|
|
|
07.08.2009 Перспектива «зеленых инвестиций»
Мировой «круговорот» торговли квотами на парниковые выбросы в рамках Киотского протокола уже набрал значительную силу. «Втянулся» в международный процесс после ратификации значимого экологического документа и Казахстан. «Это открывает перед нами новые возможности в сфере развития энергоэффективных технологий, что позволит привлечь до одного миллиарда долларов инвестиций», - отметил Президент Нурсултан Назарбаев на 21-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов в Костанае 12 июня. А уже через неделю в Министерстве охраны окружающей среды был создан департамент Киотского протокола. О задачах нового подразделения - в беседе с его директором Толебаем АДИЛОВЫМ. - Толебай Агжигитович, расскажите о предпосылках создания департамента Киотского протокола на базе Министерства охраны окружающей среды. - Дело в том, что после ратификации перед Казахстаном встала дилемма. Мы могли бы выбрать только механизм «чистого развития». Этот путь предпочло большинство стран СНГ. Его суть - ждать, когда инвесторы будут решать: брать у нас квоты или нет, внедрять или нет технологии. Второе направление - реализация проектов совместного осуществления, предполагающих равноправное снижение выбросов парниковых газов. И именно второй путь после долгих дебатов и был выбран нашей страной. Конечно, Казахстан в этом случае ждут определенные трудности, так как мы берем на себя добровольное обязательство по недопущению превышения определенных лимитов выбросов. Но это еще и важное политическое решение в свете предстоящего председательствования Казахстана в ОБСЕ. А как мы знаем, один из основных факторов миссии ОБСЕ - это охрана окружающей среды. Одним из актуальнейших моментов «киотского направления» для Казахстана является вступление в так называемое Приложение B протокола, куда входят сегодня 39 наиболее развитых стран мира. Этот стратегический шаг позволит нам стать участниками реализации проектов совместного осуществления. И сегодня предпринимаются действенные «подготовительные» шаги на самом высоком уровне, чтобы данный стратегический замысел осуществился. Задача этих многосторонних международных попыток - прийти к тому, чтобы на 15-й конференции сторон рамочной конвенции ООН по изменению климата, которая состоится в конце текущего года в Копенгагене, 75 процентов стран ратифицировали заново Киотский протокол и поддержали кандидатуру Казахстана. Но это очень сложная и длительная процедура. Возможно, нам удастся «проложить» другой путь: признание Казахстана страной В. На сегодня наша страна является государством Приложения 1 Киотского протокола. И это уже большая наша удача! В связи с этим мы взяли на себя обязательство, что наши выбросы не будут выше базового 1992 года. В прошлом году в Познани на 14-й конференции Казахстан заявил, что к 2012 году, когда закончится действие Киотского протокола, мы не превысим «планку» 1992 года. - Каким образом будут прорабатываться механизмы торговли квотами в Казахстане в рамках Киотского протокола? - Это другое направление работы нашего департамента - подготовка внутреннего рынка торговли квотами. В прошлом году вышли три постановления Правительства, были утверждены правила инвентаризации, учета торговли парниковыми газами. Теперь с момента ратификации Киотского протокола они вступят в действие. Конечно, каждый год у нас проводится проверка уровня выбросов парниковых газов. Но охватить необходимо все предприятия. В первую очередь, инвентаризацию своих «отходов» должны провести крупнейшие предприятия первой категории, постепенно к ним присоединятся остальные. При вступлении Казахстана в Приложение В предусмотрены будут определенный лимит и соответствующие штрафные санкции за его нарушение. Если компания внедрит какую-либо технологию, которая позволит снизить количество парниковых газов, у нее останется определенный запас. Эту-то «разницу» возможно выгодно «продать». Такой механизм зарабатывания квот работает во всем мире, более того, сегодня помимо парниковых газов продают все загрязняющие вещества. А проекты совместного осуществления в отличие от механизма чистого развития позволят нам «вкладываться» вместе с инвестором и соответственно получать свои проценты от прибыли. Хотя, возможно, возникнет вопрос: чем привлекателен Казахстан для так называемых «зеленых» инвестиций? Многие мировые компании добились сегодня максимального снижения выбросов. Для их уменьшения необходимы чрезвычайно дорогостоящие новации. В нашей стране, вкладывая меньше в развитие технологий и добиваясь значительного уменьшения порога парниковых газов, они получат большое количество квот. На углеродном рынке сегодня появилось много компаний, сосредотачивающих свое внимание только на странах, у которых выбросы на 30-40 процентов ниже 1990-1992 годов. В Казахстане при базовых 344 миллионах тонн «горячего воздуха» 1992 года сегодня порядка 250-260 миллионов тонн выбросов. То есть «выгодный» запас - 80 миллионов. А если учесть, что цена за тонну сегодня десять евро, Казахстан может привлечь в страну до миллиарда долларов инвестиций. А пока страна ожидает вступления в Приложение В, мы можем работать по механизму чистого развития, то есть принимать инвестиции. Также у нашей республики очень большой потенциал внедрения возобновляемых источников энергетики, солнечной энергии, гидроэнергетики малых рек. - Действие Киотского протокола продолжится до 2012 года? Что же потом? - Главный вывод действия этого документа: экономическими механизмами можно влиять на изменение климата. Один из главных вопросов сегодня: каким будет процесс пост-Киота? Существуют различные мнения по этому поводу, не утихают жаркие дискуссии. В любом случае Казахстан не должен стоять в стороне. ЕС уже объявил программу «20/20/20», когда к 2020 году страны союза обязуются снизить выбросы на 20 процентов и увеличить долю возобновляемой энергетики на 20 процентов. На недавнем саммите «восьмерки» вообще прозвучало заявление, что к 2050 году сокращение пойдет на 80 процентов. Хотя, конечно же, Казахстану сложно пойти на это. Наша экономика на подъеме, огромные запасы ископаемых, в том числе каменного угля, и мы не можем закрыть традиционную энергетику и перевести ее на современные технологии. Но постепенно все же придем к мировым требованиям. - Как повлияют меры, принимаемые в рамках Киотского протокола, на экологическое состояние нашей страны? - Конечно, на первый взгляд, на фоне сильнейших наводнений в Европе, может показаться, что изменение климата не сильно затронуло Казахстан. Но все же мы видим, что участились снегопады на юге, все больше засухи на севере нашей республики. Может быть, замечаете, что почти нет моросящих дождей - как правило, только сильные ливни. Причем это мировая тенденция, отсюда и такие «потопы». Дело в том, что температура океана уже на полтора градуса выше, чем век назад, увеличивается испарение, тучи быстрее охлаждаются и моментально переходят в осадки. На последней конференции по изменению климата в Женеве представители африканских государств, малых островных стран заявили, что пришел момент истины, и через каких-то 20 лет просто не будет некоторых государств. Уровень воды катастрофически поднимается, в Африке вырубаются леса, идет опустынивание, деградация почв. Вопрос сегодня стоит не о предотвращении изменения климата, к сожалению, этот процесс сейчас необратим, а об адаптации и недопущении новых катаклизмов. И это не пустые слова, ситуация действительно серьезная. Так, в Таджикистане уже 40 процентов ледников растаяли, и, соответственно, идет изменение флоры и фауны - деревья отступают, снижается наполняемость рек, водохранилищ. В конце концов, это коснется и Казахстана, ведь у нас большинство истоков рек — в горных районах. Задача мирового сообщества - максимально снизить количество парниковых газов. Сам неблагоприятный эффект уже дает о себе знать, и наша задача стабилизировать его на существующем уровне.
Беседовала Марьям ТУРЕЖАНОВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |