[71]. По данным Министерства здравоохранения на 2007 г. в республике действуют 22 наркологические организации с общим числом госпитализированных 4865, на учете в наркологических организациях состоят 303 044 лиц с психическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления психоактивных веществ[72]. В структуре наркологических организаций могут создаваться детско-подростковые наркологические подразделения, соматонаркологические отделения, стационарные отделения, в составе которых могут находиться специальные изолированные палаты с круглосуточным постом наблюдения, отделения для принудительного обследования больных[73]. Согласно Закону больные проходят лечение по собственному желанию, либо по желанию родных, кроме случаев, требующих оказания экстренной медицинской помощи. В таких случаях Правила направления лиц, больных наркоманией, условия содержания больных страдающих наркоманией, в центрах (отделениях) медико-социальной реабилитации предусматривают особый порядок доставления больных по экстренным показаниям в соматонаркологические отделения наркологических организаций без их согласия и без согласия родных, а также без предварительного уведомления близких[74]. В Правилах направления лиц, больных наркоманией, условия содержания больных, страдающих наркоманией, в центрах (отделениях) медико-социальной реабилитации отдельно прописан порядок госпитализации больных алкоголизмом и больных с зависимостью от ПАВ. Для первой группы больных предусмотрена выписка из отделения в случае отказа от лечения, самовольного ухода и нарушения режима[75]. При стационарном лечении больных второй группы сроки лечения решаются врачебно-консультативными комиссиями (далее - ВКК) и длятся от года до пяти лет[76]. Больного и его родных уведомляют о режиме учреждения, предусматривающего обязательный осмотр личных вещей, передач, обязательное присутствие персонала учреждения при свиданиях больного с его родными, для предотвращения нарушений режима больных, как правило, домой не отпускают[77].
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |