Укреплять принципы законности
Б. Омаров, судья Актюбинского областного суда, А. Тулегенов, ведущий специалист Актюбинского областного суда
Институт присяжных имеет многовековую историю.
Введение в уголовное судопроизводство Казахстана института суда присяжных заседателей стало важным этапом судебной реформы, который играет роль модератора укрепления принципов законности, объективности при оценке доказательств, независимости суда при принятии решения. Влияет на уменьшение судебных ошибок и злоупотребление, позволяет соблюсти коллегиальность путем участия представителей народа в осуществлении правосудия, а также повысить уровень правовой защищенности граждан в рамках демократического судопроизводства. Необходимость введения судопроизводства с участием присяжных заседателей обозначена в Концепции правовой политики РК, одобренной Указом Президента от 20 сентября 2002 года - программном документе, определяющем развитие законодательства и правоприменительной политики на период до 2010 года. 16 ноября 2006 года Н. Назарбаевым подписан Закон «О присяжных заседателях» (введен в действие с 1 января 2007 года), в котором определен их правовой статус. В соответствии со ст. 1 этого Закона «О присяжных заседателях» «присяжным заседателем является гражданин Республики Казахстан, призванный к участию в рассмотрении» судом дела в порядке, установленном законом, и принявший присягу». Следует отметить, что участие представителей в осуществлении правосудия в нашей стране имеет исторические корни. Во главе судебной власти в казахском обществе стояли бии, избираемые народом. Звание биев присваивалось только тем, кто обладал ораторским искусством, глубокими знаниями норм обычного права и пользовался авторитетом в обществе. После установления советской власти представители общественности также привлекались к процессу отправления правосудия. Участие народных заседателей было закреплено в Конституции 1936 года. Вместе с тем отсутствие четкого правового механизма, регулирующего участие народных заседателей в рассмотрении дел, привело в последующем к умалению их роли. Народные заседатели не несли никаких обязанностей и ответственности, их личности не проверялись на предмет привлечения к уголовной ответственности и судимости, не были установлены ограничения, они не принимали присягу. В конечном итоге участие народных заседателей стало формальностью, что в последующем и послужило основанием для отказа от данного института. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|